О
решении социальных вопросов
(статья ещё
2003 года, в которой предсказываются многие нынешние проблемы)
1.
фактология грабежа
Правящий класс нынешней
России неистощим в изобретении новых форм эксплуатации (то есть грабежа)
трудящегося населения. В начале, в 1992-93 годах, власти действовали по
классическому рецепту МВФ через шоковую терапию и прихватизацию.
Кончилось все это социальным взрывом, приведшим к расстрелу парламента.
Черномырдинское правительство
оказалось более изобретательным. Когда была принята линия на сокращение
инфляции, а грабить народ все равно хотелось, была придумана новая, невиданная
ранее форма эксплуатации -– задержки зарплаты. Долги
доросли до 100 триллионов неденоминированных рублей. Кончилось все рельсовой
войной и дефолтом.
Теперь слишком задерживать
зарплату не положено. Но власти наши новый способ грабежа населения – это
“реформы” социальной сферы.
К понятию “социальная сфера”
мы относим 4 отрасли – ЖКХ, электроэнергетику, транспорт и связь.
Про ЖКХ не будем
распространяться слишком долго. Все уже слышали про пресловутую 90- и 100%-ную оплату, про замерзающие города и ветеранов, насмерть
примерзающих к полу, про аварии на теплотрассах, про знаменитый воронежский
бунт… Можно добавить лишь то, что у властей на подходе новый рецепт. Чубайс на
паях с другими олигархами создал ОАО “Российские коммунальные системы”, взявшее
на себя “наведение порядка в сфере ЖКХ”. “Наводить порядок” Чубайс и Ко собираются следующим образом: по их мнению,
коммунальщики 10 областей задолжали энергетикам немыслимые суммы и погасить эти
долги им предложено… собственностью ЖКХ – трубами, котельными, и т.п. No comments . Между прочим, когда
в свое время Сталину предложили поднять квартплату с целью повышения доходов
бюджета, Сталин отказался, сказав: “Против Ильича не пойдем !”.
Про электроэнергетику тоже не будем говорить слишком много – про Чубайса
написано уже все что можно. Добавим лишь несколько цитат. В
то время как советник президента А.Илларионов
говорит, что тарифы на услуги энергетиков завышены вдвое, а теперь уже бывший
замминистра энергетики В.Кудрявый напомнил, что и
само РАО ЕЭС имеет очень нехилые долги перед госбюджетом, чубайсы
продолжают заявлять, что “от веерных отключений спасут только новые тарифы –
вдвое выше прежних” (газета “Вятский край”, 8.03.03), а Греф утверждает, что
“нынешний уровень тарифов естественных монополий не соответствуют
потребностям модернизации промышленности” (газета “Современный горожанин ”,
17-24.03.03)
Про транспорт поговорим
подробнее – потому что это наиболее яркая иллюстрация беспредела
властей и их изобретательности в отъеме денег.
Начнем с вопроса: а сколько
должна составлять плата за проезд? Наши расчеты показали, что максимальная
себестоимость с учетом нормы прибыли транспортных компаний составляет не выше
3-4 рублей. У газеты “Московские новости” получилась еще меньшая сумма – около
1 рубля. Какова реальная плата за проезд? Вы все знаете.
В качестве реакции на
повышение платы за проезд люди стали ездить бесплатно. Когда везде появились
кондуктора, люди стали всеми правдами и неправдами обзавелись документами на
право бесплатного проезда. Власть в ответ повели наступление на карманы людей
по всем возможным направлениям.
Во-первых, отмена льгот.
Либеральная пресса испещрена призывами отменить закон “ О ветеранах”. Госдума отменила
льготы для почетных доноров. Остальным категориям льготников пока просто
задерживают выплаты компенсаций. В Кировской области бюджет принципиально не
платит транспортникам компенсацию за все категории льготников, за исключением…
“жертв сталинских репрессий” , которые для
правительства дороже, чем ветераны, спасшие нас от фашизма!
Во-вторых, это вытеснение
общественного транспорта коммерческим. В худшем случае
маршрутки и “Автолайны”, где льгот нет в принципе, полностью вытесняют
общественный транспорт, а в лучшем случае браконьерствуют на дорогах, внося
свой вклад в банкротство государственных перевозчиков. Часто власти вообще не
мудрствуют лукаво и на обычный автобус или троллейбус приклеивают
табличку “ маршрутное такси”, “коммерческий ”, “арендный” и т.п.
