СТАНЕТ ЛИ ФЕВРАЛЬ 2007 ГОДА ПОВТОРЕНИЕ ЯНВАРЯ 2005?

 

После введения повременки в Новосибирске

расходы льготников по оплате телефона возрастут на 125 рублей в месяц, или в 2,3 раза!

 

В конце ноября 2006 года связисты преподнесли пользователям стационарными телефонами новогодний подарок: было заявлено, что с 1 февраля 2007 года по всей стране, вводится новая система оплаты телефонных услуг. Вместо традиционной абонентской платы за телефон, без ограничения длительности разговоров, внедряется абонентско-повременная схема. Разговоры о повременке ведутся уже давно. Безлимитная «советская» телефония оставалась обремененной социальной нагрузкой, что снижало прибыльность отрасли и вызывало недовольство частного капитала. Но для полномасштабного перехода на новую схему не хватало необходимой законодательной и нормативной базы, а также современного электронного оборудования АТС, способного учитывать длительность разговоров.

 

Сейчас, судя по всему, условия созрели, и начался завершающий этап предпродажной подготовки отрасли. По всей России местные «телекомы» ведут работу по разъяснению населению «выгоды» новой схемы оплаты услуг. Ситуация в регионах различается только деталями, но принцип везде один и тот же: вместо чисто абонентской безлимитной схемы предлагается комбинированная абонентско-повременная.

 

Например, в Новосибирске ОАО «Сибирьтелеком» вводит 4 тарифных плана.

 

При «безлимитном» имеем: 125 рублей – плата за абонентскую линию плюс 200 рублей за соединение. Итого – 325 рублей вместо нынешних 190. Рост расходов составляет 135 рублей, или 71%.

 

При «комбинированном» тарифном плане: те же 125 рублей за линию плюс 85 рублей за соединение, с включением 386 минут. Итого, 210 рублей с последующей оплатой по 18 коп. за каждую сверхлимитную минуту.

 

Для «социального» плана: 125 руб. за линию плюс 25 руб. за соединение, с включением 150 минут и неограниченным объемом звонков в социальные службы. Сверх лимита, за минуту - 44 копейки.

 

И, наконец, при «повременном» плане: 125 руб. за линию и поминутная оплата в размере 22 коп. в дневное и 11 коп. в ночное время, соответственно.

 

Надо отметить, что обозначенные в планах 386 минут есть средняя по Сибирскому региону длительность разговоров абонентов в месяц. Кроме того, повременка вводится пока только в Новосибирске и ближайших окрестностях (г. Обь и Новосибирский район), где связь обеспечивается современным оборудованием АТС. В сельских районах области тарифы на 2007 год остаются почти те же: с учетом инфляции, 210 рублей.

 

 

Кто пострадает и на сколько?

 

 

Несложные арифметические расчеты показывают, что для тех, кто разговаривает (имеются в виду исходящие звонки), в среднем, менее 386 минут, увеличение расходов будет незначительным – менее 210 рублей. «Малоговорящим» абонентам реформа даже принесет некоторую экономию средств. Наоборот, для «многоговорящих» расходы будут пропорционально увеличиваться после 386 минуты (18 рублей – за каждые следующие 100 минут). В итоге, при объеме в 1024 минуты в месяц (в среднем, 34 минуты в сутки) расходы начинают превышать 325 рублей, и абоненту есть смыл переходить на «безлимитный» тариф. Отсюда, каждый уже сегодня может спрогнозировать свои расходы, тем более, что с октября этого года ОАО «Сибирьтелеком» начало рассылку пользователям статистики по объему исходящих звонков.   

 

Понятно, что для значительной категории «обеспеченных» граждан данная реформа не принесет каких-то особых проблем – увеличение расходов на 135 (со 190 до 325) рублей в месяц они почти не заметят. Но для тех, кого государство относит к «малоимущим», кто вынужден считать каждый рубль, такой «подарок» связистов, очевидно, не в радость.  В список  пострадавших попадут, наверняка, многодетные семьи, не имеющие сегодня льгот на телефонные услуги, пенсионеры и инвалиды. По оценкам, в многодетных семьях длительность разговоров при исходящих звонках – около 2,5-3 тысяч минут в месяц. У ветеранов, по информации областного совета ветеранов – от 500 до 1000 минут в месяц.

