О решении социальных вопросов

(статья ещё 2003 года, в которой предсказываются многие нынешние проблемы)

1. фактология грабежа

Правящий класс нынешней России неистощим в изобретении новых форм эксплуатации (то есть грабежа) трудящегося населения. В начале, в 1992-93 годах, власти действовали по классическому рецепту МВФ через шоковую терапию и прихватизацию. Кончилось все это социальным взрывом, приведшим к расстрелу парламента.

Черномырдинское правительство оказалось более изобретательным. Когда была принята линия на сокращение инфляции, а грабить народ все равно хотелось, была придумана новая, невиданная ранее форма эксплуатации -– задержки зарплаты. Долги доросли до 100 триллионов неденоминированных рублей. Кончилось все рельсовой войной и дефолтом.

Теперь слишком задерживать зарплату не положено. Но власти наши новый способ грабежа населения – это “реформы” социальной сферы.

К понятию “социальная сфера” мы относим 4 отрасли – ЖКХ, электроэнергетику, транспорт и связь.

Про ЖКХ не будем распространяться слишком долго. Все уже слышали про пресловутую 90- и 100%-ную оплату, про замерзающие города и ветеранов, насмерть примерзающих к полу, про аварии на теплотрассах, про знаменитый воронежский бунт… Можно добавить лишь то, что у властей на подходе новый рецепт. Чубайс на паях с другими олигархами создал ОАО “Российские коммунальные системы”, взявшее на себя “наведение порядка в сфере ЖКХ”. “Наводить порядок” Чубайс и Ко собираются следующим образом: по их мнению, коммунальщики 10 областей задолжали энергетикам немыслимые суммы и погасить эти долги им предложено… собственностью ЖКХ – трубами, котельными, и т.п. No comments . Между прочим, когда в свое время Сталину предложили поднять квартплату с целью повышения доходов бюджета, Сталин отказался, сказав: “Против Ильича не пойдем !”.

Про электроэнергетику тоже не будем говорить слишком много – про Чубайса написано уже все что можно. Добавим лишь несколько цитат. В то время как советник президента А.Илларионов говорит, что тарифы на услуги энергетиков завышены вдвое, а теперь уже бывший замминистра энергетики В.Кудрявый напомнил, что и само РАО ЕЭС имеет очень нехилые долги перед госбюджетом, чубайсы продолжают заявлять, что “от веерных отключений спасут только новые тарифы – вдвое выше прежних” (газета “Вятский край”, 8.03.03), а Греф утверждает, что “нынешний уровень тарифов естественных монополий не соответствуют потребностям модернизации промышленности” (газета “Современный горожанин ”, 17-24.03.03)

Про транспорт поговорим подробнее – потому что это наиболее яркая иллюстрация беспредела властей и их изобретательности в отъеме денег.

Начнем с вопроса: а сколько должна составлять плата за проезд? Наши расчеты показали, что максимальная себестоимость с учетом нормы прибыли транспортных компаний составляет не выше 3-4 рублей. У газеты “Московские новости” получилась еще меньшая сумма – около 1 рубля. Какова реальная плата за проезд? Вы все знаете.

В качестве реакции на повышение платы за проезд люди стали ездить бесплатно. Когда везде появились кондуктора, люди стали всеми правдами и неправдами обзавелись документами на право бесплатного проезда. Власть в ответ повели наступление на карманы людей по всем возможным направлениям.

Во-первых, отмена льгот. Либеральная пресса испещрена призывами отменить закон “ О ветеранах”. Госдума отменила льготы для почетных доноров. Остальным категориям льготников пока просто задерживают выплаты компенсаций. В Кировской области бюджет принципиально не платит транспортникам компенсацию за все категории льготников, за исключением… “жертв сталинских репрессий” , которые для правительства дороже, чем ветераны, спасшие нас от фашизма!

Во-вторых, это вытеснение общественного транспорта коммерческим. В худшем случае маршрутки и “Автолайны”, где льгот нет в принципе, полностью вытесняют общественный транспорт, а в лучшем случае браконьерствуют на дорогах, внося свой вклад в банкротство государственных перевозчиков. Часто власти вообще не мудрствуют лукаво и на обычный автобус или троллейбус приклеивают табличку “ маршрутное такси”, “коммерческий ”, “арендный” и т.п.

