Терроризм как универсальное средство управления историей


09.07.2005
Степан Артамонов, Новая политика

Лондонские взрывы свидетельствуют: крупномасштабные теракты становятся серийным явлением для мегаполисов Запада. Число погибших в Лондоне уточняется, но примечательно другое: террористы смогли произвели ряд взрывов почти одновременно, посеяв на улицах 7-миллионного города настоящую панику. Очевидно, что Лондон стал продолжением серии, начатой 11 сентября 2001 года: Нью-Йорк – Вашингтон – Мадрид.

Теракты начала 21 века разительно отличаются своим масштабом от терактов прошлого столетия. Между тем, и в 20 веке в мире существовали тысячи террористических организаций, но такие акции оказались не под силу ни одной из них. Что же случилось? Почему террористы вдруг начали совершать теракты потрясающего масштаба? Хуже стали работать спецслужбы? Едва ли. Спецслужбы непрерывно росли и укреплялись на протяжении всего 20 столетия и выросли в гигантского монстра, пожирающего значительную долю государственных бюджетов и способного заглянуть в спальню и ванную любого гражданина. Может, необыкновенно усилились террористические организации? И «Черный сентябрь» – ничто перед мощью «Аль-Кайеды»? Но почему так выросли возможности террористов?

Причины современного терроризма, в общем, хорошо известны. Да, западный капитализм разделил мир на богатое меньшинство и нищее большинство, мрущее от голода и инфекций, от которых давно есть лекарства. И пассионарии из третьего мира не собираются спокойно смотреть, как Запад хладнокровно морит их соотечественников. Да, в интересах западных монополий почти непрерывно ведутся войны по всему миру, что также не прибавляет Западу друзей. Часто подчеркивается, что западные спецслужбы сами выращивали исламский терроризм в ходе борьбы с СССР в Афганистане. Но теперь, дескать, эти питомцы Запада вышли из под контроля и начали кусать вскормившую их грудь.

Вышли ли? Зададимся вопросом: является ли мировой терроризм для современного западного капитализма внешней угрозой этой системе или, напротив, системным явлением?

Людские и материальные потери Запада от самых крупных терактов в сущности невелики. В США только в автомобильных авариях гибнет за год раз в 20 больше людей, чем погибло 11 сентября 2001 года. А средний ураган, проносящийся по югу Штатов (таких за год бывает несколько), наносит этой американской экономике куда больший ущерб, чем тот же манхэттенский теракт.

Так что теряет Запад не так уж много. А что же он находит, точнее его правящая элита?

Первое – надежное оправдание для любой войны, ведущейся в любой точке планеты, ибо в принципе любое правительство на Земле можно объявить пособником террористов. Именно такое оправдание имели две последние войны Запада – в Афганистане и в Ираке.

Второе – создание для обеспечения «антитеррористических» войн западных военных баз в тех регионах, где еще недавно они казались немыслимыми. Например, в бывшей советской Средней Азии.

В целом войны и базы приближают Запад к контролю над основными запасами сырья и путями его транспортировки, что имеет исключительное значение. Доступных ресурсов все меньше. Уже сейчас на Ближнем Востоке сосредоточено 60% мировых запасов нефти. А к середине 21 века будет не менее трех четвертей.

Третье – терроризм – новый образ врага, необходимый для западной идеологической машины. Образ, который Запад так долго искал после распада советского блока.

Четвертое – возможность ужесточить режимы в самих западных странах. Под сирены, извещающие о террористической угрозе, на Западе уже серьезно ограничены права и свободы. Так в Великобритании был принят Закон о борьбе с терроризмом, преступностью и безопасности от 14 декабря 2001 года. Само английское правительство признает, что этот закон нарушают положения Европейской Конвенции о защите прав человека (запрет взятия и содержания под стражей без решения суда), да и попирает знаменитый Habeas Corpus Act 1679 года. Так что правовых гарантий у британцев сейчас меньше, чем было в 17 веке – в эпоху религиозных войн и сжигания ведьм на кострах.

И, наконец, террористическая волна станет оправданием для снижения уровня жизни в западных странах. Угроза терроризма требует резкого увеличения расходов на вооруженные силы и спецслужбы, не так ли? Вот и причина снижения уровня жизни! Это, граждане, плата за право жить в нашем суровом веке.

