Что случилось с Грецией?

Как говорится в злободневном анекдоте, «после футбола нам все будут рассказывать про кризис в Греции». Ну чтож, давайте поговорим про кризис в Греции.

Итак, до мая 2012 года Компартия Греции (ККЕ), считающася одним из основных международных партнеров РКРП, была главной и самой крутой оппозиционной силой в Греции и по результатам всех выборов считалась третьей политической силой в стране после двух буржуазных партий - «Новой демократии» и ПАСОК, периодически менявшихся у власти.

На выборах 6 мая 2012 года (в день нашего марша миллионов) избиратели Греции отказали в доверии этим двум буржуазным партиям, которые пошли на урезание социальных расходов в соответствии с требованиями Евросоюза.

Однако, ушедшие от буржуйских партий голоса протестно настроенных избирателей ушли не к компартии, которую было принято считать главной оппозиционной силой, а к «коалиции леворадикальных сил» СИРИЗА (которую многие называют аналогом российского «Левого фронта»).

Впрочем, и у компартии был повод радоваться - коммунисты увеличили количество своих мандатов (примерно как российские партии «системной оппозиции» после думских выборов-2011 - когда у них типа «украли голоса», но увеличилось количество мандатов).

Однако использовать это большое число мандатов для организации борьбы трудящихся ККЕ оказалась не судьба: поскольку создать коалицию так и не удалось, 17 июня были проведены новые выборы. СИРИЗА ещё более увеличила число своих голосов почти в 2 раза по сравнению с прошлыми выборами (с 16 до почти 30%), но для взятия власти этого оказалось недостаточно.

Компартия же потерпела сокрушительное поражение, снизив количество своих мандатов более чем в 2 раза менее чем за месяц (с 26 до 12!) и скатившись с положения третьей политической силы в стране на... седьмое место, получив лишь 4,5% (последние из числе преодолевших 3%-й барьер), проиграв даже неофашистам и непонятным «демократическим левым», которых 6 мая всё-таки опередили.

Спрашивается, почему такое произошло?

Ну, можно конечно, сослаться на особенности местной политической системы (когда партия, занявшая первое место, автоматом получает 50 дополнительных мандатов), и на особенности психологии избирателей, которые из нескольких родственных партий голосуют за ту, у которой имеются большие шансы прийти к власти (поэтому, вполне вероятно, что за Сиризу голосовали и многие потенциальные сторонники ККЕ. Но, зададимся вопросам - а может быть, греческие коммунисты что-то делали неправильно? И не следует ли нам извлечь какие-то уроки из их ошибок?

У нас есть товарищи, которые бывали в Греции и общались с товарищами из ККЕ, поэтому они, вероятно, смогут изложить более компетентное мнение. Я же изложу дел так, как это видится издалека.

Во-первых, судя по всему, на примере Греции подтверждается то, о чём я уже пиcал: организации, созданные по принципу иерархической структуры, которые 100 лет назад действительно были наиболее эффективной формой политической организации, сегодня проигрывают сетевым структурам. Меня тут недавно высмеивали за такие утверждения - но, как видим, выводы делать всё равно приходится.

Что же касается конкретных причин того, почему ККЕ просла (в смысле проспала) нынешний кризис? 

Вот скажите, как на ваш взгляд, правильной ли была позиция ККЕ в ходе массовых народных столкновений 2009 года, когда основная рекомендация ККЕ сводилась к тому, чтобы «повсеместно усилить позиции Компартии, в т.ч. и на предстоящих выборах» (повсеместно усилить - это, конечно, дело богоугодное, но при чём тут, извините, выборы, которые будут когда-то потом?). В оригинале этого заявления на русскоязычной странице сайта ККЕ  говорится: «Трудящиеся должны нанести мощный удар по партиям двухпартийной системы, ... НД и ПАСОК должны получить окончательный урок на следующих выборах». Ну, поздравляю, добились своего: нанесли удар по двухпартийной системе, НД и особенно ПАСОК получили свой урок на выборах. Только что с этого имеет ККЕ - тайна сия велика есть.  

