Закон о «публичной» власти и как на него реагировать

 

По ссылке имеется хорошая познавательная публикация известного оппозиционного публициста А.Кунгурова об очередном антинародном законе, принятие которого прошло почти незамеченным – о введении в РФ т.н. «системы публичной власти» (думается, всем понятно, какое из значений слова «публичная» здесь наиболее уместно) и который официально уничтожает разделение властей.

В связи с этим уместно обратить внимание на вот такой парадокс: если при буржуазной демократии разделение властей (как по горизонтали – на законодательную, исполнительную и судебную; так и по вертикали – на государственную власть и местное самоуправление) официально декларируется и провозглашается одним из основных принципов «правового государства», но фактически является фикцией; то при Советской форме власти всё с точностью до наоборот – разделение властей официально отвергается, но на практике реализуется лучше, чем в буржуазных государствах. В качестве иллюстрации можно привести несколько примеров из реальной жизни.

Например, в конце 2010 года бывший московский мэр Ю.Лужков вскоре после своей отставки дал большое интервью об итогах своего правления, и там в качестве одной из своих главных заслуг на посту мэра назвал введение в Москве двухуровневой системы власти. Типа, по его словам, в советское время в Москве было более 30 районов и один мэр физически не мог контролировать ситуацию в каждом из них, а в 1990-х годах были созданы 10 префектур по 10+ районов в каждой и типа теперь иметь дело всего лишь с десятком подконтрольных структур стало намного проще.

Но, однако, в советские времена главе города и не требовалось подробно вникать в дела каждого района, поскольку большинство вопросов местного значения решалась на местном уровне (т.е. было фактически реальное разделение на государственную (региональную) власть и местное самоуправление). А до какого маразма дошла «вертикаль власти» в наше время, приведу такой пример. В начале 2016 года в московском районе Кунцево на всех подъездах были расклеены объявления о карантине для домашних животных – типа, в районе была обнаружена бешеная кошка и в связи с этим вводится карантин для домашних животных, типа запереть их в квартирах на «самоизоляции», запретить перемещать за пределы района и прочая. Но самое смешное тут было не само содержание этого постановления, а подпись, которая под ним стояла – «мэр Москвы Собянин С.С.». Т.е. вопрос, который по-хорошему должен решаться на уровне муниципального ветврача, в реальности решается не ниже чем на уровне главы 15-миллионного мегаполиса. Несколько позже я видел подобное объявление в каком-то из подмосковных городов за подписью губернатора 8-миллионной Московской области А.Воробьёва.

Это сейчас мы понимаем, что тогда в 2016 году Собянин «тренировался на кошках» в самом буквальном смысле этой фразы, чтобы в 2020-2021 годах повторить эти «эксперименты» уже над людьми. Но тогда это воспринималось исключительно как маразм, до которого дошла «вертикаль власти» - если гоняться за бешеными кошками ещё доверяют главам регионов, то вопрос о проведении водопровода в провинциальное село может быть решён не ниже чем на уровне президента.

Второй пример маразма «вертикали власти» из уже упомянутой Московской области. Во времена прежнего губернатора Громова одной из основных проблем была уплотнительная застройка – когда коррумпированные мэры и главы районов за взятки давали алчным застройщикам разрешения на строительство небоскрёбов с полным нарушением всех возможных норм и правил. А когда местные жители начинали проявлять справедливое недовольство и надзорные органы были вынуждены реагировать, то застройщики нагло заявляли: «если вы попробуете закрыть нашу стройку, то мы вам устроим бунт обманутых дольщиков, которые имели лоханутость по дешёвке купить квартиры в ещё не построенном доме».  

После того, как в 2013 году новым губернатором стал Воробьёв, то было широко анонсировано «решение» этой проблемы – что городские и районные власти имеют право давать разрешение на строительство домов высотой не выше 9 этажей, а разрешения на строительство выше 9 этажей может давать только лично губернатор. Жители было вздохнули с облегчением – процесс согласования строительства затруднился. Однако не тут-то было – фактически всего лишь изменился адрес, куда «девелоперам» положено заносить взятки – если раньше они хаотично заносили местным мэрам, то теперь организованно и планомерно заносят лично губернатору, который штампует разрешения на строительство уже целыми списками, в результате чего скученные кварталы уродливых небоскрёбов, такие как в Павшинской пойме, Котельниках или новых районах Новых Химок, стали повседневным пейзажем практически каждого подмосковного города.

Конечно, эту проблему надо решать – на нынешнем этапе в качестве «требований в условиях борьбы в оппозиции», а в перспективе – в «прекрасной [Советской] России будущего» необходимо будет проводить децентрализацию с передачей всех местных вопросов на местный уровень, возможно, даже с введением одноканальной налоговой системы.

В нынешнее время, конечно, власти на это добровольно не пойдут, но путь к этому уже предлагался – по итогам протестных акций создавать организованные структуры, которые будут претендовать на роль будущих Советов, в т.ч. на решение насущных вопросов прямо на местах.