Досье на А.Сабодажа из журнала «Форбс»

 

 

Предприниматель Александр Сабадаш не любит носить костюм, но приходится. Его любимый неформальный стиль одежды не вписывается в обстановку Совета Федерации, где Сабадаш с 2003 года представляет интересы жителей Ненецкого автономного округа. От прочих привычек сена­тор отказываться не стал: в столицу округа 11арьян-Мар он летает из Москвы на личном самолете Falcon, отды­хает на французском курорте Куршевель. Правда, с не­которыми завсегдатаями светских вечеринок отноше­ния у него испортились.

Повод не протягивать больше руки Сабадашу поя­вился, например, у Рустама Тарико, миллиардера, владель­ца банка и алкогольной компании «Русский стандарт». С 1998 года его одноименная водка разливается на принадле­жащем Сабадашу заводе «Ливиз» (это обычная практика в алкогольном бизнесе, держатель марки размещает произ­водство на чужих мощностях). Сейчас Тарико достраивает собственный завод в Санкт-Петербурге, для «Ливиза» это чревато потерей примерно $5 млн в год.

Как действует Сабадаш? В феврале этого года в Федераль­ную службу интеллектуальной собственности (бывший Рос­патент) никому не известная фирма ООО «Лариталь» пода­ла заявку на лишение марки «Русский стандарт» патентной защиты. Тут же с заявлением на регистрацию марки обра­тился «Ливиз». «У него нет шансов,- уверен исполнитель­ный директор холдинга «Русский стандарт» Игорь Косарев. — Наша марка надежно защищена. ООО «Лариталь» уже про­веряет милиция».

Позицию Косарева, вынужденного защищать вверенный ему бизнес, легко понять. А вот другой знающий Сабадаша бизнесмен, владелец Европейской подшипниковой корпо­рации Олег Савченко, считает, что водочная марка Тарико в серьезной опасности: «Саша - успешный рейдер, ни одной войны не проигрывал».

Имя Сабадаша упоминалось в конфликтах из-за питер­ской гостиницы «Астория», Балтийского банка, завода по производству удобрений «Фосфорит»... Самая громкая история - захват Выборгского целлюлозно-бумажного ком­бината в октябре 1999-го. Это была настоящая война со стрельбой. За два года до конфликта кипрская компания Nimonor купила акции предприятия, но добиться участия в управлении так и не смогла — рабочие не пускали. Саба­даш с партнерами выкупил пакет и энергично взялся за де­ло: явился на предприятие ночью в сопровождении спец­назовцев из подразделения «Тайфун», которое специали­зируется на подавлении тюремных бунтов. Пролетариат оказался сильнее: Сабадаша, бывшего боксера, тогда силь­но избили, сломали ему три ребра. ЦБК в итоге удалось взять лишь хитростью. Заключив с профсоюзным лидером ЦБК мирное соглашение, предприниматель открыл рядом с заводом офис ОАО «Выборг­ская целлюлоза», где принимали на ра­боту бывших бунтарей, выдавая тут же 1000 рублей аванса.

А в 2001 году Сабадаш, человек весь­ма импульсивный, поссорился со сво­ими партнерами по Выборгскому ЦБК Михаилом Шлосбергом и Алексеем Шмаргунепко. Выяснилось, что оборо­няться он умеет не хуже, чем захваты­вать предприятия. Он смог отстоять комбинат, установив над ним полный контроль.

Водочным королем Сабадаш тоже стал благодаря рейдерскому акту. Ал­коголем предприниматель торговал с 1994 года — возил в Санкт-Петербург водку Absolut, пока его внимание не привлек старейший в стране ликеро-водочный завод «Ливиз». В 1997-м на предприятии, пайщиками которого были 550 рабочих, начались задержки зарплаты. Тут в цехах и появился Са­бадаш. Он представлялся новым дире­ктором по развитию, раздавал напра­во и налево свой телефон и вообще держался демократично. Когда на за­воде разгорелся конфликт между ру­ководством и работниками-пайщика­ми, протестовавшими против смены юридического лица «Ливиза», бунта­ри во главе с рабочим Михаилом Барышевым искали поддержки в офисе Сабадаша на Фонтанке. Они страшно прогадали — в 2000 году Сабадаш стал обладателем контрольного пакета пе­ререгистрированного предприятия, а работники лишились своих долей. Ба-рышев в интервью Forbes сетует на свою недальновидность, он до сих пор судится с «Ливизом». (Сам Сабадаш не согласился дать интервью.)

Устаревшее водочное произнодство, расположенное в ветхих цехах, Са­бадаша не интересовало — предприни­матель не скрывал, что ему нужны тор­говые марки, которые пользовались такой популярностью в Петербурге.