У инвалидов, не имеющих, как правило, иного способа общения с внешним миром, счет идет тоже на тысячи минут.

 

Как известно, льготы на стационарный телефон (в основном, 50% оплаты) после «монетизации» предоставляются в форме ежемесячных денежных выплат (ЕДВ). Например, в Новосибирской области для ветеранов труда ЕДВ составляло 180 и 216 рублей в 2005 и 2006 гг., соответственно. На 2007 г., по информации областного Управления социальной защиты населения, ЕДВ в бюджете запланировано, с учетом индексации, на уровне 235 рублей.   

 

Для ветеранов труда на оплату телефона из ЕДВ отводится в этом году 95 рублей – половина от 190 руб. При росте расходов за телефон со 190 до 210 рублей  расходы из ЕДВ на телефон составят 105 рублей. На большую «телефонную» долю рассчитывать не приходится, так как расчет будет производиться из 210 рублей, например, для сельских абонентов. При этом, для абонентов-льготников, выбравших тарифный план «безлимитный», фактические расходы вырастут с 95 до 220(325-105) рублей, то есть на 125 рублей в месяц, или в 2,3 раза! Аналогичная ситуация будет иметь место и для других федеральных, региональных и муниципальных льготников.

 

Если предварительные расчеты подтвердятся после 1 февраля 2007 г., то многим гражданам придется значительно сократить свое общение по телефону. Кстати, именно к этому их призывают сами связисты и региональные власти. Так, глава Новосибирскго отделения ОАО «Сибирьтелеком» М.Г. Михайлов настоятельно рекомендует жить по законам «цивилизованного мира», где каждая услуга чего-то стоит. Он же считает, что старикам и инвалидам вполне хватит и 5 минут в день, содержащихся в «социальном» тарифе. Кстати, недалеко от г-на Михайлова ушел и губернатор В.А. Толоконский, заявив недавно о том, что ему самому вполне хватает 12 минут в сутки (в рамках 386 минут в месяц)!

 

Очевидно, что людям, не имеющим достаточных средств, придется воспользоваться такими советами. Очевидно и то, что такими «реформами» власть и частный капитал резко сужают возможность людей в человеческом общении, получении информации. Монетизация транспортных услуг, телефонные преобразования при ныненшем уровне жизни загоняют миллионы граждан в рамки собственных квартир, где присутствует один и основной собеседник – телеящик, он же - «промыватель мозгов», он же – «теледебилизатор».

 

При этом, руководство Федеральной службы по тарифам России, ответственной за регулирование ценовой политики монополистов, в октябре 2005 г. заявило, что в среднем по России рост тарифов на услуги местной телефонной связи в 2007-2008 не превысит 15%. Однако, эти  15 % - такие же «средние», как и «средняя» температура по больнице: у кого-то жар, а кто-то уже окоченел…

 

Новые тарифы в связи с внедрением повременки, телефонные компании  озвучили в конце года, когда бюджеты регионов уже были сверстаны. Поэтому компенсации гражданам в связи с грядущим резким увеличением расходов в бюджетах регионов не предусмотрены. Администрация Новосибирской области сейчас в срочном порядке просчитывает возможное увеличение расходов льготников за телефон и размеры необходимой помощи. А губернатор В.А. Толоконский заявил, что не допустит ухудшения положения этой категории граждан. Но как быть тем, кто в льготники не попадает? И почему аппетиты связистов-монополистов должны оплачиваться за счет областного бюджета?

 

 

Куда смотрят органы?

 

 

Примечательно, что такой рост расходов на телефон санкционирован как раз тем органом, который ответственен за ценовую политику в отрасли связи. Последние годы за регулирование тарифов отвечает Федеральная служба по тарифам РФ. Именно ФСТ, утвердив новую схему тарифных планов, нарушило и законодательство о связи, и ею же ранее  утвержденные нормативные документы.