И, наконец, новый сверхмаразм – установка
турникетов… внутри автобусов и трамваев. Это стало реальностью в Москве,
Зеленограде, Раменском. Когда рассказываешь об этом в других регионах, люди не
верят – как такое возможно? Давно пора бы привыкнуть, что в буржуазной России
возможно всё.
Это в дополнение к турникетам
на железнодорожных пригородных платформах. Кроме Москвы, таковые теперь
появились в Нижнем Новгороде, Барнауле, Оренбурге и (как мы узнали после
декабрьского теракта в Ессентуках) и на Кавказе, где электрички - как у нас
автобусы. Кстати, турникеты на кавказских электричках ведут к увеличению жертв весьмв частых там терактов..
Эти примеры показывают те
принципы, по которым действует власть:
Во-первых, это необычайный
цинизм. Несколько прокурорских и судебных инстанций, вплоть до Верховного суда,
признали турникеты и “арендные” автобусы незаконными. Что сделали власти? Они
просто переименовали их, и при этом оставили в
неприкосновенности.
Во-вторых, во избежание
народных волнений используют так называемый “эффект вареной лягушки”. Скажем,
турникеты на автобусах в Москве и Зеленограде сначала установили на одном самом
маленьком окраинном маршруте. Никто не заметил опасности, никто не стал
устраивать акции протеста против “ такой мелкой незначительной проблемы” . Через одну-две недели турникеты ставят на другом мелком
маршруте. И опять никому, кроме пассажиров этого маршрута, это не интересно… И так до тех пор, пока в одно прекрасное утро, пытаясь
сесть на свой автобус, ты видишь огромную толпу, безуспешно штурмующую одну
лишь переднюю дверь, и с ужасом осознаешь, что это можно было остановить в
зародыше, а теперь поздно…
В-третьих, это ориентация на
человека с большими деньгами. Вот, например, МПС ввело новую моду – вместо
электричек пускают экспрессы: чистые красивые вагоны, приветливые проводники,
бар в вагонах, мягкие кресла, работающие биотуалеты… Всё
прекрасно, за исключением одной детали: тем, кто обычно ездит на электричках,
это не по карману… В наших старых электричках рижского производства, конечно,
хватало недостатков: грязь, деревянные сиденья, весьма “ненавязчивый” сервис,
но… они были доступны любому человеку. А теперь уже не любому…
И коротко о связи . Тут реформа под лозунгом “за все надо
платить ” идет в двух направлениях. Во-первых, это перевод на платную основу
тех телефонных точек, откуда можно было звонить бесплатно (подробнее
– здесь ). Во-вторых – “повременка”.
Всё по той же схеме: закон запрещает повременную оплату иначе как по желанию
абонента, тем не менее ее внаглую
вводят. Например, в Приволжском округе это делается так: те местные
“электросвязи ”, которые не проявили должной прыти в грабеже населения,
оказались поглощены Нижегородской частной фирмой “ВолгаТелеком” под боком у
Кириенко, которая нагло вводит повременку.
Наши сопредельные
“независимые государства” СНГ переплюнули Россию. Один человек, побывавший в
Казахстане, рассказывает: “Захожу в лифт, а лифтерша мне говорит: “ С вас 4
тенге”. – “За что?” - “Лифт платный. Не хочешь платить – иди пешком”. Несколько
месяцев назад некоторые газеты опубликовали репортажи о положении в ЖКХ и
электроэнергетике в Грузии и Казахстане, где эти “реформы” доведены до
логического конца. Сейчас это воспринимается как дурной анекдот. Но если эти
“реформам” не воспрепятствовать, то до этого запросто дойдут и в России. Дойдет
до того, что вас заставят платить за воздух.
Это не образная фраза. В
Японии, например, люди уже платят именно за воздух. Как известно,
звание самого экологически грязного города на планете оспаривают три города:
Карабаш Челябинской области, Дзержинск Нижегородской области и японская столица
Токио. Так вот, в Токио предприимчивые дельцы уже предлагают газовые маски (а
для состоятельых людей – даже изолированные комнаты),
в которых вы за почасовую плату можете дышать чистым воздухом, очищенным от
загрязнений. Так что у нас с вами еще все впереди
2.