Или, например, из рассказов товарищей, ездивших в Грецию, иногда узнаёшь такое подробности, которые... ну как сказать... возможно, с точки зрения греческого национального характера являются нормальными и сами собой разумеющимися, но с точки зрения человека, живущего в России, выглядят несколько противоестественно.

Вот, например, как рассказывают, ККЕ практикует такой «креативный» приём по недопущению провокаций во время митингов. Колонна ККЕ во время демонстраций состоит из отдельных колонн, каждая из которых относится, например, к тому или иному предприятию, профсоюзу или территориальной единице. И войти в соответствующую колонну может только или член партии из соответствующей организации, или уже зарегистрированный сторонник. А человека с улицы в колонну ККЕ не примут. Надо понимать, что тут такая презумпция виновности и каждого незнакомого человека рассматривают как потенциального провокатора. 

Спрашивается: а если в демонстрации ККЕ хочет принять участие какой-нибудь сторонник ККЕ, не являющийся членом партии и не зарегистрированный в качестве сторонника, то в какую колонну ему становиться ? А, оказывается, ни в какую. Его в колонну ККЕ не возьмут. Иди к Сиризе, они  там либеральнее.

Странно как-то. У нас, например, в ходе наших массовых акций, это, наоборот, предмет гордости - когда на митинг приходят не только свои партийные активисты, но и множество местных жителей «с улицы». А в Греции человека «с улицы» на митинг не пустят. Имхо, это мало способствует привлечению сторонников.

Или вот, например. В Греции, как и в России, господствующей религией является православная версия христианства. Причём церковь там не отделена от государства, и попы получают зарплату из госбюджета, как госслужащие. Интересно, что когда пару лет назад греческое правительство из-за кризиса решило урезать зарплату госслужащим (в том числе и попам), то попы сами стали требовать отделения церкви от государства, рассчитывая, что в свободном плавании они будут зарабатывать больше, пользуясь большой распространенностью религиозных предрассудков среди населения.

Ну так вот, нередко бывает, что дата православного праздника пасхи совпадает с 1 мая (как это было, например, в 1994 и 2005 годах). В России этим обычно никто из коммунистов не заморачивается. Даже зюгановцам, которые у нас большие поклонники православия, и в голову не придёт из-за пасхи переносить празднование Первомая. В Греции же в порядке вещей - если 1 мая приходится на пасху, то празднование Первомая переносится на другой день. Иначе, как говорится, «не поймут-с»! 

Объясняют это тем, что в Греции пасха это не чисто религиозный, а общенациональный праздник, вызывающий ассоциации с освобождением от турецкого ига, бла-бла-бла. Да, несомненно, это трагедия греческого народа - что религиозные предрассудки в нём настолько сильны, что даже коммунисты вынуждены идти у них на поводу. Но нельзя это выставлять как предмет для гордости («вот мы какие идейно правильные - специально Первомай переносим, лишь бы только, не дай бог, не обидеть верующих»). Но что-то я ни разу не встречал информации (конечно, может быть, плохо искал) о том, чтобы греческие коммунисты вели борьбу за уменьшение влияния религии в обществе. Не пробовали ли они, например, выдвинуть лозунг отделения церкви от государства? Что, см. выше, могло бы совпасть с тактическим интересом попов, которые, исходя из своих материальных соображений, попросили бы паству голосовать за коммунистов?

Возможно, я неточен в каких-то деталях, но, думается, вряд ли кто-то будет спорить, что греческая компартия допустила немало упущений, за многие годы забронзовела в качестве «главной оппозиции», не желала прислушиваться к критике и вносить коррективы в свою деятельность в связи с меняющейся обстановкой - и вот закономерный результат. И это урок не только для греков, но и для нас в России.

У греческих коммунистов, впрочем, есть шанс поправить ситуацию. По итогам этих выборов, судя по всему, у власти окажется правое правительство, которое выполнит все требования ЕС и МВФ по урезанию социальных расходов и проведению антисоциальных реформ. Значит, неизбежен рост протестных выступлений. Сумеет ли греческая компартия воспользоваться этой ситуацией или же этой ситуацией воспользуется кто-то другой - тут уже греки разберутся без нас.