И, наконец, новый сверхмаразм – установка турникетов… внутри автобусов и трамваев. Это стало реальностью в Москве, Зеленограде, Раменском. Когда рассказываешь об этом в других регионах, люди не верят – как такое возможно? Давно пора бы привыкнуть, что в буржуазной России возможно всё.

Это в дополнение к турникетам на железнодорожных пригородных платформах. Кроме Москвы, таковые теперь появились в Нижнем Новгороде, Барнауле, Оренбурге и (как мы узнали после декабрьского теракта в Ессентуках) и на Кавказе, где электрички - как у нас автобусы. Кстати, турникеты на кавказских электричках ведут к увеличению жертв весьмв частых там терактов..

Эти примеры показывают те принципы, по которым действует власть:

Во-первых, это необычайный цинизм. Несколько прокурорских и судебных инстанций, вплоть до Верховного суда, признали турникеты и “арендные” автобусы незаконными. Что сделали власти? Они просто переименовали их, и при этом оставили в неприкосновенности.

Во-вторых, во избежание народных волнений используют так называемый “эффект вареной лягушки”. Скажем, турникеты на автобусах в Москве и Зеленограде сначала установили на одном самом маленьком окраинном маршруте. Никто не заметил опасности, никто не стал устраивать акции протеста против “ такой мелкой незначительной проблемы” . Через одну-две недели турникеты ставят на другом мелком маршруте. И опять никому, кроме пассажиров этого маршрута, это не интересно… И так до тех пор, пока в одно прекрасное утро, пытаясь сесть на свой автобус, ты видишь огромную толпу, безуспешно штурмующую одну лишь переднюю дверь, и с ужасом осознаешь, что это можно было остановить в зародыше, а теперь поздно…

В-третьих, это ориентация на человека с большими деньгами. Вот, например, МПС ввело новую моду – вместо электричек пускают экспрессы: чистые красивые вагоны, приветливые проводники, бар в вагонах, мягкие кресла, работающие биотуалеты… Всё прекрасно, за исключением одной детали: тем, кто обычно ездит на электричках, это не по карману… В наших старых электричках рижского производства, конечно, хватало недостатков: грязь, деревянные сиденья, весьма “ненавязчивый” сервис, но… они были доступны любому человеку. А теперь уже не любому…

И коротко о связи . Тут реформа под лозунгом “за все надо платить ” идет в двух направлениях. Во-первых, это перевод на платную основу тех телефонных точек, откуда можно было звонить бесплатно (подробнее – здесь ). Во-вторых – “повременка”. Всё по той же схеме: закон запрещает повременную оплату иначе как по желанию абонента, тем не менее ее внаглую вводят. Например, в Приволжском округе это делается так: те местные “электросвязи ”, которые не проявили должной прыти в грабеже населения, оказались поглощены Нижегородской частной фирмой “ВолгаТелеком” под боком у Кириенко, которая нагло вводит повременку.

Наши сопредельные “независимые государства” СНГ переплюнули Россию. Один человек, побывавший в Казахстане, рассказывает: “Захожу в лифт, а лифтерша мне говорит: “ С вас 4 тенге”. – “За что?” - “Лифт платный. Не хочешь платить – иди пешком”. Несколько месяцев назад некоторые газеты опубликовали репортажи о положении в ЖКХ и электроэнергетике в Грузии и Казахстане, где эти “реформы” доведены до логического конца. Сейчас это воспринимается как дурной анекдот. Но если эти “реформам” не воспрепятствовать, то до этого запросто дойдут и в России. Дойдет до того, что вас заставят платить за воздух.

Это не образная фраза. В Японии, например, люди уже платят именно за воздух. Как известно, звание самого экологически грязного города на планете оспаривают три города: Карабаш Челябинской области, Дзержинск Нижегородской области и японская столица Токио. Так вот, в Токио предприимчивые дельцы уже предлагают газовые маски (а для состоятельых людей – даже изолированные комнаты), в которых вы за почасовую плату можете дышать чистым воздухом, очищенным от загрязнений. Так что у нас с вами еще все впереди

2. “Друзья народа”

А что же разного рода политики, которые вроде как защищают интересы народа?