 

Во-первых, ФСТ нарушило п. 1, ст. 54 Федерального закона № 126 «О связи» от 7 июля 2003 г., который гласит, что «оплата местных телефонных соединений производится по выбору абонентом-гражданина с применением абонентской или повременной системы оплаты». Иначе говоря, абонент имеет право выбрать либо абонентскую, либо повременную систему оплаты, а связисты могут предложить абоненту либо аналогичный безлимитный тарифный план, либо повременный с соответствующей платой за соединение и с включенными минутами или без оных.

 

ФСТ нарушило и положение  другого, уже собственного нормативного документа - «Порядка расчета тарифов и тарифных планов на услуги местной телефонной связи» от 5 сентября 2006 года. Пункт 2.13 «Порядка» определяет, что  «установление обязательных тарифных планов не должно сопровождаться увеличением… доходов операторов связи и соответственно общих расходов потребителей в условиях неизменности объема услуг и действующих тарифов на местные телефонные соединения».

 

О «неизменности действующих тарифов» здесь говорить не приходится, так как вместо одной системы оплаты (безлимитной) предлагается принципиально иная – повременная. А вот «неизменность услуг» вполне к месту. С точки зрения здравого смысла и логики договорных отношений, связисты, наряду с абонентской безлимитной формой должны были предложить пользователям повременную схему, предоставив абоненту право выбора. По существу же, под видом новых тарифных планов происходит резкий рост тарифов за те же услуги у значительной части абонентов.

 

 

На кого работает «Сибирьтелеком»?

 

 

В уже упомянутом «Порядке расчета тарифов…» п. 2.4. гласит, что «тариф на предоставление местных телефонных соединений должен быть на уровне экономически обоснованных затрат с учетом нормативной прибыли». Насколько же «обоснованы» эти затраты?

 

В ходе недавней декабрьской пресс-конференции глава Новосибирского отделения ОАО «Сибирьтелеком» М.Г. Михайлов отказался назвать размеры нормативной прибыли своей компании, сославшись на коммерческую тайну и озвучив лишь среднюю зарплату по компании – 14 тысяч рублей в месяц. В целом, экономика региональных компаний теперь есть «тайна, покрытая мраком». Еще несколько лет назад экономической обоснованностью тарифов занимались региональные отделения антимонопольной службы, но теперь эти функции ушли в Москву к ФСТ. А отсюда, из глубинки, понять досконально экономику связистов вряд ли возможно.

 

А на вопрос о возможных убытках компании в случае, если безлимитный тариф останется на прежнем уровне 190-210 рублей, г-н Михайлов ответил однозначно, что речь не может идти ни о каких убытках, а только об уменьшении доходов. В категоричной форме было заявлено, что компания занимается не соцзащитой, а извлечением прибыли. Правда, возникает вопрос: за счет чего - простого поворота рычага под названием «тарифы» или за счет производственной деятельности?

 

Например, известно, что в рамках городской телефонной сети существует набор дополнительных платных услуг, в том числе: удержание номера, будильник, быстрый набор номера, переадресация и т.д. Однако, абоненты практически не знакомы с этим перечнем, а компания, по существу, не предпринимает никаких мер по информированию потребителей. Эту «недоработку» признал и сам М.Г. Михайлов.

 

Гораздо проще врубить тарифный рычаг, как, например, произошло при введении оплаты за исходящие звонки на мобильные телефоны с городской сети. Ведь решением ФСТ для компаний были установлены верхний и нижний пределы такого тарифа – от 75 копеек до 1,5 рублей. В «Сибирьтелекоме», естественно, выбрали верхнюю планку.

 

Кстати, не очевидно, что в самое ближайшее время не возникнут проблемы с увеличением расходов и в другой сфере – у пользователей Интернетом, получающих доступ в «паутину» через проводные сети компаний связи.  Причина все та же: монополизм «Сибирьтелекома» и жажда сверхприбыли.