“Друзья народа”
А что же разного рода
политики, которые вроде как защищают интересы народа?
Наиболее внятно озвучивают
свои идеи “Яблоко” и “Партия труда” О.Шеина. Выгладят
их идеи красиво, но по сути – это бомбы замедленного действия.
Первая их идея – об установке
счетчиков на всё: на воду, отопление, газ и т.д. и т.п. Можно даже за счет
государства. Выглядит вроде бы красиво: давайте, мол, не оплачивать протечки в
трубах, как сейчас, а платить только за реальный объем полученных услуг. Но в
действительности это приведет к снижению потребления людьми воды и тепла за
счет “добровольной” экономии. Если сейчас люди зимой замерзают в своих домах
помимо своей воли, из-за аварий на теплотрассах, то после реализации “реформ
ЖКХ” по Явлинскому и Шеину люди будут замерзать “добровольно”, стараясь
сэкономить на тепле (капитализм гуманный строй – он дает людям право голодать и
замерзать, какового права лишал нас “тоталитарный режим”). То же и с водой и с
газом. Вообще, удивляет непоследовательность Явлинского и Шеина – они с пеной у
рта боролись (и правильно делали) против повременной оплаты телефонной связи –
и при этом проталкивают ту же самую “повременку” на
газ, воду, тепло. Ниже мы увидим, что их непоследовательность имеет четкую
классовую природу.
Вторая идея Явлинского и
Шеина – что “ не надо бороться против повышения квартплаты, против отмены
льгот, против турникетов, а надо бороться за повышение зарплаты, и когда у
людей будет высокая зарплата, они без проблем оплатят высокие тарифы”. Пусть,
мол, будет, как на Западе. Да, на Западе действительно так и есть. Во времена “ перестройки”
нам говорили, что в США простой рабочий получает $ 2000 в месяц. Да, там действительно
рабочий получает $
2000 в
месяц, но из них $
1500 уходит
на оплату однокомнатной квартиры, а поездка на метро или трамвае стоит не
меньше 1 доллара (по нашим деньгам – 30 рублей). То есть нашим властям еще
есть к чему стремиться .
Но у такой красивой схемы есть 2 недостатка. Во-первых, при сколь угодно
высокой зарплате работающих, есть люди уже не работающие (пенсионеры, инвалиды)
и еще не работающие (дети, учащиеся). И им остается лишаться права на
пользование транспортом и связью, либо вспоминать “страшилки тоталитарного
режима ” про эксплуатацию и детский труд на Западе. Во-вторых, при такой
системе человек имеет право на жизнь только тогда, когда у него есть
высокооплачиваемая работа. Если ты безработный – ты автоматически лишаешься
квартиры, т.к не сможешь
платить за нее. Поэтому ты будешь соглашаться на любую прихоть начальства, на
любые сверхурочные работы, на любую эксплуатацию. Это и называется капитализм.
Поэтому изложенная позиция “Яблока” не удивляет. Всем известно, что эта партия
– буржуазная. И в вопросе о ЖКХ “Яблоко” отнюдь не изменяет своей буржуазной
сущности.
А что же коммунисты, которые
вроде как считаются главными защитниками прав трудящихся? Они либо повторяют
идейки Явлинского и Шеина, либо отмежевываются от борьбы за ЖКХ, транспорт и
связь, говоря, что “это мелкие частные вопросы, а мы должны заниматься более
важными делами” (что считать “более важными делами” – это зависит от степени
оппортунизма каждой конкретной партии). Когда, например, мы организовывали
борьбу за общедоступный транспорт, некоторые “коммунисты” мне говорили: “Ты
что, призываешь людей ездить зайцами?”. Бесспорно, ездить зайцами нехорошо.
Однако прикол состоит в том, что против бесплатного проезда для всех
выступают те же самые люди, которые яростно борются за бесплатный проезд персонально
для себя! Весь смысл их жизни – на ближайших парламентских выборах
отхватить для себя красные корочки, по которым они пока еще (пока
повсюду коммерческий транспорт не ввели) могут ездить бесплатно. А там хоть
трава не расти. Классики марксизма называли таких людей “парламентскими кретинистами”.
Однако и среди достойных
коммунистов, честно борющихся за права трудящихся, тоже встречается непонимание
– мол, зачем же тратить силы на защиту каких-то неорганизованных
льготников-пенсионеров, если наша основная социальная база – это рабочий класс?
