Грубые ошибки – только в учебниках или, главное, – в устройстве нашего общества
Госдума приняла в I чтении законопроект об экспертизе РАН школьных
учебников. Законопроект закрепляет участие Российской академии наук в
проводимой Министерством просвещения РФ экспертизе учебников и
разработанных в комплекте с ними учебных пособий. Это касается программ
начального, основного и среднего общего образования.
«На сегодня у нас много вопросов к качеству учебных материалов. В них
содержатся фактические ошибки, сомнительные трактовки», — написал в
своем телеграм-канале депутат Госдумы Олег Смолин.
Как сообщает корреспондент Накануне.RU.А Елена Рычкова, тем временем в
Екатеринбурге создали петицию с призывом исправить «грубые ошибки» и
«агитационный стиль» в учебнике истории. Весьма показательно и ценно,
что петицию создал студент-историк УрГПУ Владислав Мосин. Ранее с
критикой линейки учебников по истории под редакцией Мединского выступал
ряд историков, многие указывают на сомнительные аспекты: такие как
агитационный, а не научный стиль написания, неоднозначные суждения и
манипуляции в стиле «телевизионных тезисов», не говоря уже про
фактические ошибки.
В пояснительной статье Владислав Мосин сообщает, что фактиче-ские
ошибки и оценочные суждения, в частности, касаются, например, тезиса
Владимира Путина о том, что «Ленин заложил огромную бомбу под здание
Советского Союза».
«Сам тезис крайне нелогичный. «Заложил бомбу» или другие известные
употребления данной фразы, как «заложил мину», «мина замедленного
действия» и т.д., имеют в своей основе целенаправленное действие. Из
этого проистекает нелогичный вывод, что Владимир Ленин этим решением
планировал развалить в будущем то, что так отчаянно хотел создать.
Причина распада Советского Союза не кроется в 70-летней давности.
Причин много, и куда ближе к истине развала страны относительно
недавние события, и совсем не В.И. Ленин их участник», — поясняет Мосин.
Зато очень много места в учебнике посвящено религиозному философу Ивану
Ильину. При этом, создатель петиции отмечает, что авторы учебника не
смогли определиться: то ли Ильин был выслан из страны, то ли
самостоятельно её покинул. Во-вторых, ни слова не сказано о том, что он
был прямым пособником нацистской Германии.
Еще один ошибочный постулат касается понятия «кулак» — в учебнике за 10
класс «кулак» это представитель сельской буржуазии, «который нажил свое
имущество упорным трудом», а потом не хотел это имущество отдавать. Все
же своим трудом или трудом зависимых от него мелких крестьян?
Катынский расстрел — еще один спорный момент. В учебнике сказано, что
документы, опубликованные в начале 90-х, указывают на то, что часть
пленных польских военнослужащих была расстреляна органами НКВД.
Создатель петиции обращает внимание на то, что по данному инциденту
проведено два расследования: советское, в котором сомневаются авторы
учебника, и нацистское.
«В 1945—1946 годах Международный трибунал в Нюрнберге официально
признал советское расследование, что отражено в приговоре трибунала. На
сегодняшний день данный приговор, где в расстреле польских
военнопленных в Катын-ском лесу были признаны виновными нацистские
военные преступники, официально никем пересмотрен не был, несмотря на
опубликованные в 1990-х годах документы», — сказал Мосин в беседе с
Накануне.RU.
Автор петиции обращает внимание на манипуляции по поводу
«ленинградского дела» врачей, на то, что церковь как социальный
институт представлена в учебнике сугубо с положительной стороны и не
упомянуто ни слова про то, что [в советское время] любое
вероисповедание по закону было разрешено, для чего были сохранены и
созданы места для совершения религиозных обрядов со всем необходимым.
Данный аспект был отражён в 1918 году в «Декрете об отделении церкви от государства и школы от церкви».
Также в линейке учебников нашли ряд других ошибок, которые касаются и
регулярного снижения цен на товары первой необходимости с 1946 года — в
учебниках сроки сокращены на несколько лет; присутствуют другие
фактические ошибки, неточности относительно использования разных
летоисчислений.
Но главное даже не количество «оплошностей» такого рода, хотя они не
должны присутствовать в учебниках, а общий посыл и стиль написания
линейки Мединского. «Да, подход к отечественной истории изменился. Если
раньше советский период был необъективно представлен в явно
неприглядном виде, – говорит В. Мосин, – то сегодня российская
историческая наука пересматривает свое отношение, но очень своеобразно.
Так, например, империалистические устремления Российской империи в
Первой мировой войне либо не упомянуты, либо упомянуты в обеленном
защитническом виде. А главное — нарушена хронология: новейшее время
теперь начинается с 1914 года и продолжается до сих пор.
Периоды Первой и Второй мировой войн объединены в одном учебнике (хотя
предпосылки там разные). А в учебнике для 11 класса неоправданно много
глав посвящено современности — Украине и высказываниям Владимира
Путина, хотя он, при всем уважении (пишет автор), не является
историком. Много манипулятивных обращений к эмоциям школьников,
используется множество призывов, обращений и личных местоимений, таких
как «мы» и «наша страна»».
Напомним, что с инициативой создания единой линейки учебников для
средней школы в 2013 году выступил президент Путин, так как в некоторых
пособиях по истории тогда «проскакивали такие вещи, которые неприемлемы
для любого народа». В 2023 году помощник президента Владимир Мединский
представил новый единый государственный учебник по всемирной истории и
истории России для 10-11 классов под редакцией самого же Мединского, а
также Чубарьяна и Торкунова.
От редакции. Напомним также слова «верховного» о необходимости чтить
историю, изучать ее, не искажать ее факты. Совпадают ли слово и дело в
этом и множестве других случаях?
Напомним также, что об этом напрочь забыли (не хотят помнить)
эксперты-преподаватели Уфимского университета науки и технологии, (и
его структуры «Координационный совет по вопросам формирования у
молодежи активной гражданскрой позиции ...», которые дружно в
экспертном анализе позволили себе дать такое заключение относительно
Уфимской Пятерки: «Деятельность членов данной группы имеет
экстремистскую направленность, т.к. она осуществляется в рамках особых
организаций единомышленников, создаваемых на основе экстремистских
идеологий, в данном случае – идеологий социализма»!
Именно этому эти преподы (кандидаты наук) учат современную молодежь и без учебников. Учебники – им в помощь.
А верность истории тут ни при чем.