Пенсионеры отстояли нацболов

// Акция против реформы ЖКХ закончилась дракой

 

Потасовкой нескольких сотен пенсионеров с омоновцами закончился в Нижнем Новгороде субботний марш протеста "Защити свой дом". Митинговавшие против реформы ЖКХ сторонники КПРФ вступились за нескольких задержанных нацболов и активистов ДПНИ. Милиционеры были вынуждены отступить.

Акция против повышения цен на коммунальные услуги началась с инцидента. Пока сторонники КПРФ собирались у кинотеатра "Октябрь", на тротуаре появились два помятых гражданина с растяжкой "С бомжами в светлое будущее!". Стоящие рядом пенсионерки с лозунгом "С нами в светлое будущее!" кинулись на бомжей с кулаками. Милиционеры подоспели уже тогда, когда двое давно немывшихся граждан скрылись.

Собрав, несмотря на метель и мороз, не менее трех тысяч человек, марш протеста двинулся в сторону площади Минина. К манифестантам присоединились два десятка нацболов, три активиста Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) со знаменами, дед с иконой на груди и бабушка в розовых штанах с плакатом "Чиновники обворовывают народ ртом и ж..й! Всех на виселицу!". Милиционеры порекомендовали ей убрать "хамский" лозунг, но пенсионерка не сдалась даже после того, как в короткой схватке ей надорвали плакат.

Во время шествия к месту проведения митинга голова колонны подпевала патриотическим песням из динамика, а "хвост" вторил кричалкам нацболов "Заплати и сдохни!" и "Шанцев вон из нашего Кремля!". Импровизированной трибуной ораторам послужил кузов "Газели", откуда зазвучала критика федерального и регионального правительств, "Единой России" и "Справедливой России". Однако вскоре звуковая установка отказала, выступающие стали не слышны, и нацболы принялись кричать: "Капитализм – г..о!" Наконец, была зачитана резолюция митинга. "Напишите там, чтобы все чиновники сдохли!" – прокричал высокий пенсионер и получил горячую поддержку рядом стоящих.

Митингующие начали расходиться, когда лидера местных нацболов Илью Шамазова опрокинули на снег двое мужчин в штатском. Остальные лимоновцы бросились к нему на помощь, но были остановлены омоновцами с дубинками. Через мгновенье нацболов повалили на снег. "Детей бьют!" – пронзительно закричала старушка. Толпа пенсионеров ринулась к месту драки. Омоновцев тащили за бушлаты, рвали с них шапки и береты. Дама в длинной песцовой шубе лупила по широкой спине в бушлате сумочкой. В конфликт было втянуто более сотни участников митинга и несколько десятков омоновцев. Подтянувшиеся милиционеры захватили еще несколько лимоновцев, комсомольцев и трех активистов ДПНИ. Их посадили в автобус, однако более ста пенсионеров плотно обступили его, не давая отъехать, колотя по кузову и пытаясь раскачать машину. В ход пошли палки от лозунгов-растяжек, клюшки и сумки. Несколько человек пытались отнять дубинки у омоновцев. Кто-то поднял над дракой красный флаг.

Увидев происходящее в 50 метрах от трибуны, лидер местных коммунистов Николай Рябов кинулся улаживать конфликт. Разрядить ситуацию удалось только после того, как омоновцы согласились отпустить задержанных. Толпа заставила господина Рябова подняться в автобус и посмотреть, не положили ли кого на пол. Тот осмотрел автобус и сообщил, что в салоне остались только милиционеры. "Ура!" – закричали пенсионеры. "Сожжем автобус!" – не унимался дед с палкой.

Уже через двадцать минут манифестанты разошлись. На снегу остались обрывки плакатов, сломанная деревянная клюшка и чья-то пыжиковая шапка.

ЮЛИЯ Ъ-СУХОНИНА, Нижний Новгород,

газета "Коммерсантъ", 12 февраля