Что ж, придется объяснить.
3.
Политэкономия процесса
Где брать деньги на
содержание социальной сферы? Очевидно за счет доходов работающих предприятий. А
в какой форме осуществляется эта передача средств от предприятий к социальной
сфере?
Во времена сталинской
индустриализации был создан очень красивый и эффективный механизм, который во
многих местах сохранился до наших дней, но смысл
которого многими до конца не понят. Механизм этот состоял в
том, что каждому крупному заводу вменялось в обязанность содержать коммунальную
сферу своего микрорайона, свой дом культуры, несколько подшефных школ и
детсадов, свои ведомственные санатории и медучреждения, парк со стадионом и
футбольной командой (до сих пор многие футбольные и хоккейные команды названы
по имени своих предприятий: “Ротор”, “Шинник”,
“Локомотив ”, “Северсталь”, “Носта”, “Газовик ”,
“Металлург” и т.п.). Нынешние буржуи стремятся избавиться от содержания социалки, перебрасывают ее на муниципалитеты и при этом в
порядке оправдания говорят: “Для содержания социалки
мы платим государству налоги”. При этом всячески стараются уйти от уплаты
налогов и бурно радуются, когда государство их снижает. То есть не хотят
раскошеливаться на содержание бесхозной социальной сферы. В то время как при
той, сталинской модели, социальная сфера имела хозяина , который за нее отвечал. Это
во-первых. А во-вторых, именно такая модель является очень хорошим примером
прямого распределения материальных благ, без посредника в виде товарно-денежных
отношений.
Разрушительную роль сыграла
реформа 1965 года, проведенная по классической схеме “Хотели как лучше, а
получилось как всегда”. На словах эта реформа имела целью увеличить
материальное стимулирование труда. Фактически же эта реформа, в нарушение
объективных законов, усилила роль товарно-денежных отношений.
Теперь доминирующая схема
стала следующей. Со своей прибыли предприятие платило налоги в бюджет, а из
бюджета деньги распределялись в том числе на
образование, здравоохранение, ЖКХ, транспорт, связь и пр. До
тех пор, пока у нас была социалистическая плановая экономика, такая система, хоть
и была шагом назад по сравнению с предыдущей, но позволяла обеспечить
постоянный рост уровня жизни населения (за годы правления высмеиваемого всеми Л.И.Брежнева уровень жизни населения вырос в 4 раза).
Когда в 1991 году произошла
реставрация капитализма, то такая схема содержания социалки
оказалась востребована и капитализмом. С той лишь разницей, что место государственных
предприятий заняли частные акционеры, которые перечисляли в
бюджет не большую часть своей прибыли, а лишь весьма незначительный налог.
Кроме того, приватизация предприятий в качестве обязательного этапа включала их
разорение (чтобы сбить цену), что привело к падению уровня жизни населения.
Государство же терпит
неудобства из-за того, что все претензии по ЖКХ и прочим социальным проблемам
по-прежнему направлены к государству. Поэтому следующий этап “реформ ” ЖКХ,
электроэнергетики, транспорта и связи состоит в том, чтобы посредником между
налогоплательщиками и социалкой был не бюджет
государства, а сами граждане. План буржуазных властей таков: освободить буржуев
от уплаты налогов на содержание социальной сферы (что и называется “снижение
налогового бремени”). Эти денежные “излишки ” предполагается
направить на “более высокие зарплаты ” (например, как хвалится крупный буржуй Извольский из книги “Охоты на изюбря”: “У меня
лучшие рабочие получают до тысячи долларов ”. Но и из
этих “более высоких зарплат” люди должны оплачивать уже 100% квартплаты,
повременные телефонные тарифы, транспорт без намека на льготы-проездные и т.п.
Казалось бы, какая разница,
кто будет посредником между источником денег и социалкой:
госбюджет или отдельные граждане? Разница есть. Во-первых, по причинам,
указанным в предыдущей главе, это ведет к усилению эксплуатации, а в
перспективе – к ликвидации пенсий и широкому распространению детского труда.
Во-вторых, это ведет к очередному резкому усилению роли товарно-денежных
отношений, что опять же противоречит объективным тенденциям развития общества.
