Сколько стоит хлебушек?

 

Открытый в 1929 году Ногинский хлебозавод, после акционирования – ОАО «Ногинский хлебокомбинат», в год своего 90-летия, в октябре 2019 г. прекратил работу. Продукцию завода любили жители Ногинска и многих населенных пунктов Восточного Подмосковья. Хлебокомбинат работал слаженно, хотя использовал печи ещё советского времени, реконструированные под газовое топливо.

Работал нормально до 2016 года, на нем трудилось около 1500 работников, прибыль от реализации продукции составляла порядка 1 млн. руб. в неделю. А потом начались сбои. За 2017-2019 годы на нем сменилось три финансовых дирек-тора. Единый хлебокомбинат был разделен на пять отдельных фирм со своими названиями и регистрациями в разных точках страны и за рубежом. Новые директора прибыль завода стали вкладывать не в обновление и расширение производства и соблюдение санитарных и техноло-гических норм, а в строительный бизнес и на другие цели.

Но, главное, – начались хитрости с оформлением трудовых договоров работников: они содержали неразглашаемую (конфиденциальную) часть, которая состояла в следующем. Рабочие смены на комбинате были по 12 часов – с 7 до 19 и с 19 до 7 часов утра следующего дня. Пользуясь тем, что на комбинате не было профсоюза, трудовой договор официально оформлялся на неполный рабочий день – 4 часа рабочего времени и являлся его «белой частью», с окладом, к примеру, 13000 рублей за эту часть рабочего времени. Остальные 8 часов рабочие трудились без оформления официальных документов – «по-черному», получая весомый довесок к «белой» зарплате – 52000 рублей, но «черная часть» уменьшала налоги работодателя, не влияла на пенсионные отчисления, оплату больничных листов и другие выплаты работнику. Поскольку общий начисленный заработок в месяц был приличный (65000 рублей), рабочие соглашались на такие махинации.

Неожиданно за май-июль 2019 года рабочим не выплатили зарплату, «кормили» только обещаниями о её выплате, начались массовые увольнения рабочих. В феврале работало 800 человек, а в августе осталось менее двухсот. В середине сентября оставшаяся часть работников без соблюдения предусмотренных Трудовым Кодексов процедур объявила забастов-ку, требуя немедленной выплаты зарплаты. Средства для выплаты «белой» зарплаты руководство нашло, и забастовка прекратилась, но работники хотели получить, как и раньше, зарплату и за «черную часть», но не тут-то было. Некоторые из них обратились в Ногинскую городскую прокуратуру, к министру труда Топилину, в Трудовую инспекцию г. Электросталь – ответ был один: расчет произведен правильно (т.е. за «белую часть» трудового дня, проходящую по документам). По спискам акционеров проходит несколько аффилированных лиц – это физическое или юридическое лицо, обладающее не менее 20% голосующих акций, способное оказывать влияние на деятельность юридических и/или физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность – кто реально является аффилированными лицами – неизвестно.

 Бывший ранее одним из лидеров промышленных предприятий Ногинска, ОАО «Ногинский хлебокомбинат» стал нечестным работодателем и банкротом. К этому привели частная собственность, погоня за наживой, то есть капитализм. В последние дни стало известно, что прокуратура всё же решила заняться разбирательством того, что же произошло на хлебокомбинате – стратегическом ресурсном предприятии города.

О забастовке узнали СМИ. На комбинат в сентябре и октябре приезжали съемочные группы телеканалов «360» и «VRT», представители Российского комитета рабочих из г. Электросталь, корреспондент партии «РОТФРОНТ». В интернете появились краткие репортажи о забастовке и интервью с обманутыми и возмущенными работниками. 10 октября в местной газете было опубликовано Уведомление о проведении 1 ноября 2019 г. собрания акционеров по вопросу о добровольной ликвидации ОАО и назначении ликвидационной комиссии. Комбинат остановлен, на нем осталось около 50 человек работников.

Вывод из этой грустной истории должен быть такой: если на предприятии собралось больше трех работников, они должны создать профсоюз, составить Коллективный договор и выйти на его заключение с работодателем. Причем в Коллективном договоре должно быть прописано правило заключения Трудового договора с каждым работником без «конфиденциальных частей», без коммерческой тайны. И далее надо следить, чтобы работодатель не смел так нагло, без правильного оформления Трудовых договоров с работниками, «по-черному» эксплуатировать их труд.

В РФ бесплатный (принудительный) труд запрещен (ст. 37 Конституции РФ).

Записано со слов бывшей работницы

«Ногинского хлебокомбината» Елены К.

 

P.S. 24.10 вывешен приказ без подписи (?) о закрытии завода с 15.10. Рабочие пишут Президенту, требуют выплат зарплат и уже - национализации производства. Часть рабочих объявили голодовку.