Сергей Черняховский
Груз 282-й
Одиозная 282-я
статья УК оказалась продуктом как естественного стремления общества и
политического класса обеспечить более или менее цивилизованный характер
политической лексики (и пресечь действительно преступное и недопустимое
разжигание национальной розни), так и попытки вбить в ее текст заодно осуждение
не только национального, но и классового противостояния.
И замешать все это в
неприглядную идею о своего
рода равенстве нацизма и коммунизма.
Не вдаваясь в
специальный анализ этих идеологий (это особый вопрос, пока можно просто
констатировать явную их ценностную противоположность даже в тех случаях, когда
и фашисты, и коммунисты используют схожие методы), нужно отметить, что рознь по
национальному признаку есть рознь на основании фактора, который от воли отдельного
человека и от его осознанных действий не зависит.
А вот рознь по классовому
(социальному) признаку есть рознь и неприязнь к человеку на основании тех
признаков, которые он приобрел именно своими осознанными действиями.
Поэтому когда человека начинают
преследовать за национальность его родителей, за то, какой у него цвет кожи и
разрез глаз, - это варварство и зверство. Человека заставляют отвечать за то, в
чем нет его личной вины.
А вот когда его обвиняют в том,
какой род деятельности он избрал, к какому классу и социальной группе примкнул,
- это уже как минимум обращение к его личному выбору. Тут человек лично
отвечает за свои действия. Эти обвинения могут быть надуманны
и необоснованны, но в таких обвинениях самих по себе варварского ничего нет -
есть оценка социальной роли определенной социальной группы, вытекающая из общих
социально-философских воззрений.
Однако в сугубо социальных и
классовых целях, которые вполне прозрачны и вытекают из ее классовой природы,
российской власти очень нужно было создать зацепку для возможного использования
карательных средств по отношению к своим классовым противникам.
И жертвой этого
предупредительного юридического норматива оказываются вообще ни к чему не
причастные люди: сегодня, конкретно, это блогер
Терентьев.
Если не ошибаюсь, написал он
что-то насчет необходимости установки позорного столба для «неверных ментов», что было расценено как разжигание социальной
розни. Правда, не совсем понятно, по отношению к кому, поскольку обвинили Савву
Терентьева в разжигании розни к такой «социальной группе», как милиционеры. А
из чего, собственно, вытекает, что он вообще что-либо грубое говорил о данной «социальной
группе»?
Для такого предположения как
минимум нужно признать, что выражение «неверные менты»
есть общепринятый синоним выражения «милиционеры». Судя по действиям
правоохранительных органов - они именно так и полагают. То есть именно те, кто
обратился в суд, и толкуют данные слова подобным образом. Обвиняемый вполне мог
бы утверждать, что их под этим выражением в виду не имел - и тогда получилось
бы, что именно истцы присвоили славной российской милиции прозвище «неверные менты». И тогда именно они сами являются истинными
разжигателями социальной розни.
Потому что, во-первых, даже
слово «мент» лишь в сознании определенных культурных
групп означает «милиционер», а во-вторых, к данному термину был присоединен
термин «неверные». То есть, по сути, пост блогера
Терентьева был не более чем призывом к публичному порицанию «продажных
представителей социальной группы милиционеров». И что, возбудители дела - против? Или они попросту узнали себя в использованном
словосочетании? Или твердо уверены, что непродажных представителей данной «социальной
группы» не существует?
Странно, что
во Франции - с их-то политкорректностью - до сих пор не запретили фильм «Откройте,
полиция» («Продажные») или «Откройте, полиция - 2» («Продажные против продажных»).
По логике истцов - чистое разжигание социальной розни. И в нашем, российском,
прокате фильм ведь тоже демонстрировался.
Кстати, а почему нельзя вообще
разжигать социальную рознь? Вот почему нельзя национальную -
понятно и выше оговорено. А вот если некая социальная группа оценивается
представителями общества негативно, можно на это публично указывать? И
требовать тех или иных средств наказания ее представителей?
Авторам и сторонникам 282-й
статьи в подсознании кажется, что вот-вот зазвучат страшные для них слова: «Буржуи - сволочи!» или «Кулаки - мироеды!». И, кстати, эти
опасения явно выдают наличие у опасающихся оснований
для этого.
