Грубые ошибки – только в учебниках или, главное, – в устройстве нашего общества

Госдума приняла в I чтении законопроект об экспертизе РАН школьных учебников. Законопроект закрепляет участие Российской академии наук в проводимой Министерством просвещения РФ экспертизе учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий. Это касается программ начального, основного и среднего общего образования.
«На сегодня у нас много вопросов к качеству учебных материалов. В них содержатся фактические ошибки, сомнительные трактовки», — написал в своем телеграм-канале депутат Госдумы Олег Смолин.
Как сообщает корреспондент Накануне.RU.А Елена Рычкова, тем временем в Екатеринбурге создали петицию с призывом исправить «грубые ошибки» и «агитационный стиль» в учебнике истории. Весьма показательно и ценно, что петицию создал студент-историк УрГПУ Владислав Мосин. Ранее с критикой линейки учебников по истории под редакцией Мединского выступал ряд историков, многие указывают на сомнительные аспекты: такие как агитационный, а не научный стиль написания, неоднозначные суждения и манипуляции в стиле «телевизионных тезисов», не говоря уже про фактические ошибки.
В пояснительной статье Владислав Мосин сообщает, что фактиче-ские ошибки и оценочные суждения, в частности, касаются, например, тезиса Владимира Путина о том, что «Ленин заложил огромную бомбу под здание Советского Союза».
«Сам тезис крайне нелогичный. «Заложил бомбу» или другие известные употребления данной фразы, как «заложил мину», «мина замедленного действия» и т.д., имеют в своей основе целенаправленное действие. Из этого проистекает нелогичный вывод, что Владимир Ленин этим решением планировал развалить в будущем то, что так отчаянно хотел создать. Причина распада Советского Союза не кроется в 70-летней давности. Причин много, и куда ближе к истине развала страны относительно недавние события, и совсем не В.И. Ленин их участник», — поясняет Мосин.
Зато очень много места в учебнике посвящено религиозному философу Ивану Ильину. При этом, создатель петиции отмечает, что авторы учебника не смогли определиться: то ли Ильин был выслан из страны, то ли самостоятельно её покинул. Во-вторых, ни слова не сказано о том, что он был прямым пособником нацистской Германии.
Еще один ошибочный постулат касается понятия «кулак» — в учебнике за 10 класс «кулак» это представитель сельской буржуазии, «который нажил свое имущество упорным трудом», а потом не хотел это имущество отдавать. Все же своим трудом или трудом зависимых от него мелких крестьян?
Катынский расстрел — еще один спорный момент. В учебнике сказано, что документы, опубликованные в начале 90-х, указывают на то, что часть пленных польских военнослужащих была расстреляна органами НКВД. Создатель петиции обращает внимание на то, что по данному инциденту проведено два расследования: советское, в котором сомневаются авторы учебника, и нацистское.
«В 1945—1946 годах Международный трибунал в Нюрнберге официально признал советское расследование, что отражено в приговоре трибунала. На сегодняшний день данный приговор, где в расстреле польских военнопленных в Катын-ском лесу были признаны виновными нацистские военные преступники, официально никем пересмотрен не был, несмотря на опубликованные в 1990-х годах документы», — сказал Мосин в беседе с Накануне.RU.
Автор петиции обращает внимание на манипуляции по поводу «ленинградского дела» врачей, на то, что церковь как социальный институт представлена в учебнике сугубо с положительной стороны и не упомянуто ни слова про то, что [в советское время] любое вероисповедание по закону было разрешено, для чего были сохранены и созданы места для совершения религиозных обрядов со всем необходимым.
Данный аспект был отражён в 1918 году в «Декрете об отделении церкви от государства и школы от церкви».
Также в линейке учебников нашли ряд других ошибок, которые касаются и регулярного снижения цен на товары первой необходимости с 1946 года — в учебниках сроки сокращены на несколько лет; присутствуют другие фактические ошибки, неточности относительно использования разных летоисчислений.
Но главное даже не количество «оплошностей» такого рода, хотя они не должны присутствовать в учебниках, а общий посыл и стиль написания линейки Мединского. «Да, подход к отечественной истории изменился. Если раньше советский период был необъективно представлен в явно неприглядном виде, – говорит В. Мосин, – то сегодня российская историческая наука пересматривает свое отношение, но очень своеобразно.
Так, например, империалистические устремления Российской империи в Первой мировой войне либо не упомянуты, либо упомянуты в обеленном защитническом виде. А главное — нарушена хронология: новейшее время теперь начинается с 1914 года и продолжается до сих пор.
Периоды Первой и Второй мировой войн объединены в одном учебнике (хотя предпосылки там разные). А в учебнике для 11 класса неоправданно много глав посвящено современности — Украине и высказываниям Владимира Путина, хотя он, при всем уважении (пишет автор), не является историком. Много манипулятивных обращений к эмоциям школьников, используется множество призывов, обращений и личных местоимений, таких как «мы» и «наша страна»».
Напомним, что с инициативой создания единой линейки учебников для средней школы в 2013 году выступил президент Путин, так как в некоторых пособиях по истории тогда «проскакивали такие вещи, которые неприемлемы для любого народа». В 2023 году помощник президента Владимир Мединский представил новый единый государственный учебник по всемирной истории и истории России для 10-11 классов под редакцией самого же Мединского, а также Чубарьяна и Торкунова.
От редакции. Напомним также слова «верховного» о необходимости чтить историю, изучать ее, не искажать ее факты. Совпадают ли слово и дело в этом и множестве других случаях?
Напомним также, что об этом напрочь забыли (не хотят помнить) эксперты-преподаватели Уфимского университета науки и технологии, (и его структуры «Координационный совет по вопросам формирования у молодежи активной гражданскрой позиции ...», которые дружно в экспертном анализе позволили себе дать такое заключение относительно Уфимской Пятерки: «Деятельность членов данной группы имеет экстремистскую направленность, т.к. она осуществляется в рамках особых организаций единомышленников, создаваемых на основе экстремистских идеологий, в данном случае – идеологий социализма»!
Именно этому эти преподы (кандидаты наук) учат современную молодежь и без учебников. Учебники – им в помощь.
А верность истории тут ни при чем.