В реальности, снижение уровня жизни на Западе имеет совершенно другую природу. Все большая часть мирового производства выносится в третий мир. Подавляющая часть электроники и одежды с западными марками, которую мы покупаем в магазинах, как известно, произведена в Азии. Да и эталон «немецкого качества» - «мерседесы» уже только собираются в Германии, а комплектующие для них в основном изготовляются в Хорватии, Турции и т. д. На Западе все меньше реально работающих людей и все больше пенсионеров, безработных, матерей-одиночек и прочих получателей социальных выплат. Да и те, кто работают на Западе, фактически, плюсом к зарплате получают нетрудовой доход. Почему, скажем, тому, кто заворачивает гамбургеры в Париже, платят во много раз больше, чем тому, кто делает тоже самое в Дели или Каире? Работа ведь ровно та же.

Капитал всегда стремится к минимизации своих затрат. Западные капиталисты давно устали платить налоги на социальное обеспечение сотен миллионов своих соотечественников. Устали платить завышенные зарплаты западным рабочим, в то время как тайские или пакистанские пролетарии готовы работать за зарплату, которая по покупательной способности даже меньше, чем зарплата английского или немецкого рабочего аж в позапрошлом 19 веке.

Россиянам, знающим Запад в основном по сериалам типа «Санта-Барбары», трудно поверить в снижение уровня жизни в западных странах. Но следует помнить, что, по данным социологов, средняя американская семья из фильма в 4 раза богаче реальной. А по сведениям североамериканского профсоюзного лидера Дэвида Мандела средняя зарплата в США сейчас меньше, чем в середине 1970-х годов. Нарастает имущественное неравенство. В 1965 году разница между средней зарплатой американских трудящихся и генерального директора большого предприятия была 20 раз. В конце 20 века она возросла до 116 раз. Кстати, весь феномен западного социального государства 1960-1980 годов обязан своим существованием прежде всего СССР. Перед лицом противостояния с мощным советским блоком западный капитализм не мог позволить себе снижать уровень жизни в своих странах.

Но теперь уже можно начать демонтаж этого социального государства. Западному обывателю предложат выбор: либо сокращение зарплат, пенсий, пособий и социальных гарантий, либо тебя взорвут террористы. Телевизоросмотрящие массы сделают «правильный выбор».

Кстати, ряд относительно свободных художников Запада позволяют себе намекать на такое будущее. Взять хотя бы последний боевик Люка Бессонна «13-й район». Огороженные КПП и бетонными заборами кварталы, где давно нет ни школ, ни больниц, ни полицейских участков. Царство вооруженных банд. Бессон видит этот мир уже сегодня, глядя на бедные пригороды Парижа. За исключением явно притянутого за уши оптимистического финала Бессону удалась отличная социальная картина близкого будущего Запада.

Выращивание мирового терроризма при одновременной и непрерывной борьбе с ним, становится главной социальной технологией, с помощью которой транснациональный западный капитал будет управлять историей 21 века. Подминать под себя стратегические запасы сырья, свергать неугодные режимы, снижать расходы на содержание своих же западных обывателей. Ущерб от терактов, даже крупных измеряется миллионами долларов, евро и фунтов, а выгода – уже полученная и потенциальная – триллионами.

Как же отреагировала российская правящая элита на лондонские теракты? Да знакомыми уже рассуждениями, о том, что терроризм не знает границ, что надо отказаться от «двойных стандартов». То есть, наконец, вместе ловить и бин Ладена и Басаева. Вспоминают и английские центры радикального ислама, пара выпускников которых засветилась в Беслане.

Что же, Британия, конечно, примет меры. Будут громкие отставки. Закроют и пару-тройку наиболее одиозных исламистских центров. Правда, в это же время негласно откроются несколько новых. И терроризм останется важнейшим инструментом внешней и внутренней политики Запада. В том числе и политики по дестабилизации России. Думаю, большие шансы оказаться провидцем есть у известного публициста Максима Калашникова, который в одной из своих книг предсказал, что году так в 201… в московском метро с помощью ранцевого боеприпаса теми же «свободолюбивыми горцами» будет произведен ядерный теракт, что послужит прекрасным обоснованием для оккупации страны вооруженными силами НАТО. Дескать, эти русские действительно уже ничего не контролируют. А у них еще осталось столько ядерных объектов….

Словом, мировой терроризм тотально выгоден правящей элите Запада. Потому конца террору не предвидится. И если завтра бомба случайно накроет походный шатер бин Ладена, то его уже на следующий день CNN сообщит о появлении его преемника.