Наиболее внятно озвучивают свои идеи “Яблоко” и “Партия труда” О.Шеина. Выгладят их идеи красиво, но по сути – это бомбы замедленного действия.

Первая их идея – об установке счетчиков на всё: на воду, отопление, газ и т.д. и т.п. Можно даже за счет государства. Выглядит вроде бы красиво: давайте, мол, не оплачивать протечки в трубах, как сейчас, а платить только за реальный объем полученных услуг. Но в действительности это приведет к снижению потребления людьми воды и тепла за счет “добровольной” экономии. Если сейчас люди зимой замерзают в своих домах помимо своей воли, из-за аварий на теплотрассах, то после реализации “реформ ЖКХ” по Явлинскому и Шеину люди будут замерзать “добровольно”, стараясь сэкономить на тепле (капитализм гуманный строй – он дает людям право голодать и замерзать, какового права лишал нас “тоталитарный режим”). То же и с водой и с газом. Вообще, удивляет непоследовательность Явлинского и Шеина – они с пеной у рта боролись (и правильно делали) против повременной оплаты телефонной связи – и при этом проталкивают ту же самую “повременку” на газ, воду, тепло. Ниже мы увидим, что их непоследовательность имеет четкую классовую природу.

Вторая идея Явлинского и Шеина – что “ не надо бороться против повышения квартплаты, против отмены льгот, против турникетов, а надо бороться за повышение зарплаты, и когда у людей будет высокая зарплата, они без проблем оплатят высокие тарифы”. Пусть, мол, будет, как на Западе. Да, на Западе действительно так и есть. Во времена перестройки” нам говорили, что в США простой рабочий получает $ 2000 в месяц. Да, там действительно рабочий получает $ 2000 в месяц, но из них $ 1500 уходит на оплату однокомнатной квартиры, а поездка на метро или трамвае стоит не меньше 1 доллара (по нашим деньгам – 30 рублей). То есть нашим властям еще есть к чему стремиться . Но у такой красивой схемы есть 2 недостатка. Во-первых, при сколь угодно высокой зарплате работающих, есть люди уже не работающие (пенсионеры, инвалиды) и еще не работающие (дети, учащиеся). И им остается лишаться права на пользование транспортом и связью, либо вспоминать “страшилки тоталитарного режима ” про эксплуатацию и детский труд на Западе. Во-вторых, при такой системе человек имеет право на жизнь только тогда, когда у него есть высокооплачиваемая работа. Если ты безработный – ты автоматически лишаешься квартиры, т не сможешь платить за нее. Поэтому ты будешь соглашаться на любую прихоть начальства, на любые сверхурочные работы, на любую эксплуатацию. Это и называется капитализм. Поэтому изложенная позиция “Яблока” не удивляет. Всем известно, что эта партия – буржуазная. И в вопросе о ЖКХ “Яблоко” отнюдь не изменяет своей буржуазной сущности.

А что же коммунисты, которые вроде как считаются главными защитниками прав трудящихся? Они либо повторяют идейки Явлинского и Шеина, либо отмежевываются от борьбы за ЖКХ, транспорт и связь, говоря, что “это мелкие частные вопросы, а мы должны заниматься более важными делами” (что считать “более важными делами” – это зависит от степени оппортунизма каждой конкретной партии). Когда, например, мы организовывали борьбу за общедоступный транспорт, некоторые “коммунисты” мне говорили: “Ты что, призываешь людей ездить зайцами?”. Бесспорно, ездить зайцами нехорошо. Однако прикол состоит в том, что против бесплатного проезда для всех выступают те же самые люди, которые яростно борются за бесплатный проезд персонально для себя! Весь смысл их жизни – на ближайших парламентских выборах отхватить для себя красные корочки, по которым они пока еще (пока повсюду коммерческий транспорт не ввели) могут ездить бесплатно. А там хоть трава не расти. Классики марксизма называли таких людей “парламентскими кретинистами”.

Однако и среди достойных коммунистов, честно борющихся за права трудящихся, тоже встречается непонимание – мол, зачем же тратить силы на защиту каких-то неорганизованных льготников-пенсионеров, если наша основная социальная база – это рабочий класс? Что ж, придется объяснить.

