Значит, ухлопали, говорите, Фердинанда-то вашего?

 

Сегодня - исторический юбилей. Ровно 100 лет назад, 28 июня 1914 года, в городе Сараево (ныне - столица Боснии-Герцеговины, а в то время входившего в состав Австро-Венгрии) сербский боевик Гаврила Принцип пристрелил наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда. Это вполне заурядное событие (мочить монархов во все исторические времена считалось в порядке вещей) 100 лет назад послужило поводом для развязывания Первой мировой войны.

Казалось бы, это сегодня может быть интересно одним лишь профессиональным историкам. Однако напрашивается много параллелей с современными событиями.

 

1. следует отметить, что и тогда Николашка Кровавый развязал Первую мировую войну под предлогом «защиты братьев-славян». И сегодня у всевозможных охранителей и воинственных бойцов «диванных войск» чешутся руки и раздаются призывы устроить новую войну под подобными же предлогами. История учит только тому, что никогда никого ничему не учит?

 

2. интересно, что сегодня вся официальная пропаганда, начиная  с самого путина, заканчивая министром культуры РФ В.Мудинским, неприкрыто призывает распиливать бюджетные деньги на «празднование юбилея великой войны» (как они её называют), при этом называют первую мировую войну «забытой», якобы в советский период эта война была «забыта». Имейте совесть, господа, кто же Первую мировую войну когда-то забывал? В любом советском учебнике истории подробнейшим образом рассказывалось и про причины этой войны, и про ход боевых действий. Или вам не нравится, что её называли «империалистической»? Ну да, та война была империалистическая. Не национально же освободительная.

 

3. интересная историческая параллель состоит в том, что в те времена призывы царской пропаганды к захвату Босфора с Дарданеллами представляли собой примерно то же самое, что в наши дни представляет собой путинская пропаганда про Олимпийские игры в Сочи и «Крымнаш». Как тогда, так и сейчас, империалистическая пропаганда вещает, что игры в Сочи и захват Босфора, Дарданелл и Крыма - это круто и это свидетельство поднимания России с колен. У народа в ответ на это возникает один вопрос - ну да, мы согласны, что Сочи, Босфор-Дарданеллы и Крым - это круто и это поднимание с колен, но, простите, а что лично мы с этого вашего поднимания с колен будем иметь?

 

4. этот, казалось бы, абстрактно-исторический вопрос сегодня, перед выборами в Мосгордуму стали предметом исторических спекуляций в моём избирательном округе №8, где в районе Сокол на территории парка у кинотеатра «Ленинград» когда-то были какие-то захоронения в связи с 1-й мировой войной. И сегодня этот вопрос стал излюбленной темой для политических спекуляций и для соревнований в ура-патриотизме между единоросами и либерастами. Единоросы кликушествуют: «почтим же память бойцов, погибшим за интересы помещиков и капиталистов при попытке захватить Босфор и Дарданеллы». А либерасты в ответ кликушествуют: «позор единоросам, которые не проявляют должного почтения к памяти бойцов, погибших за интересы помещиков и капиталистов при попытке захватить Босфор и Дарданеллы». То есть и те, и другие считают империалистическую войну «великой» и призывают снова к её повторению. Долг всех честных людей - напоминать историческую правду и остановить современных поджигателей войны.

 

5. 100 лет назад, в 1914 году, В.И.Ленин в статье «Социализм и война» писал, как будто для нашего времени: «Громадный, чудовищный аппарат лжи и хитросплетений был пущен в ход и в России, чтобы заразить массы шовинизмом, чтобы вызвать представление, будто царское правительство ведет «справедливую» войну, бескорыстно защищает «братьев-славян» и т. д. Класс помещиков и верхи торгово-промышленной буржуазии горячо поддержали воинствующую политику царского правительства. Они справедливо ждут для себя громадных материальных выгод и привилегий от раздела украинского турецкого и австрийского наследства. Целый ряд их съездов уже предвкушает те барыши, которые потекли бы в их карманы при победе царской армии. К тому же реакционеры очень хорошо понимают, что если что еще может отсрочить падение путинского режима монархии Романовых и задержать новую революцию в России, так это только победоносная для царя внешняя война». Помимо явных параллелей с нынешним разжиганием шовинистической истерии в связи с украинскими событиями, интересен также исторический вопрос - а действительно, не случись Первой мировой войны - каковы были бы перспективы революции 1917 года в России? С одной стороны, Николашка Кровавый действительно сумел на пару лет отсрочить пролетарскую революцию - если бы войны не было, то, судя по темпам развития забастовочного движения, революция произошла бы не позже 1915 года. Но, с другой стороны, смогла ли бы эта революция победить, если бы в 1914-1917 годах миллионы рабочих и крестьян не получили бы в руки оружие? Сегодня такой вопрос уже не является абстрактно-историческим.