Лживая статистика
Выступление министра
просвещения в Госдуме в очередной раз вызвало бурное негодование в учительской
среде. «Она, наверное, в другой стране живет». Особенно возмутили педагогов
слова Васильевой о том, что учителя физики вполне могут вести и биологию. А
также статистика, из которой следует, что все российские школы, включая
сельские, укомплектованы педагогами на 99%.
Нехватка учителей в школах наблюдается даже в
ближайшем Подмосковье, например, в Чехове или Подольске.
— Мне 74 года, я уже на
пенсии, — рассказывает бывшая учительница из Подольского района. — Тем не менее каждый год мне звонят из моей школы и уговаривают
вернуться. Даже в Подмосковье сейчас остро не хватает педагогов .
Хороших учителей становится
все меньше, большинство из них едут на работу в столицу, так как там совсем
другие зарплаты.
Ситуация в глубинке намного
хуже, там учителям действительно приходится следовать заветам министра и
преподавать биологию с черчением, а то и с литературой. При этом, в отличие от
Васильевой, педагоги уверены, что данная ситуация совершенно ненормальна.
Например, Павел Волков,
учитель школы в поселке Яблоново в Забайкалье, долгое время преподавал сразу
шесть (!) предметов. «Сначала я специализировался лишь на физике и математике.
Но потом уволился учитель истории, а нового нет. Меня попросили: возьми
историю, ты начитанный, справишься, — говорит он. — Потом так же информатику
пришлось взять, черчение и даже музыку. А что делать? Специалистов нет,
единственное жилье, которое мы можем предложить, — квартира в бараке». И
поясняет, что все новые для себя предметы он осваивал самостоятельно.
— Ситуация просто
катастрофическая, — рассказала учительница одной из школ Алтайского края. —
Наша школа находится в небольшом городке, из-за нехватки педагогов каждый из
нас преподает практически все, что может. Например, преподавателю по биологии
пришлось переквалифицироваться и взять на себя еще и ОБЖ с географией, а
учитель русского и литературы ведет физкультуру, рисование и труд.
Представляете, по сколько часов нам приходится работать?
— Региональные власти не
делают практически ничего, чтобы поддержать сельские школы, — рассказывает
директор школы из Курганской области. — Зарплаты мизерные, жилье учителям никто
не предоставляет, в результате к нам никто ехать не хочет.
Часть наших учителей
работают совместителями в нескольких школах одновременно. Они на собственных
машинах ездят по 30–40 км в одну сторону каждый день, только так и выживаем.
Самая большая проблема, конечно, с педагогами иностранного.
Уговариваем сейчас учительницу русского, которая неплохо знает английский,
чтобы она занялась и им...
Прокомментировать ситуацию
мы попросили первого зампреда Комитета по образованию и науке ГД Олега Смолина:
«... по официальной
статистике в нашей стране действительно не хватает лишь 1% учителей. Реальность
же совсем иная. Накануне учебного года «Народный фронт» провел опрос среди
учителей: оказалось, что в 48% школ не хватает учителей, особенно
преподавателей математики, иностранного языка, русского языка и литературы.
Хуже всего в небольших
городах и селах; люди оттуда уезжают в мегаполисы, где больше платят. После
введения новой системы оплаты труда (НСОТ) у сельских учителей отобрали 25%-ную
надбавку. А подъемные в большинстве регионов не превышают 20 тысяч рублей.
...Переломить данную
ситуацию можно только одним способом: средняя зарплата педагогов должна
рассчитываться в соответствии со средней по стране, а
не по региону. Кроме того, педагоги должны нормально получать за одну ставку...
Официальная статистика не
учитывает того, что большинство учителей сейчас работают на 1,5 и даже 2
ставки, что совершенно недопустимо и, безусловно, сказывается и на качестве
образования, и на здоровьи учителей.
По сути, если педагог дает по
36 уроков в неделю, то у него либо нет времени жить, либо нет времени
готовиться к урокам.
При этом в большинстве
регионов даже за двойную работу платят гроши. Например, в Омской области
учитель на 2-х ставках получает 25 тысяч, хотя по майским указам президента он
должен получать такую сумму на 1 ставке...
С мнением Ольги Васильевой
по поводу того, что учитель может одновременно преподавать разные предметы, я
совершенно не согласен. Если учитель русского будет вести математику, а
астроном — химию, на выходе мы получим резкое снижение качества образования.
Хотя если учитель ведет одновременно математику и физику, историю и
обществознание или биологию и химию — это нормально, педагогические институты
готовят студентов по смежным предметам».
Материал предоставила
Ирина Кантарович