Минэкономразвития собирается резко ограничить рост тарифов монополий с 2016 г.

 

Сегодня на совещании у премьера Дмитрия Медведева будет рассмотрен прогноз социально-экономического развития до 2030 г. Одна из развилок — тарифная политика, ее предстоит обсудить с премьером, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника. Приоритетом должно стать обеспечение конкурентоспособности промышленности, а для этого нужно серьезно ограничить рост тарифов уже с 2016 г., пишет Минэкономразвития в пояснительной записке к прогнозу (есть у «Ведомостей»).

Инновационный и форсированный сценарии предполагают, что Россия преодолеет разрыв с европейскими странами по уровню технологий и благосостояния за счет развития социальной сферы, инфраструктуры и несырьевого экспорта. По консервативному сценарию экономика остается нефтезависимой и теряет темпы роста.

В инновационном сценарии энерготарифы для компаний в 2016-2030 гг. повышаются в среднем на 3,1% в год, или на 0,6 п.п. ниже инфляции, внутренние цены на газ — на 4,2% и превышают инфляцию на 0,4 п.п. В консервативном — рост энерготарифов превышает инфляцию на 0,2 п.п., цен на газ — на 1,9 п.п. Тепловая энергия во всех сценариях дорожает быстрее инфляции на 1,2-2 п.п., рост грузовых тарифов РЖД «приближен к инфляции». Цены на электричество для населения растут быстрее, чем для компаний: к 2021-2023 гг. предстоит догнать Европу по соотношению цен между обеими категориями пользователей (смрез).

В 2013-2015 гг. рост тарифов будет намного превышать инфляцию: энерготарифов — в 2-2,5 раза (для населения — в 1,5-2,8 раза), цен на газ — в 2,1-2,8 раза. Тарифы РЖД на грузовые перевозки вырастут на на 7, 5 и 5,5% при среднегодовой инфляции в 7,1, 5,2 и 4,9%,соответственно.

Минэкономразвития будет настаивать как минимум на инновационном сценарии индексации тарифов, говорит чиновник ведомства. Серьезных споров не будет, считает он, но у монополий есть аргументы — им нужны деньги не только на выполнение инвестпрограмм, но и на государственные мегапроекты, например Олимпиаду: «Они начинают спорить: а кто будет субсидировать эти проекты? В ответ им предлагается повышать эффективность».

Без инвестиционной надбавки в тарифе РЖД не будет развития инфраструктуры, хватит только на поддержание уже построенной, предупреждает чиновник Минтранса: «Будем пытаться переубедить коллег». Бесполезно, уверен высокопоставленный федеральный чиновник: «По тарифам есть политическое решение. Но вопрос, будет ли оно исполняться». «Ниже инфляции — вопрос так вообще не стоит, — возражает его коллега. — Если не включить инвестиционную составляющую в тариф, то придется другим способом предоставить средства, а такой возможности нет».

Минэкономразвития ранее предлагало изменить подход к ценообразованию на газ, беря в качестве ориентира не экспортную цену «Газпрома», а спотовые цены европейского или азиатского рынков (они ниже); выход на равнодоходность внутреннего рынка был перенесен с 2015 г. за пределы 2020 г. Решение по ценообразованию еще не принято, знает федеральный чиновник. Его коллега подтверждает, что выход на равнодоходность — предмет обсуждений, прогноз может быть скорректирован.

При нефти за $120 цена экспортного паритета для газа (за вычетом расходов на транспорт и пошлину) — около $200 за 1000 куб, а внутренние цены — $95-100; если будет одобрен инновационный сценарий, то дисконт будет на 20-30% ниже паритета, подсчитал Денис Борисов из Номос-банка. Нужно постепенно приближаться к равнодоходным ценам, полагает он, но сейчас сложно сказать, какой будет цена в Европе. Кроме того, добиваясь роста внутренних цен, «Газпром» будет терять российский рынок: потребители все больше покупают газ у «Новатэка», который предоставляет скидки даже в сравнении с тарифами ФСТ. В 2007 г. «Газпром» поставил на внутренний рынок 307 млрд куб.м газа, в 2011 г. — 281 млрд, в 2012 г., по оценкам Борисова, будет 270 млрд куб.м. Представитель концерна отказался от комментариев.

РЖД постоянно предлагает ввести инвестсоставляющую в тариф, чтобы покрыть дефицит в финансировании инфраструктуры (400 млрд руб. до 2015 г.); весной монополия просила об индексации в 2012 г. на 11% (с учетом 4% — инвестсоставляющей), но правительство ограничилось 7%. Теперь РЖД предложила перенести 11%-ную индексацию на 2013 г. По данным сотрудника РЖД, снижение тарифа на грузоперевозки на 1% — это сокращение выручки на 10 млрд руб. За 2003-2011 гг. тарифы на грузовые перевозки были повышены всего в 2,6 раза, сообщил представитель РЖД.

В монополизированный сектор привлечь инвестора можно только ростом тарифа выше инфляции, рассуждает Валерий Миронов из Центра развития ВШЭ: «Замедлить рост тарифов можно за счет демонополизации: мощные компании продавливают нужные им решения, а инвестиционным “указам” могут и не подчиняться». По прогнозу на 2013-2015 гг., инвестиции у монополий растут в среднем всего на 3%, а в целом по экономике, т.е. за счет частных предприятий, на 8%, сравнивает Миронов.

 

газета «Ведомости», 16 ноября 2012 г.

источник - http://www.vedomosti.ru/politics/news/6147831/monopolii_bez_deneg?full#cut

 

В продолжение темы: Электричество и тепло станет роскошью, доступной только трети населения