В-третьих, это резко повышает безнаказанность буржуев: если государство могло
бы (и пока еще может) прищемить их (на примере Березовского, Гусинского,
Ходорковского), то отдельным индивидам это будет неизмеримо труднее.
ЖКХ и прочая
социалка при этом перейдет в частные руки. Что это
будут за “ частные руки”? Думаете, это будут бодрые “деловые люди” из рядов
мифического “среднего класса”? Нет. Это будут те же естественные монополисты,
типа тех же чубайсовско-газпромовских “Российских
коммунальных систем”. Потому что трубы, электросети, железные дороги и
телефонные линии не могут не быть монопольными, никакая мифическая
“конкурентная среда” здесь невозможна. И здесь “реформа” будет состоять в
переходе от одного монополиста (государства) к другому монополисту (частнику).
Как свидетельствует газета “Трудовая Россия” №17 за 2003 год, “в марте Чубайс
объявил, что совместно с Газпромом планирует создать частную монополию в
ЖКХ” В СССР тоже все были монополисты –с той лишь
разницей, что тогда весь его доход шел в госбюджет, а сегодня весь его доход идет
в карманы жалкой кучки олигархов. И задача в том, чтобы объединиться и
убрать их с дороги .
В августе 1917 года В.И.Ленин говорил: “Многие представляют себе социализм
неясным, далеким, темным будущим. В то время как социализм глядит на нас из
всех окон современного капитализма. Государственно-монополистический капитализм
– это полнейшая материальная подготовка к социализму, между ним и социализмом
никаких промежуточных ступеней нет”. Сегодня мы вплотную подходим к этой грани.
4.
Что делать
Как же мы предлагаем решать
указанные проблемы?
Буржуи говорят – “Нет денег”.
Однако еще Ленин перед Октябрьской революцией говорил: “Деньги в стране есть,
но получить их можно не иначе как путем, не преклоняющимся перед святостью
капитала ”.
Основной и главный шаг – это
национализация предприятий, в первую очередь сырьевых. Чтобы в бюджет на
реконструкцию ЖКХ и пр. шли не жалкие 13%, а все 100% их прибыли. Плюс потрясти
всех ходорковских и абрамовичей
– на какие такие деньги вы английские футбольные клубы
покупаете?
Одновременно с этим – вернуть
социальные объекты на баланс предприятий, вне зависимости от формы
собственности последних (если предприятие частное – то это станет для его
владельца дополнительным стимулом, убеждающим его на добровольную
национализацию) .
После этих первоочередных мер
следует взяться за основную тяжелую задачу – реконструкцию изношенных на 90%
трубопроводов и прочей коммунальной инфраструктуры. Возможно, более дешевый
путь – не заменять старые трубы на новые, а развернуть программу строительства
в больших объемах жилья для трудящихся (разумеется, бесплатного ), где создать с нуля современную коммунальную
инфраструктуру. В разумно организованном обществе найдется достаточно
талантливых специалистов, чтобы составить необходимые проекты.
А как совершить переход к
этому разумно организованному обществу? Как говорилось в предыдущих двух
главах, цель упомянутых “реформ” – усилить эксплуатацию рабочего класса.
Поэтому борьба против этих реформ и за реализацию изложенной здесь программы
должна стать основной целью рабочего движения, которое в России уже показало
свою силу. Известный вывод старины Маркса о том, что рабочий класс является
самым передовым классом, остается в силе.
А чтобы помочь рабочему
классу в этой борьбе, политическая комиссия МК РКРП-РПК, которую я имею честь
возглавлять, подготовила публикуемый ниже проект декрета, который может быть
использован как в качестве предвыборной программы прогрессивных сил, так и на
случай прихода трудящихся к власти, скажем так, внепарламентским путем.
5.
Декрет Советского правительства
Первыми декретами
Советской власти в 1917 году были Декрет о мире и Декрет
о земле, выражавшие интересы самых широких масс населения. Когда наша партия –
РКРП-РПК - организует трудящихся на совершение пролетарской революции, то
первым декретом, который мы предложим будущему высшему органу власти – Советам
рабочих, крестьян, специалистов и служащих, будет нижеследующий
Декрет
Советского Правительства
О
жилье, электроэнергетике, транспорте и связи1
В целях установления социальной
справедливости, достижения социального равенства и получения финансовых средств для решения наиболее острых социальных вопросов (ЖКХ,
электроэнергетика, связь, транспорт), Правительство РСФСР постановляет:
1. В течение трех месяцев с
момента принятия настоящего декрета провести:
- национализацию всех
промышленных предприятий, в первую очередь сырьевых и металлургических;
- безвозмездную конфискацию
паразитических средств класса буржуазии;
- немедленное введение
прогрессивного налогообложения всех видов доходов.