3. Политэкономия процесса

Где брать деньги на содержание социальной сферы? Очевидно за счет доходов работающих предприятий. А в какой форме осуществляется эта передача средств от предприятий к социальной сфере?

Во времена сталинской индустриализации был создан очень красивый и эффективный механизм, который во многих местах сохранился до наших дней, но смысл которого многими до конца не понят. Механизм этот состоял в том, что каждому крупному заводу вменялось в обязанность содержать коммунальную сферу своего микрорайона, свой дом культуры, несколько подшефных школ и детсадов, свои ведомственные санатории и медучреждения, парк со стадионом и футбольной командой (до сих пор многие футбольные и хоккейные команды названы по имени своих предприятий: “Ротор”, “Шинник”, “Локомотив ”, “Северсталь”, “Носта”, “Газовик ”, “Металлург” и т.п.). Нынешние буржуи стремятся избавиться от содержания социалки, перебрасывают ее на муниципалитеты и при этом в порядке оправдания говорят: “Для содержания социалки мы платим государству налоги”. При этом всячески стараются уйти от уплаты налогов и бурно радуются, когда государство их снижает. То есть не хотят раскошеливаться на содержание бесхозной социальной сферы. В то время как при той, сталинской модели, социальная сфера имела хозяина , который за нее отвечал. Это во-первых. А во-вторых, именно такая модель является очень хорошим примером прямого распределения материальных благ, без посредника в виде товарно-денежных отношений.

Разрушительную роль сыграла реформа 1965 года, проведенная по классической схеме “Хотели как лучше, а получилось как всегда”. На словах эта реформа имела целью увеличить материальное стимулирование труда. Фактически же эта реформа, в нарушение объективных законов, усилила роль товарно-денежных отношений.

Теперь доминирующая схема стала следующей. Со своей прибыли предприятие платило налоги в бюджет, а из бюджета деньги распределялись в том числе на образование, здравоохранение, ЖКХ, транспорт, связь и пр. До тех пор, пока у нас была социалистическая плановая экономика, такая система, хоть и была шагом назад по сравнению с предыдущей, но позволяла обеспечить постоянный рост уровня жизни населения (за годы правления высмеиваемого всеми Л.И.Брежнева уровень жизни населения вырос в 4 раза).

Когда в 1991 году произошла реставрация капитализма, то такая схема содержания социалки оказалась востребована и капитализмом. С той лишь разницей, что место государственных предприятий заняли частные акционеры, которые перечисляли в бюджет не большую часть своей прибыли, а лишь весьма незначительный налог. Кроме того, приватизация предприятий в качестве обязательного этапа включала их разорение (чтобы сбить цену), что привело к падению уровня жизни населения.

Государство же терпит неудобства из-за того, что все претензии по ЖКХ и прочим социальным проблемам по-прежнему направлены к государству. Поэтому следующий этап “реформ ” ЖКХ, электроэнергетики, транспорта и связи состоит в том, чтобы посредником между налогоплательщиками и социалкой был не бюджет государства, а сами граждане. План буржуазных властей таков: освободить буржуев от уплаты налогов на содержание социальной сферы (что и называется “снижение налогового бремени”). Эти денежные “излишки ” предполагается направить на “более высокие зарплаты ” (например, как хвалится крупный буржуй Извольский из книги “Охоты на изюбря”: “У меня лучшие рабочие получают до тысячи долларов ”. Но и из этих “более высоких зарплат” люди должны оплачивать уже 100% квартплаты, повременные телефонные тарифы, транспорт без намека на льготы-проездные и т.п.

Казалось бы, какая разница, кто будет посредником между источником денег и социалкой: госбюджет или отдельные граждане? Разница есть. Во-первых, по причинам, указанным в предыдущей главе, это ведет к усилению эксплуатации, а в перспективе – к ликвидации пенсий и широкому распространению детского труда. Во-вторых, это ведет к очередному резкому усилению роли товарно-денежных отношений, что опять же противоречит объективным тенденциям развития общества. В-третьих, это резко повышает безнаказанность буржуев: если государство могло бы (и пока еще может) прищемить их (на примере Березовского, Гусинского, Ходорковского), то отдельным индивидам это будет неизмеримо труднее.