 

Но одно дело получить прибыль, а другое – куда ее направить. И тут есть немало поводов для размышлений. Например, за 2005 год на выплату дивидендов по обыкновенным акциям «Сибирьтелекома» было направлено почти 165,5 млн. рублей. При этом, почти половина этой суммы ушла в холдинг «Связьинвест», которому принадлежит 50,67% обыкновенных акций «Сибирьтелекома» (по информации агентства «Восток Телеинформ», www.vip-buryatia.ru/page3.php?id=2622). Головной холдинг «Связьинвест» контролирует и другие региональные компании связи. 

 

В связи с этим интересен такой факт из жизни «Связьинвеста». Летом этого года министр Минэкономразвития Г. Греф обрушился с критикой на компанию в связи с, якобы, удручающей неэффективностью ее работы. Недовольство министра-либерала вызвали высокие зарплаты менеджмента, не связанные с эффективностью управления «Связьинвеста». По его словам, средняя зарплата управленцев составила 197 тысяч (!) рублей в месяц ("Коммерсантъ", № 125 от 12.07.2006). Какова причина конфликта между питерцем Грефом и питерцем Рейманом (глава Минсвязи) – тема отдельного разговора, но, надо полагать, Греф располагает достоверной информацией.

 

Так что, как говорится, с ветеранов – по сотне рублей, а управленцам «Связьинвеста» - еще по миллиону. Надо полагать, не на много меньше и доходы иных акционеров того же «Сибирьтелекома», среди которых вполне могут оказаться и высокопоставленные чиновники администраций Новосибирской области и других регионов Сибири.

 

Кстати, на политику связистов может влиять не только ФСТ, но и само государство. Ведь 75% холдинга «Связьинвест» контролируется сегодня Правительством РФ. Но, как известно, министру связи Л. Рейману не терпится поскорее распродать акции компании, отдав в частные руки этот весьма прибыльный бизнес.

 

 

Что делать?

 

 

Пока в стране не наблюдается особого оживления по поводу предстоящей реформы. Звучат отдельные заявления протеста, высказывается озабоченность последствиями, но не более. Например, Комитет по транспорту, дорожному комплексу, связи и информационным ресурсам Новосибирского областного совета депутатов 19 декабря 2006 г. рассмотрел этот вопрос, рекомендовав, в итоге, администрации Новосибирской области до 30.12.2006 г. определить и согласовать с ОАО «Сибирьтелеком» номера телефонов социальных и экстренных служб, по которым на тарифном плане «социальный» телефонные соединения не будут тарифицироваться. И все! Скорее всего, такой же – в русле действий монополиста - будет позиция органов власти в других регионах. В этих условиях защитить свои права граждане смогут только сами (если, конечно, посчитают нужным), действуя решительно и скоро. Дело в том, что до 20 января 2007 г. абоненты Новосибирска, как, наверное, и других регионов, должны подать заявление о выборе тарифного плана. В противном случае их телефон будет поставлен на «безлимитный» тариф.

 

Конечно, выступления протеста могут начаться не до, а после внедрения повременки. Именно так развивались события в связи с пресловутой «монетизацией» в январе 2005 года. Но возможны действия и на опережение. Так, в день заседания комитета по транспорту, Новосибирский комитет солидарных действий (КСД) провел возле Областного совета пикет протеста, направив в адрес депутатов соответствующее заявление. Начат и сбор подписей. В адрес Союза координационных советов России направлено предложение готовить всероссийскую акцию протеста на период с 15 по 20 января следующего года.

 

Вполне возможно, что в условиях неизбежного роста цен и тарифов в начале 2007 года, телефонная проблема может стать той последней каплей, которая переполнит чашу народного терпения. Конечно, революционной ситуации ожидать не стоит, но использовать возмущение людей для дальнейшего наращивания организованного сопротивления и развития самоуправления просто необходимо.

 

 

Николай Котенков,

пресс-центр Новосибирского Обкома РКРП-РПК (Российской коммунистической рабочей партии – Революционной партии коммунистов),

rkrp-rpk@mail.ru

 

23 декабря 2006 г.