Валерий Стрелецкий: Милиция должна быть неподкупной
Совсем недавно отшумели праздничные
торжества по случаю 90-летия нашей милиции; ещё звучит эхо искренней
благодарности в адрес её сотрудников. Всё это, конечно же,
заслуженно. Однако в будние дни отношение к стражам
порядка у нас более чем неоднозначное. Слишком много у
милиции проблем, годами ждущих своего решения. С
вопросами о том, почему так происходит, я обратилась к человеку, не понаслышке
знающему милицейскую работу, посвятившему ей большую часть своей жизни.
Моим собеседником стал директор издательства «Детектив-Пресс», многие годы
проработавший в уголовном розыске, а позднее – в Службе безопасности
президента, полковник запаса Валерий СТРЕЛЕЦКИЙ, написавший (в соавторстве с
Андреем Ветром) трилогию о своей работе (70–90-е годы) в правоохранительных
органах – «Случай в Кропоткинском переулке», «Я оперуполномоченный», «Во власти мракобесия».
– Валерий Андреевич, недавно наша
милиция отпраздновала серьёзный юбилей – 90 лет. Срок немалый, да
и жизнь у юбиляра сложилась непростая. Так с какими же
проблемами подошли мы к этой дате?
– Если подводить итоги, то должен
сказать: наше общество, а с ним и милиция сделали шаг назад – в сфере защиты
населения от преступных посягательств. Раньше, когда у нас
государство было социальным (а как бы мы сейчас ни относились к тому времени,
государство было всё-таки социальное), милиция выполняла свою роль. Разумеется, и в те времена милицию критиковали, но она всё-таки
воспринималась как защитница человеческих прав.
– Но ведь и тогда у неё были свои
крупные недостатки. Не будете же вы отрицать, что в то время в
правоохранительных органах не было коррупции?
– Коррупция была и будет всегда. Она есть и в
Соединённых Штатах, и в Западной Европе. Там тоже полицейские вступают в
контакт с криминальными авторитетами, получают от них деньги, торгуют
информацией. Всё это было и в советской милиции.
Но было, если сравнивать с нынешними временами, совершенно
невинно. Так невинно, что даже смешно об этом
говорить.
Я пришёл работать в милицию в 1975
году, с сильной верой в систему и очень высоким уровнем патриотизма, потому что
мы были так воспитаны. А вот с 1991 по 1994 год (в то время я работал уже в уголовном розыске
и был начальником отдела МУРа) на моих глазах стали происходить перемены,
которые привели к сегодняшнему положению дел.
– Но ведь и сама ситуация сильно
изменилась с советских времён. Изменилось, как вы уже
сказали, и общество, поэтому сейчас, видимо, гораздо сложнее работать в
правоохранительных органах. Не так ли?
– Сложнее существовать внутри
системы. А работать... Раньше в государстве была
идеология, предполагавшая определённые принципы, которыми я, например, когда
пришёл работать в милицию, должен был руководствоваться. И если бы я этого не делал, оценка моей работы была бы негативной.
Сейчас же нет никакой идеологии. И
сама система предполагает один принцип – обогащение. И
этот принцип довлеет над сотрудниками милиции, особенно молодыми. Поэтому люди, работающие сейчас в органах, используют работу в
милиции как административный рычаг для решения своих финансовых задач.
Андрей ЖДАНОВ– То есть получается,
что сейчас в милицию приходят для других целей?
– Именно так. В своё время,
приходя на работу, я первым делом брал оперативную сводку и начинал её изучать.
Я думал о работе, о тех проблемах, которые передо мной стоят,
как только просыпался. Сейчас же работник милиции
просыпается, и первым делом у него мысль о том, какой курс доллара. Когда человек так живёт и пытается так работать, у него на
исполнение своих основных обязанностей не остаётся ни времени, ни желания.
Получается, что он свою обязанность по охране закона, по
охране правопорядка несёт как бы факультативно. И
естественно, что в такой ситуации настоящий профессионализм, который был раньше
присущ нашим правоохранительным органам, не становится первой необходимостью.
– А повышение зарплаты или
ужесточение законодательства здесь могут помочь?
– Нет. Ни повышение зарплаты, ни
ужесточение законодательства не приведут к желаемым результатам. Закон не может
быть выше экономического и культурного развития общества. Иначе он не будет действовать. Вот
возьмите недавнее ужесточение ответственности за нарушение Правил дорожного
движения. Что изменилось? Ничего.
И не изменится. Потому что важно ещё и то, чтобы люди,
призванные следить за соблюдением закона, сами его соблюдали. А если нарушается принцип неукоснительности соблюдения закона, в
первую очередь – должностными лицами, тут же нарушается второй основной
принцип: неотвратимость наказания. Это два столпа, на
которых зиждутся законность и правопорядок. Поэтому
если повысить зарплату, вам, конечно, скажут спасибо. Но
что это даст? Найти сегодня в правоохранительной
системе людей, которые живут только на зарплату, на мой взгляд, практически
невозможно. Нынешнее состояние системы приводит к
тому, что честные люди оттуда выдавливаются. Ведь они
своей честностью нарушают ныне существующий негласный принцип деятельности
этого аппарата.
