Записки из
заповедника кремлеботов
Дневник
нашего тайного корреспондента о том, как живет и чем дышит штаб, организующий
работу прокремлевских блогеров.
Сайт
Global Voices опубликовал
работу интернет-аналитика Лоуренса Александра,
обнаружившего в российском сегменте Twitter свыше 18
тысяч т.н. кремлеботов – тайных интернет-провокаторов, продвигающих в сети
государственную пропаганду по тем или иным вопросам. Еще столько же кремлеботов пасутся и в других социальных сетях – в ЖЖ, ВКонтакте, в ленте Facebook и на
Одноклассниках. Однако!
С
одной стороны, невозможно представить, что все эти десятки тысяч пользователей,
восхваляющих политику Кремля, состояли бы на тайной государственной службе –
это какой-то сюрреализм. С другой стороны, на фоне 8,4-миллионной аудитории российского
сегмента Twitter эти 18 тысяч ботов – капля в море.
Это, если быть точным, 0,2 % от всех пользователей, что даже не дотягивает до
уровня статистической погрешности. Если же взять 24,2 млн российских пользователей Facebook,
то здесь количество пропагандистов и вовсе будет ничтожным. Однако парадокс
заключается в том, что влияние кремлеботов становится
все сильнее с каждым днем. Их ищут, о них говорят, в конце концов, их
содержание становится весьма прибыльным бизнесом – в последнем как раз и убедился
наш корреспондент, ставший одним из «погонщиков» таких кремлеботов.
День первый
«Земную
жизнь, пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу….» Нет, не совсем так.
«Лес» – вернее, новый офисный центр Forest Plaza, выросший на месте снесенного под самый корешок
зачахшего промышленного гиганта практически в центре столицы, был ничуть не
сумрачным, а, наоборот, светлым и просторным, с зимним садом, пальмами в кадках
и прохладным кондиционированным воздухом. Именно здесь, в череде офисов, между
дверью адвокатской конторы и офисом туристической фирмы «Бест-тур» и находится
скромная стеклянная дверь с вывеской, которая абсолютно ничего и никому не
скажет – допустим, это будет «Медиа-Компас» или «Медиа-Глобус». Или что-то в этом духе. За дверью – самый
обычный офис. Пять столов, компьютеры, кулер с
питьевой водой, электрочайник. Но именно за этой невзрачной вывеской находится
тот самый страшный Заповедник кремлеботов, которыми
так любит запугивать себя либеральная общественность.
Попасть
за эту дверь непросто, но все-таки возможно – для этого достаточно рекомендаций
нескольких знакомых. Несколько звонков, и вот, меня в дверях офиса уже
встречает шеф-редактор Юрий Цыбулин – неряшливого
вида молодой человек, похожий на безумного КСПшника,
бежавшего с Грушинского фестиваля: грязные камуфляжные шорты, черная майка с принтом волка, объемный пивной
живот, свисающий из-под ремня, нечесаные волосы, собранные на макушке в пук, и
старообрядческая борода лопатой, в которой застряли кусочки недоеденного
печенья. Следы печенья виднелись и на майке.
–
Приветствую в логове кремлеботов! – радостно заорал
Юра, протягивая липкую ладошку. – Ха-ха-ха! Но лучше тебе вообще забыть это
слово.
–
Почему?
–
Мы зовем наших авторов просто авторами, – назидательно сообщил мне второй
шеф-редактор Артур Бедрицкий, который был полной
противоположностью Цыбулину: высокий и тощий манерный
молодой человек с бритой наголо головой, облаченный в джинсы Armani и рубашку DKNY. Вдвоем они и
управляли нашим Медиа-Глобусом, отвечая за суточные
циклы активности сетевого пространства: так, громокипящий Цыбулин,
ежеминутно извергавший из себя поток каких-то острот и проклятий, был шеф-редактором дневного времени, тогда как холодный и
язвительный Бедрицкий, презиравший всех и вся,
отвечал за работу блогеров в ночное время.
Вдвоем же они – Юра и Артур – составляли идеальный комический дуэт, как
Штепсель и Тарапунька, как Герцог и Король, описанные
Марком Твеном.
–
Наши авторы пишут абсолютно то, что они думают, – продолжил Бедрицкий.
– У нас нет никакой фальши и заказухи. Мы просто
организуем работу и платим небольшие гонорары за честно выполненный труд.
