Бывают ли атеисты в окопах

От верующих часто можно услышать, что в окопах атеистов не бывает. Эта расхожая фраза служит всеобщим ответом на любые претензии критиков религии.
Однако у ветерана Великой Отечественной, участника Битвы за Москву, доктора философских наук и исламоведа Юрия Григорьевича Петраша другое мнение на этот счёт.
«Всё больше и больше мы встречаемся, к сожалению, с разного рода писаниями, с разного рода выступлениями в печати и устно, будто бы атеизм – это зло, будто бы атеизм – это некое черное пятно на совести людей, будто бы без атеизма люди чище и так далее.

Возьмём хотя бы тот факт, когда говорят, что защитники Родины с молитвами якобы являются более храбрыми, более ответственными, более патриотичными. Здесь я буду свидетельствовать, как непосредственный участник Великой Отечественной войны, прошедший два фронта, прошедший Южный фронт в качестве сына полка, повидавший очень много. И перед собственной совестью и народом я ответственно заявляю: это неправда, что в окопах атеистов не бывает.

Вот как раз наоборот, в окопах там и созревают очень стойкие представления о том, что никакая божественная сила не спасает людей ни от пули, ни от других фронтовых несчастий и невзгод.

В 1942 году вслед за батькой я со своим другом Генкой ушёл на фронт, точнее не ушёл, а убежал, как убегали туда многие подростки. Когда нас приглашал в гости героический Курск, нам сообщили, что более 300 тысяч подростков, девушек, девочек, мальчишек воевали на фронтах Отечественной войны.

В сущности, мы были лишены детства. Но мы, многое повидав, многое осознали, нам многое подсказали наши комиссары и командиры. И как же можно было поверить в некие божественные силы, когда мы видели тела, буквально растерзанные снарядами, минами. Когда мы видели груды тел здоровых мужчин, парней 16-ти, 17-ти, 20-летних, которые ещё не знали поцелуя девушки, которые хотели, очень хотели жить, но война оборвала ценные жизни этих молодых людей.
Как же можно было поверить в существование Бога, в его лучшие эпитеты, в его защиту, в его благосклонность и любовь к людям, когда мы лицезрели совершенно страшные картины, когда ручьями лилась кровь, когда мы из под груд тел вытаскивали тяжелораненых и многие из них кричали: «Братцы, у меня дома дети, я не хочу умирать!»

И мы, сами окровавленные, сами повидавшие эти ужасы, мы, слышавшие раньше, будто бы Бог видит все, спасает всех, помогает всем, мы буквально неистовствовали: «Где ты, Бог? Если ты милостивый, что же ты делаешь?»

И в это время жутким контрастом было то, как гитлеровские вояки, засучив рукава, со шмайссерами в руках, развернувшись в цепи, наступали на нас. Эти немецкие тевтонцы шли на нас и убивали– с бляхами на ремнях с надписью «Gott mit uns» («С нами Бог»).
Естественно, у нас вставали вопросы. С вами Бог? А почему он не с нами? Мы же защищаем свою родную землю. Мы защищаем свой кров. Мы защищаем свою независимость, чтобы не быть рабами тех, кто вероломно напал на нашу Родину. Вот эти мысли нас одолевали».

Слова Ю.Г. Петраша показывают настоящую цену тезиса, что в окопах атеистов не бывает.
https://dzen.ru
Издание «Коммунист Ленинграда» №6/2023