2. Все объекты коммунальной
сферы, в 1992-2002 годах снятые с баланса промышленных предприятий,
возвращаются на баланс своих предприятий, вне зависимости от формы
собственности последних.
Все предприятия
жилищно-коммунальной сферы, которые были переданы в частные руки, безвозмездно
возвращаются в собственность государства.
Компании сотовой и
пейджинговой связи национационализируются
3. С целью снижения издержек
объединить предприятия коммунальной сферы в крупные государственные
межотраслевые хозяйства с рабочим и общественным контролем.
4. Доходы, полученные в
результате выполнения п.1 и 2 настоящего декрета, в первую очередь направить на:
- реконструкцию систем ЖКХ,
электроэнергетики, транспорта и связи с заменой их на более современную
технику, позволяющие снизить издержки производства
- дотирование снижения платы
за услуги жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи,
электроэнергетики.
5. В целях установления
социальной справедливости и в целях исполнения п.3 настоящего декрета
Правительство РСФСР запрещает:
- любые повышения квартплаты,
платы за проезд во всех видах транспорта, абонентской платы за телефон, тарифов
за коммунальные услуги и электроэнергию;
- приватизацию предприятий
транспорта, связи, электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства;
- сокращение категорий лиц,
пользующихся льготами на услуги транспорта, связи, ЖКХ, электроэнергетики.
- повременную оплата местной
телефонной связи со стационарных телефонов2
- замену (как полную, так и
частичную) общественного транспорта на “коммерческий”(под
какими бы то ни было вывесками); а также использование под “маршрутные такси”
любых машин, кроме микроавтобусов 3
- использование турникетов на
всех видах наземного транспорта, а также на пригородных железнодорожных
платформах.
6. Основная
линия Советского государства в области ЖКХ, транспорта, связи и
электроэнергетики состоит в ориентации на непрерывное снижение цен на услуги
этих отраслей (ближайший ориентир – снижение тарифов до уровня, существовавшего
до начала буржуазной контрреволюции, а в дальнейшей перспективе - поэтапное
расширение сферы бесплатно предоставляемых услуг.
7. Контроль
за исполнением настоящего Декрета возлагается на Советы рабочих,
крестьян, специалистов и служащих соответствующих уровней.
8. Настоящий Декрет вступает
в силу с момента принятия. Все законы и подзаконные акты, противоречащие
настоящему Декрету, утрачивают свою силу в части, противоречащей настоящему
Декрету.
Примечания:
1. необходимость принятия
такого декрета обосновывается тем, чтобы, во-первых, уже в нынешних условиях иметь
ответ на вопрос – как мы собираемся решать наиболее острые социальные
проблемы, во-вторых, чтобы в момент весьма вероятного социального взрыва из-за
социальных проблем мы уже имели что предложить народу,
и, в-третьих, чтобы сразу же после революции (захвата власти в столице) у нас
было чем привлечь к себе население других регионов
2. необходимость отметить
этот пункт вызвана тем, что сегодня повременная связь введена более чем в 40
субъектах федерации, причем в отдельных случаях (как, например, хотят сделать в
Москве) – вводят повременку обходным путем – связь
между отдельными районами города пытаются оформлять как междугороднюю и взимать
за нее оплату, как за межгород. В то же время запрет на
повременную оплату есть смысл устанавливать только для стационарных телефонов,
а для мобильной связи повременные тарифы можно пока сохранить – потому что
мобильной связью пользуются в основном люди с более высоким уровнем доходов,
поэтому не будет ничего плохого, если на нее сохранить нынешнюю систему
тарификации при условии национализации компаний мобильной связи
3. необходимость этого пункта
вызвана тем, что в большинстве населенных пунктов власти делают следующее: на
обычный автобус (троллейбус) привешивают табличку “коммереческий”
(варианты – “маршрутное такси”, “арендный” и т.п.), что фактически означает
отмену льгот, и именно такой вариант нужно пресечь.
><>#bn {display:block;} #bt {display:block;} >