–
Поверь, я сам бывший белоленточник, и я прекрасно
знаю все ту чушь, что о нас рассказывают эти болотные либерасты,
– вступил в разговор Юра. – Я же и сам поначалу верил этому Навальному, но
потом прозрел и понял, что сегодня, в сложившихся геополитических условиях, все
эти оппозиционные деятели – это просто «пятая колонна», выполняющая задания
нашего геополитического врага. И я понимаю, что пятой колонне нужно противостоять,
нужно создавать свою информационную армию. Понимаешь?
Я
кивнул.
–
А создать такую информационную армию можно только путем координации усилий всех
неравнодушных людей. Направляя усилия десятков авторов в нужное нам
информационное русло, а из этого русла формируя нужные нам информационные
потоки, чтобы этот поток бил по самым уязвимым точкам пятой колоны.
Бред,
конечно, но ярко и запоминается. Такие вещи и работают лучше всего – первый
закон пропаганды. Объясняя, Юра Цыбулин активно
жестикулировал руками, представляя себя то ли
дирижером невидимого оркестра блогеров, то ли
демиургом, управляющим потоками энергии, то ли стратегом, бросающим свежие
информационные дивизии в самое пекло информационной битвы.
–
И как же этого добиться?
–
Вот смотри, – протянул мне лист Артур. – Это типовое техническое задание для
авторов. Сразу скажу, что это плохое задание. Можешь написать лучше?
Я
взял лист и прочитал: «Тема: Фальшивая “свобода слова” в Европе. Информационный
повод: в Прибалтике отказывают в регистрации русским сайтам, предлагают
прекратить вещание российских телеканалов. Тезисы: в либеральной российской
среде принято считать Европу идеалом гражданского общества, но, как мы видим,
свободы и права относятся в ЕС только к угодным власти каналам и изданиям…»
–
Скучно это как-то все звучит, понимаешь. Нет огня!
Ладно,
ребята, будет вам огонь! Я сел к компьютеру и быстро набрал выдуманный текст из
головы: «Тема: “Хунта” пошлет на Донбасс негров. Тезисы: 1. Очередная волна
мобилизации в АТО провалилась – украинцы не желают продолжения
братоубийственной войны. 2. В это время Европа столкнулась с новой волной
мигрантов из Северной Африки: они уже прибывают сотнями тысяч, итальянцы в
панике предлагают топить суда с беженцами. 3. И Яценюк
нашел решение: теперь в АТО пойдут негры, желающие заслужить вид на жительство
в Европе. 4. Недаром Рада в Киеве приняла закон, разрешающий воевать в Украине
иностранцам. 5. Миллионная армия негров-наемников в условиях разрастающегося
украинского экономического кризиса станет верной опорой хунты в борьбе с
собственными гражданами».
Едва
я закончил печатать, как в офис влетел самый главный начальник – хозяин всей
компании Владимир Радионович Иванов, весьма известный
журналист и писатель, которого можно порой увидеть и в Кремле, и в эфире Первого канала.
–
Весело, – одобрил мой труд Владимир Радионович,
выхватив у меня бумагу. – Бред, конечно, но ярко и запоминается. Такие вещи и
работают лучше всего – первый закон пропаганды. Артурчик,
ставь это в работу.
Отдав
лист, Владимир Родионович обратился ко мне:
–
Завтра на работу выйти сможешь?
День второй
Главный
рабочий инструмент Заповедника – скайп. Именно по скайпу идет вся деловая переписка – пересылаются
технические задания и принимаются отчеты о проделанной работе. Из-за обилия
переговоров в крохотном офисном пространстве стоит непрерывный треск клавиш. Громче всех, конечно, печатает наш шеф Юра Цыбулин
– практически весь рабочий день он проводит за своим рабочим компьютером, не
отвлекаясь на такие мелочи, как стол, заваленный старыми газетами, каким-то
мусором и пластиковыми ведерками от доширака – Юра
почему-то обожает эту лапшу и готов питаться ей три раза в день, делая
исключение лишь для шоколадных эклеров из пекарни «Волконский». Иногда
его мусорный эверест обрушивается прямо на клавиатуру
компьютера, прерывая творческое вдохновение Цыбулина,
и тогда разгневанный вскакивает из-за стола и кричит в коридор:
–
Уборщица! Где уборщица?! Кто-нибудь вообще убирается в этом офисе?!
