Лживая статистика

 

Выступление министра просвещения в Госдуме в очередной раз вызвало бурное негодование в учительской среде. «Она, наверное, в другой стране живет». Особенно возмутили педагогов слова Васильевой о том, что учителя физики вполне могут вести и биологию. А также статистика, из которой следует, что все российские школы, включая сельские, укомплектованы педагогами на 99%.

 Нехватка учителей в школах наблюдается даже в ближайшем Подмосковье, например, в Чехове или Подольске.

— Мне 74 года, я уже на пенсии, — рассказывает бывшая учительница из Подольского района. — Тем не менее каждый год мне звонят из моей школы и уговаривают вернуться. Даже в Подмосковье сейчас остро не хватает педагогов .

Хороших учителей становится все меньше, большинство из них едут на работу в столицу, так как там совсем другие зарплаты.

Ситуация в глубинке намного хуже, там учителям действительно приходится следовать заветам министра и преподавать биологию с черчением, а то и с литературой. При этом, в отличие от Васильевой, педагоги уверены, что данная ситуация совершенно ненормальна.

Например, Павел Волков, учитель школы в поселке Яблоново в Забайкалье, долгое время преподавал сразу шесть (!) предметов. «Сначала я специализировался лишь на физике и математике. Но потом уволился учитель истории, а нового нет. Меня попросили: возьми историю, ты начитанный, справишься, — говорит он. — Потом так же информатику пришлось взять, черчение и даже музыку. А что делать? Специалистов нет, единственное жилье, которое мы можем предложить, — квартира в бараке». И поясняет, что все новые для себя предметы он осваивал самостоятельно.

— Ситуация просто катастрофическая, — рассказала учительница одной из школ Алтайского края. — Наша школа находится в небольшом городке, из-за нехватки педагогов каждый из нас преподает практически все, что может. Например, преподавателю по биологии пришлось переквалифицироваться и взять на себя еще и ОБЖ с географией, а учитель русского и литературы ведет физкультуру, рисование и труд. Представляете, по сколько часов нам приходится работать?

— Региональные власти не делают практически ничего, чтобы поддержать сельские школы, — рассказывает директор школы из Курганской области. — Зарплаты мизерные, жилье учителям никто не предоставляет, в результате к нам никто ехать не хочет.

Часть наших учителей работают совместителями в нескольких школах одновременно. Они на собственных машинах ездят по 30–40 км в одну сторону каждый день, только так и выживаем. Самая большая проблема, конечно, с педагогами иностранного. Уговариваем сейчас учительницу русского, которая неплохо знает английский, чтобы она занялась и им...

Прокомментировать ситуацию мы попросили первого зампреда Комитета по образованию и науке ГД Олега Смолина:

«... по официальной статистике в нашей стране действительно не хватает лишь 1% учителей. Реальность же совсем иная. Накануне учебного года «Народный фронт» провел опрос среди учителей: оказалось, что в 48% школ не хватает учителей, особенно преподавателей математики, иностранного языка, русского языка и литературы.

Хуже всего в небольших городах и селах; люди оттуда уезжают в мегаполисы, где больше платят. После введения новой системы оплаты труда (НСОТ) у сельских учителей отобрали 25%-ную надбавку. А подъемные в большинстве регионов не превышают 20 тысяч рублей.

...Переломить данную ситуацию можно только одним способом: средняя зарплата педагогов должна рассчитываться в соответствии со средней по стране, а не по региону. Кроме того, педагоги должны нормально получать за одну ставку...

Официальная статистика не учитывает того, что большинство учителей сейчас работают на 1,5 и даже 2 ставки, что совершенно недопустимо и, безусловно, сказывается и на качестве образования, и на здоровьи учителей.

По сути, если педагог дает по 36 уроков в неделю, то у него либо нет времени жить, либо нет времени готовиться к урокам.

При этом в большинстве регионов даже за двойную работу платят гроши. Например, в Омской области учитель на 2-х ставках получает 25 тысяч, хотя по майским указам президента он должен получать такую сумму на 1 ставке...

С мнением Ольги Васильевой по поводу того, что учитель может одновременно преподавать разные предметы, я совершенно не согласен. Если учитель русского будет вести математику, а астроном — химию, на выходе мы получим резкое снижение качества образования. Хотя если учитель ведет одновременно математику и физику, историю и обществознание или биологию и химию — это нормально, педагогические институты готовят студентов по смежным предметам».

Материал предоставила

 Ирина Кантарович

https://zen.yandex.ru/media