ЖКХ и прочая социалка при этом перейдет в частные руки. Что это будут за “ частные руки”? Думаете, это будут бодрые “деловые люди” из рядов мифического “среднего класса”? Нет. Это будут те же естественные монополисты, типа тех же чубайсовско-газпромовских “Российских коммунальных систем”. Потому что трубы, электросети, железные дороги и телефонные линии не могут не быть монопольными, никакая мифическая “конкурентная среда” здесь невозможна. И здесь “реформа” будет состоять в переходе от одного монополиста (государства) к другому монополисту (частнику). Как свидетельствует газета “Трудовая Россия” №17 за 2003 год, “в марте Чубайс объявил, что совместно с Газпромом планирует создать частную монополию в ЖКХ” В СССР тоже все были монополисты –с той лишь разницей, что тогда весь его доход шел в госбюджет, а сегодня весь его доход идет в карманы жалкой кучки олигархов. И задача в том, чтобы объединиться и убрать их с дороги .

В августе 1917 года В.И.Ленин говорил: “Многие представляют себе социализм неясным, далеким, темным будущим. В то время как социализм глядит на нас из всех окон современного капитализма. Государственно-монополистический капитализм – это полнейшая материальная подготовка к социализму, между ним и социализмом никаких промежуточных ступеней нет”. Сегодня мы вплотную подходим к этой грани.

4. Что делать

Как же мы предлагаем решать указанные проблемы?

Буржуи говорят – “Нет денег”. Однако еще Ленин перед Октябрьской революцией говорил: “Деньги в стране есть, но получить их можно не иначе как путем, не преклоняющимся перед святостью капитала ”.

Основной и главный шаг – это национализация предприятий, в первую очередь сырьевых. Чтобы в бюджет на реконструкцию ЖКХ и пр. шли не жалкие 13%, а все 100% их прибыли. Плюс потрясти всех ходорковских и абрамовичей – на какие такие деньги вы английские футбольные клубы покупаете?

Одновременно с этим – вернуть социальные объекты на баланс предприятий, вне зависимости от формы собственности последних (если предприятие частное – то это станет для его владельца дополнительным стимулом, убеждающим его на добровольную национализацию) .

После этих первоочередных мер следует взяться за основную тяжелую задачу – реконструкцию изношенных на 90% трубопроводов и прочей коммунальной инфраструктуры. Возможно, более дешевый путь – не заменять старые трубы на новые, а развернуть программу строительства в больших объемах жилья для трудящихся (разумеется, бесплатного ), где создать с нуля современную коммунальную инфраструктуру. В разумно организованном обществе найдется достаточно талантливых специалистов, чтобы составить необходимые проекты.

А как совершить переход к этому разумно организованному обществу? Как говорилось в предыдущих двух главах, цель упомянутых “реформ” – усилить эксплуатацию рабочего класса. Поэтому борьба против этих реформ и за реализацию изложенной здесь программы должна стать основной целью рабочего движения, которое в России уже показало свою силу. Известный вывод старины Маркса о том, что рабочий класс является самым передовым классом, остается в силе.

А чтобы помочь рабочему классу в этой борьбе, политическая комиссия МК РКРП-РПК, которую я имею честь возглавлять, подготовила публикуемый ниже проект декрета, который может быть использован как в качестве предвыборной программы прогрессивных сил, так и на случай прихода трудящихся к власти, скажем так, внепарламентским путем.

5. Декрет Советского правительства

Первыми декретами Советской власти в 1917 году были Декрет о мире и Декрет о земле, выражавшие интересы самых широких масс населения. Когда наша партия – РКРП-РПК - организует трудящихся на совершение пролетарской революции, то первым декретом, который мы предложим будущему высшему органу власти – Советам рабочих, крестьян, специалистов и служащих, будет нижеследующий

Декрет Советского Правительства

О жилье, электроэнергетике, транспорте и связи1

В целях установления социальной справедливости, достижения социального равенства и получения финансовых средств для решения наиболее острых социальных вопросов (ЖКХ, электроэнергетика, связь, транспорт), Правительство РСФСР постановляет:

1. В течение трех месяцев с момента принятия настоящего декрета провести:

- национализацию всех промышленных предприятий, в первую очередь сырьевых и металлургических;

- безвозмездную конфискацию паразитических средств класса буржуазии;

- немедленное введение прогрессивного налогообложения всех видов доходов.