Напротив
Юры сидит тишайшее существо – офис-менеджер Катя Брычева,
юная девушка с совершенно нелепыми татуировками на руках и ногах – какие-то
цифры, портрет робота Бендера из «Футурамы»,
комбинации игральных карт. «Ошибки юности! – беспечно махает рукой Катя. – Я
была такой дурой». Сейчас же Катя занимается архисерьезным делом: на ее плечах вся бухгалтерия офиса, от
покупки скрепок до выплаты гонораров.
Отчаянно
лупит по клавишам и мой сосед Виктор Симоненко –
бывший сотрудник одного из федеральных каналов, который сейчас отвечает за
подборку нужных новостей и за работу с «новостниками».
«Новостники» – так именуются блогеры,
которые за совершенно символические деньги перепубликуют
эти новости. Большая же часть «новостников» и вовсе
ничего не получают за свои перепосты, лелея мечту
выйти в категорию авторов – тех акул пера, что получают деньги за свои тексты.
Оппозиционер
– шмоппозиционер, какая разница?!
Все
авторы делятся на три категории. Самая низшая каста – это инициативники.
Большая часть из них получает от 100 до 500 рублей за текст, написанный по
техническому заданию в нашем ЖЖ-сообществе.
Также инициативники пишут огромное количество текстов
по собственной инициативе (отсюда, собственно, и происходит их название) в
надежде, что редактор одобрит этот текст и начислит им гонорары. Инициативниками занимается Валерия Чернова, бывший радиодиджей одной весьма
известной в прошлом радиостанции. С тех пор как радиостанция закрылась, Лера
перепробовала себя на многих работах. Эту работу она тоже считает временной, но
деньги пока платят неплохие.
Вторая
каста авторов – основные трудяги, блогеры-тысячники,
постовые Рунета. Здесь расценки за посты существенно выше – от 2 до 3 тысяч
рублей за текст, написанный по техзаданию
Заповедника. Это и есть моя нынешняя епархия, и в мою задачу входит
информационное окормление ненасытной паствы – по
два-три задания в день каждому автору, и чтобы все темы были разными.
Элита
Заповедника – топ-авторы,
самые крутые блогеры, известные всей стране, чьи
имена стабильно отображаются в рейтингах ЖЖ на самых верхних строчках. Это
личный «гарем» Юры и Артура, и только они имеют доступ к телам звезд российской
блогосферы. Гонораров здесь нет – обычно топ-авторы сидят на твердой
ежемесячной зарплате.
–
Как, и этот у нас в списках?! – воскликнул я, обнаружив фамилию весьма
уважаемого мной прежде «правдоруба», которого я никак
не мог заподозрить в «запутинских» настроениях. – Но
он же типа оппозиционер? Как это возможно?!
–
Оппозиционер – шмоппозиционер, какая разница?! –
философски заметил Юра. – Главное, он пишет по нашим техзаданиям
то, что нужно нам.
День третий
Утро
началось с истерики Цыбулина.
–
Какой идиот пишет про «доклад Немцова»?! – орал Юра,
который, видимо, и сам попал под горячую руку начальства. – Запомните, дебилы, в природе нет никакого «доклада Немцова» по
Украине. Есть только доклад этого утырка Яшина.
Поэтому мы везде пишем «доклад Яшина»! Так и передайте своим авторам – сегодня
отрабатываем тему доклада Яшина и точка.
Пришлось
весь день писать письма и технические задания авторам. Особенный упор делаем на
ошибках в тексте доклада.
Первое
откровение работы в Заповеднике: больше половины кремлеботов
– это украинцы, живущие на Украине. Они же являются и самыми яростными
критиками киевского режима. «Понимаете, Михаил, – написал мне в скайпе один из моих авторов, – я имею несчастье сейчас жить
под хунтой, и я хочу сделать все от меня зависящее, чтобы у них земля горела
под ногами. Я бы писал и бесплатно, но сейчас у меня нет никакой иной работы, а
семью кормить надо».
Второе
откровение: неожиданно большое число сталинистов,
которые сохраняют лояльность режиму лишь до той степени, пока режим соответствуют
их воззрениям на постепенную реставрацию имиджа Сталина. Это, как правило,
жители Урала и Сибири, у которых заготовлены списки «врагов народа»
регионального значения из местного чиновничества и журналистов – как же сталинистам и без списка?
Вечером
от беспрерывного общения по скайпу начинает болеть
голова и хочется напиться до беспамятства, лишь бы больше не видеть ни
телевизора, ни социальных сетей.
Продолжение
следует.