Но вот если проще, надо
вспомнить слова Глеба Жеглова: «Вор должен сидеть в тюрьме!» Кто-то не
согласен? И сколько раз они цитируются у нас в публичном пространстве?
А ведь и на Глеба Жеглова можно
подать иск по 282-й статье! Вор - это же социальная группа. В приведенном
тезисе явно наличествует призыв к расправе с определенной социальной группой,
образованной по признаку общности профессионального занятия - «воровства».
Призыв к расправе не за те или иные индивидуальные прегрешения, а по
принадлежности к данной группе...
Очевидный «социальный геноцид».
И политика РФ в этом отношении - явная политика социального геноцида, поскольку
в законодательно оформленных документах государства устанавливаются карательные
меры за принадлежность к определенным социально-профессиональным группам.
Например, ворам, грабителям, мошенникам, убийцам и насильникам. Выходит,
государство не только пропагандирует рознь с определенными социальными
группами, но и законодательно оформляет это свое мнение.
Ну а если взглянуть на
содержание доминирующих на телеэкране фильмов и многих
передач - сюжеты и комментарии сплошь ориентированы на представление в
неприглядном свете (то есть разжигание по отношению к ним розни) ряда
социальных и социально-профессиональных групп: тех же воров, грабителей,
торговцев наркотиками, террористов...
По отношению к ворам разжигать
социальную рознь, получается, можно, а вот к милиционерам - нельзя. Тем более к продажным...
Тогда выходит, что социальную
рознь можно разжигать не ко всем, а только к плохим социальным группам, и
нельзя - к хорошим. (Ну тогда, прежде всего, можно и
по нациям определиться: вот к плохим нациям - разжигать можно, а к хорошим
нельзя. Догадываетесь, кто у нас тогда окажется плохой, а кто
хорошей нацией?) Только ведь к хорошим социальным группам и так вроде бы
никто вражду и рознь не разжигает... А к плохим - мы
договорились, что можно.
Кстати, когда иной откровенно черносотенно настроенный обозреватель телевидения,
рассказывая, например, о событиях революции 1917 года, говорит о «толпах пьяных
матросов» или о «зверствах одурманенных крестьян» - это разве не разжигание
социальной розни? Может, и по этой говорящей голове плачет 282-я?
Конечно, понятно, почему
разжигать рознь к социальной группе воров можно. Потому что берут чужое без
спроса и присваивают. Но, честно говоря, откуда берет средства на существование
любой предприниматель, использующий рабочую силу? Как известно, за счет
присвоения прибавочной стоимости, произведенной наемным работником. То есть -
не полностью оплачивает труд рабочего. Получается, что в этом случае - с
определенной точки зрения - он не то вор, не то простой мошенник. Конечно, если
сказать: «работодатель должен сидеть в тюрьме» - это не вполне понятно. А если
- «эксплуататор должен сидеть в тюрьме»? А если - «буржуй...»?
Вот если перевести на русский
язык и публично весело цитировать слова одной милой французской песенки: «Дело
пойдет, дело пойдет, встань пораньше до зари! Дело пойдет, дело пойдет!
Аристократов - на фонари!» - наверное, никто все же 282-ю статью ее автору не
даст. Вроде бы - далеко и не у нас.
А если чуть-чуть осовременить и
непривычное «аристократов» заменить на: «новых русских»
- песенка в поэтическом смысле ничего не потеряет. И как тут будет с 282-й
статьей?
Вопросов много - и за все
пришлось отвечать бедняге Терентьеву.
Можно долго спорить о том,
хорошо или плохо призывать к классовой борьбе рабочих против буржуазии - или
наоборот. Но когда закон, направленный на пресечение
социальной розни (как будто она от этого может исчезнуть), пишут таким образом (и
соответственно применяют), что по подобной статье виновным признается блогер, в интернете в дневнике
написавший, что надо к позорному столбу ставить милиционеров, недобросовестно
исполняющих свой служебный долг, - значит, УК написан идиотами и ими же применяется
на практике. И наша страна, увы, оказывается сегодня царством видений
Кафки.
Кстати, если про то или иное высокопоставленное должностное лицо написать: «складывается впечатление, что он на ночь явно излишне много читает Кафку», - будет ли это основанием для привлечения к ответственности за публичное оскорбление?