После того как структуры Сабада­ша скупили в 20011 оду акции очеред­ного завода — на этот раз «Русского ди­зеля», на территории его областного филиала во Всеволожске Сабадаш обустроил новый водочный цех. Его продукция шла на ура: два десятка ма­рок «Ливиза» занимают 60% петер­бургского рынка. А вот за пределами региона похвастаться Сабадашу нечем: доля самых популярных марок «Ливиза» — «Охты», «Санкт-Петербурга» и «Дипломата» — в России не пре­вышает 0,6%. Все вместе они дают 3,9% рынка. Для сравнения: столько же приходится на одну-единственную «Путинку», которую разливают на «Кристалле».

Пока Сабадаш вел рейдерские опе­рации, более молодые алкогольные компании создали федеральные брэн­ды—вроде той же «Путинки». На соз­дание марки, которая пользуется спро­сом по всей стране, сейчас нужно как минимум $10 млн и время. Но Сабадаш взялся решать проблему знако­мым и привычным способом — захва­том. «У него ситуация такая — вырос­ли пацаны, которые занимались биз­несом более агрессивно. Его первая реакция—доказать: я не сплю. Это про­сто борьба за выживание», — объясня­ет логику конкурента один из участни­ков водочного рынка.

Самые сильные федеральные мар­ки в тот момент были у московского завода «Кристалл». В 2000-м на «Кри­сталле» разгоралась борьба за власть. Сергей Зивенко, ставший в мае главой ФГУП «Росспиртпром», в управлении которого находится контрольный па­кет акций завода, отправил в отставку прежнего гендиректора. Этим вос­пользовался все тот же Сабадашспустя несколько дней на заводе по­явился его представитель Юрий Лок­тионов с постановлением суда о назна­чении его генеральным директором. «Мы тогда через забор его выкинули», — вспоминает Зивенко.

На московский завод Сабадаш больше не претендовал, зато положил глаз на одну из самых ходовых его ма­рок — «Гжелку». За ней тянулся шлейф споров. Права на нее предъявляло про­изводственное объединение «Гжель», принимавшее участие в разработке ди­зайна этикетки в 1993 году. Сабадаш по дешевке выкупил у гжельских мас­теров право получать роялти от тор­говой марки и инициировал иски к производителю водки. Им, кстати, стал Сергей Зивенко, который из государ­ственной компании переметнулся в частный бизнес, создав ТПГ «Кри­сталл».

В итоге «Гжелку» льют и на «Ливизе», и на «Кристалле». Зато теперь дистрибьюторы ТПГ «Кристалл» регуляр­но подвергаются милицейским про­веркам по жалобам «Ливиза», а Зивен­ко ведет с Сабадашем затяжную войну в судах. Война эта не пошла «Гжелке» на пользу — по данным агентства «Вилнес Аналитика», ее доля на рынке упа­ла с 5,5% в 2003 году до 2,2% (это при­мерно $80 млн в розничных ценах). «В марку надо все время вкладывать деньги, а мы не можем этого делать, пока не закончились тяжбы»,— оправ­дывается Зивенко. На Сабадаша он, впрочем, не в обиде: говорит, кон­фликт научил его лучше защищать свои марки. При встрече предприни­матели продолжают здороваться. Правда, теперь они обходятся без теп­лых объятий.

В отличие от атак на водочные марки, от которых «Ливизу» пока нет никакой финансовой выгоды, другой московский бизнес-проект ненецко­го сенатора уже добавил в его копил­ку существенные активы. В 2003 году член совета директоров «Ливиза» и правая рука Сабадаша Юрий Локти­онов появился в подмосковном посел­ке Петрово-Дальнее. Там базируется колхоз «Ленинский луч», владеющий 1100 га земли между Рублевским и Новорижским шоссе. Колхоз был куплен столичным Внешагробанком, кото­рый, однако, в 2004 году лишился бан­ковской лицензии. Тогда место пред­седателя колхоза занял Локтионов, ко­торый сумел отбить несколько нати­сков, организованных другими претендентами на драгоценный кусок земли.

Конфликт завершился тем, что не­давно колхоз поделили. Часть отошла Межпромбанку, часть — другим структурам. А на долю компаний, близких к Александру Сабадашу, при­шлось около 400 га. По оценке риэл­торов, стоимость этих участков даже без застройки может тянуть на $500 млн и даже больше.

Это огромные деньги — в пять раз больше выручки «Ливиза» от водочно­го бизнеса и в десять раз больше того, что приносит выборгский ЦБК. Тако­вы реалии рынка: ставки в рейдерской игре растут из года в год.