– Известно, что в 90-е годы милиция
попала ещё и в зависимость от криминальных структур. Как обстоит с
этим сейчас?
– Если с криминальными структурами
кто-то и вступает в финансовый контакт, то это лишь частность. Дело в том, что у
большинства из тех, кто приходит в милицию, цель одна – деньги. У кого есть деньги, с теми и вступают в контакт.
– Ну а если предположить: пришёл в
органы честный человек, который сопротивляется сложившейся тенденции; как его
ломают?
– Ломают обстоятельства, о чём я
знаю не понаслышке. От тех своих коллег, кто, не захотев ломаться, просто
ушёл из органов. Представьте себе ситуацию: руководитель
милиции платит за то, чтобы ему присвоили генеральское звание – такая
«негласная традиция» заведена с 90-х годов. Генеральское
звание может стоить 100–150 тыс. долларов. Чтобы достать эти деньги, он собирает своих подчинённых –
начальников отделов: сумма разбивается, и на каждого возлагается обязанность
принести свою часть. Начальники отделов, в свою
очередь, собирают своих подчинённых…
– Неужели в реальности так бывает?
– Да, именно так. Ведь новый
начальник, приходя, расставляет на все посты своих людей. Они зависят от него, понимая, что его благополучие – это их
благополучие. Нижестоящие начальники тоже собирают
вокруг себя своих людей. И если я пришёл туда с
благими намерениями, с желанием бороться с преступностью, быть честным и
неподкупным, если я попытаюсь вести себя независимо и честно, меня оттуда
уберут. Я не буду приносить в клювике ту часть,
которая за мной закреплена, которая нужна новоназначенному начальнику для
получения звания. Со следующим начальником начинается
то же. А кроме званий ещё же нужно и семьи содержать,
строить особняки, покупать новые квартиры, шикарные машины.
– Мне кажется, вы сгущаете краски.
– Не сгущаю. Уголовные дела по
такого рода эпизодам, насколько я знаю, уже расследуются, а один из «героев»
даже пустился в бега, и его объявили в розыск. Я уж не
говорю про те громкие дела о так называемых оборотнях, всем теперь
известных из сообщений СМИ, в том числе и по публикациям в «ЛГ».
– И всё-таки возможны ли какие-то реформы,
которые изменят саму структуру правоохранительных органов?
– Конечно, возможны. Но реформы должны
быть следствием каких-то кардинальных перемен. Реформы,
на мой взгляд, не будут работать, если не изменить систему власти. Пока государство будет оставаться олигархическим, пока не будет
каких-либо перемен в сторону социальности, милиция, суды, прокуратура будут
оставаться такими, какие они есть. Ничто их не
изменит. Никакие реформы, никакие повышения зарплат,
никакие усовершенствования законов не помогут сами по себе. И не сможем мы изменить психологию милиционера, пока не поменяем
систему власти. Нельзя воспитательными мерами изменить
человека. Это идеализм чистейшей воды. Вы ему будете говорить одно, а бытие, то есть наша жизнь, будет
диктовать другое.
– Но хоть что-то же можно изменить в
нашей ситуации?
– Нет, нельзя. Пока не будет
контроля со стороны общества над государством, толка не будет. А что такое контроль общества над государством? Это и есть социальное государство.
Вот представьте себе такую почти
фантастическую коллизию: допустим, в один прекрасный день президент скажет:
«Дорогие мои, коррупция у нас дошла до того, что если мы с ней сейчас не
покончим раз и навсегда, то она, как раковая опухоль, съест наше государство. В связи с этим с
сегодняшнего дня моя администрация будет вести учёт жалоб, поступивших со
стороны общества на министерства и ведомства. И если в
этом году, к примеру, на министра внутренних дел поступит жалоб больше, чем в
прошлом, то мне такой министр не нужен».
И министр внутренних дел вынужден
будет, в свою очередь, озаботить министров внутренних дел республик,
начальников областных (краевых) управлений. Те – своих подчинённых.
И так – по цепочке. И если этот
поток жалоб начнёт всерьёз рассматриваться, то правоохранительные структуры и
весь государственный аппарат будут видеть человека, работать с ним. И тогда любой приходящий в отделение милиции за помощью почувствует
себя не жалким просителем, а как солидный покупатель в дорогом бутике. Оплативший своими налогами правоохранительную услугу.
Сейчас активно создаются различные
общественные палаты – при МВД, прокуратуре, Министерстве обороны и так далее. Якобы это связь с
обществом. Но всё это, на мой взгляд, фикция. Кроме лоббирования интересов узких групп и отдельных личностей, они
ничего не несут. Нужно, чтобы обратная связь шла
естественным путём. Вот в Советском Союзе, кстати,
система обратной связи частично имела место. В 80-х
годах, когда я работал в уголовном розыске, не дай бог, если выйдет критическая
заметка в газете (а газеты тогда, и «Литгазета» в первую очередь, ох как любили
ругать МВД!). Люди лишались званий, должностей,
возбуждались уголовные дела. Вот что такое обратная
связь!