2. Все объекты коммунальной сферы, в 1992-2002 годах снятые с баланса промышленных предприятий, возвращаются на баланс своих предприятий, вне зависимости от формы собственности последних.

Все предприятия жилищно-коммунальной сферы, которые были переданы в частные руки, безвозмездно возвращаются в собственность государства.

Компании сотовой и пейджинговой связи национационализируются

3. С целью снижения издержек объединить предприятия коммунальной сферы в крупные государственные межотраслевые хозяйства с рабочим и общественным контролем.

4. Доходы, полученные в результате выполнения п.1 и 2 настоящего декрета, в первую очередь направить на:

- реконструкцию систем ЖКХ, электроэнергетики, транспорта и связи с заменой их на более современную технику, позволяющие снизить издержки производства

- дотирование снижения платы за услуги жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, электроэнергетики.

5. В целях установления социальной справедливости и в целях исполнения п.3 настоящего декрета Правительство РСФСР запрещает:

- любые повышения квартплаты, платы за проезд во всех видах транспорта, абонентской платы за телефон, тарифов за коммунальные услуги и электроэнергию;

- приватизацию предприятий транспорта, связи, электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства;

- сокращение категорий лиц, пользующихся льготами на услуги транспорта, связи, ЖКХ, электроэнергетики.

- повременную оплата местной телефонной связи со стационарных телефонов2

- замену (как полную, так и частичную) общественного транспорта на “коммерческий”(под какими бы то ни было вывесками); а также использование под “маршрутные такси” любых машин, кроме микроавтобусов 3

- использование турникетов на всех видах наземного транспорта, а также на пригородных железнодорожных платформах.

6. Основная линия Советского государства в области ЖКХ, транспорта, связи и электроэнергетики состоит в ориентации на непрерывное снижение цен на услуги этих отраслей (ближайший ориентир – снижение тарифов до уровня, существовавшего до начала буржуазной контрреволюции, а в дальнейшей перспективе - поэтапное расширение сферы бесплатно предоставляемых услуг.

7. Контроль за исполнением настоящего Декрета возлагается на Советы рабочих, крестьян, специалистов и служащих соответствующих уровней.

8. Настоящий Декрет вступает в силу с момента принятия. Все законы и подзаконные акты, противоречащие настоящему Декрету, утрачивают свою силу в части, противоречащей настоящему Декрету.

 

 

 

Примечания:

1. необходимость принятия такого декрета обосновывается тем, чтобы, во-первых, уже в нынешних условиях иметь ответ на вопрос – как мы собираемся решать наиболее острые социальные проблемы, во-вторых, чтобы в момент весьма вероятного социального взрыва из-за социальных проблем мы уже имели что предложить народу, и, в-третьих, чтобы сразу же после революции (захвата власти в столице) у нас было чем привлечь к себе население других регионов

2. необходимость отметить этот пункт вызвана тем, что сегодня повременная связь введена более чем в 40 субъектах федерации, причем в отдельных случаях (как, например, хотят сделать в Москве) – вводят повременку обходным путем – связь между отдельными районами города пытаются оформлять как междугороднюю и взимать за нее оплату, как за межгород. В то же время запрет на повременную оплату есть смысл устанавливать только для стационарных телефонов, а для мобильной связи повременные тарифы можно пока сохранить – потому что мобильной связью пользуются в основном люди с более высоким уровнем доходов, поэтому не будет ничего плохого, если на нее сохранить нынешнюю систему тарификации при условии национализации компаний мобильной связи

3. необходимость этого пункта вызвана тем, что в большинстве населенных пунктов власти делают следующее: на обычный автобус (троллейбус) привешивают табличку “коммереческий” (варианты – “маршрутное такси”, “арендный” и т.п.), что фактически означает отмену льгот, и именно такой вариант нужно пресечь.

 

 

 

 

<>#bn {display:block;} #bt {display:block;}