– Но всё же, если говорить о самой
системе, её структуре, можно ли для её улучшения использовать зарубежный опыт?
– Советские правоохранительные
органы немало положительного заимствовали у правоохранительных органов других
стран. Поэтому в первую очередь нужно изучить наш собственный опыт.
До начала перестройки мы считали себя какими-то ущербными,
профессионально менее подготовленными. Но когда
границы стали открытыми и нам разрешили тесно общаться с коллегами из-за
рубежа, стало понятно, что мы намного профессиональнее. Дело в том, что законопослушность западных стран складывалась
веками. И полицейские с высокой профессиональной
подготовкой там не очень-то и были нужны. В то время
как нашу систему «братва» постоянно держала в напряжённом состоянии. Поэтому у нас были профессионалы высочайшего класса. Люди тогда работали подолгу, и опыт передавался из поколения в
поколение. Начиная работать в 79-м году в уголовном
розыске, я застал ещё фронтовиков. А им передавали
опыт те, кто боролся с послереволюционной, послевоенной преступностью.
И вот ту систему мы разрушили. Стройную систему.
Сейчас управленческий аппарат раздут до таких масштабов, что
он уже сам себе начинает вредить. Система
парализована, так как она громоздка, неповоротлива. Появились
какие-то оперативно-разыскные части в составе оперативных управлений, следственные
части в составе следственных управлений. Чем они
занимаются? Мне не понятно. Говорят,
что таким образом они как бы отделяют управленческий аппарат от оперативного.
По-моему, это просто недомыслие, так как руководящих
должностей стало намного больше. Нынешняя система ОВД
напоминает медведя в лесу, который качает бревно с утра до вечера. Кроме того, что наращивает мышцы, толку никакого.
В советское время система уголовного
розыска была чётко выстроена. Как сотовые ячейки, сформированные в рамку. Был оперуполномоченный, который знал всё, что происходит у него на
участке («на земле»). Он формировал информационную
базу на все категории подозрительных лиц, разрабатывал их, держал в своём поле
зрения, независимо от их миграции. Весь собранный
материал направлял в информационные центры города и страны. Так создавался информационный массив, которым пользовались все.
В райуправлениях оперуполномоченные делали то же, но уже по
конкретным направлениям или линиям работы (убийство, грабежи, кражи и так
далее). А дальше была Петровка, 38, и МУР с 10
отделами по направлениям деятельности. Они
осуществляли управление и, проводя анализ, вычисляли серийные преступления и
преступные группы, которые работали в масштабе города или страны. То есть была цельная система. Была общая
информационная база. А это уже 50 процентов успеха в
борьбе с преступностью.
В самом начале перестройки был
сделан первый шаг к разрушению этой системы – создали управление по борьбе с
организованной преступностью. А что такое организованная преступность? Это искусственно выведенное «дитя» придумали дилетанты, по большей
части из карьеристских соображений. Люди, далёкие от
практики. Да вся преступность, кроме бытовых
преступлений на почве пьянки, организованная. И
уголовный розыск с ней успешно боролся. Зачем нужно
было вычленять отдельное подразделение, создавать ему определённые преференции,
разъединять общую базу?
Далее выделили из службы уголовного
розыска службу по борьбе с незаконным распространением наркотиков. Как эта служба
будет существовать сама по себе? Когда я работал в
отделении милиции, то в первую очередь держал под своим пристальным наблюдением
всех наркоманов. Знал о каждом их шаге. Потому что они в первую очередь и были потенциальные убийцы,
грабители, воры, мошенники. А сейчас с милицейских
оперов эта обязанность снята.
И вот что мы получили в итоге:
некогда единая информационно-поисковая система разорвана на части,
ведомственные интересы противоречивы и соответственно отношение людей к делу
разное. Вот и получается, что правоохранительные органы не единый кулак, а
растопыренные пальцы. Да ещё плюс к этому то, о чём я
говорил: идеологии нет, и единственный принцип, который существует: «курс
доллара на сегодняшний день».
В целом же можно сказать, что каково
общество, такова и милиция, ибо это часть общества, зеркало его нынешнего
состояния. И негоже сваливать проблемы больного государства на инструменты
государственной власти. Если пьяный или больной хирург
некачественно выполнил операцию, то глупо винить скальпель.
– Спасибо за беседу, Валерий
Андреевич. Разговор у нас, правда, получился нелёгким, но вполне
конструктивным. Выход из сложившейся ситуации, как я понимаю,
всё-таки есть. И главное, чтобы этот выход захотели
увидеть те, от кого зависит решение всех обсуждаемых проблем. Но увидят ли?
Беседовала Наталья ВЕСЕЛОВА