Учиться модернизации?

 

Сегодня под предлогом того, что «школьная программа чрезмерно перегружена», министерство образования проводит сокращение в первую очередь естественнонаучных предметов. Астрономию уже убрали из школьной программы несколько лет назад, на очереди высшая математика, из оставшейся части математики собираются убрать дроби и логарифмы, урезаются программы по физике, химии, биологии. Но освободившееся место тут же заполняют «гуманитарные» предметы сомнительной направленности – от пресловутого «закона божьего» до всевозможных ОБЖ и «москвоведений». «Российская газета» в номере за 10 декабря 2009 г. рассказала об очередной такой инициативе: нашёлся ушлый деятель, решивший погреть руки на модной теме президентских рассуждений о «модернизации».

 

«Президент Медведев в Послании Федеральному Собранию говорил о том, что без модернизации страны нам грозит серьезное отставание от мировых лидеров. Но без инноваций никакой модернизации не произойдет. То, что сегодня России принадлежит лишь 0,3 процента мирового рынка наукоемкой продукции, говорит о том, что нынешнее поколение инноваторов со своими обязанностями не справляется. Это значит, нам сегодня остро необходим новый инновационный класс. На создание такого класса и работает новое пособие для старшеклассников «Живая инновация. Мышление XXI века», написанное журналистом Сергеем Лесковым и вышедшее в издательстве «Просвещение». Отчего же в стране, давшей жизнь таким великим умам как Сергей Королев, Иван Кулибин или Анатолий Александров, в квартирах до сих пор стоят газовые колонки, а инновациями занимаются лишь 10 процентов предприятий, в то время как в США - 70? На подобные вопросы в каждой главе книги автору отвечают министр образования и науки Андрей Фурсенко, директор Курчатовского института Михаил Ковальчук, руководитель Федерального агентства по науке и инновациям Сергей Мазуренко и другие первые люди инновационной отрасли».

Ну, заранее понятно, что от Фурсенко или Ковальчука каких-либо выдающихся откровений ждать не следует. Выскажут какие-нибудь банальности типа «инвестиционная экономика должна быть инновационной» и под это дело «освоят» выделенные на «проект» деньги. Окончательно укрепляют в таком предположении такие слова автора данного учебника С.Лескова:

«Сергей Лесков: Пособия для учащихся, в отличие от стихов, не пишутся по вдохновению. В госструктурах, где обеспокоены инновационным развитием России, решили, что воспитание нового инновационного класса надо начинать со школьной скамьи. Обратились ко мне, поскольку я написал немало статей по проблеме инноваций. Это было предложение, от которого нельзя было отказаться. Потому что оно было страшно увлекательным».

Вы знаете, я вот тоже написал много статей «по проблеме инноваций» и по другим актуальным проблемам (см. на сайте element114.narod.ru). Рискну утверждать, что статей более содержательных, чем у С.Лескова. И написал ряд креативных учебных пособий – например, «Новейшая история начиная с 1985 года» (в Интернете – http://reformam-net.narod.ru/edu9hist.html) или – если на ту же тему инноваций – учебное пособие «Космонавтика: история и современность» (в интернетеhttp://element114.narod.ru/Education/edu9hist.html). Рискну утверждать, что мои проекты учебных пособий более содержательны, чем упомянутый «учебник по инновациям». Однако ко мне почему-то не обращаются с «предложениями, от которых нельзя отказаться». Даже если сам обращаешься с такими предложениями. С таковыми предложениями обращаются только к «своим». Которые издадут что-нибудь «политически корректное» и бессодержательное, что наилучшим образом подойдёт для распила выделенных под это дело средств.

На чём основываются наши утверждения о бессодержательности официозного «учебника про инновации», хотя мы его и не брали в руки? Описания в указанном номере «Российской газеты» вполне достаточно. Как утверждается в статье, «книга полна рассказов о легендарных инноваторах прошлого». Вот два процитированных в статье рассказа о «легендарных инноваторах»:

 

Рассказ 1: «Фрэнк Вулворт, 21-летний сын фермера, решил податься в город. Устроился продавцом в магазин. Торговаться не умел и потому решил прикрепить к каждому товару написанные от руки ценники. А еще вывалил на витрину залежалый товар и написал, что каждую вещь можно взять за 5 центов. Основатель империи супермаркетов боялся, что покупатели оскорбятся тем, что с ними не разговаривают. Но те повалили валом и за первый же день выручка превысила недельную! Скоро Фрэнк открыл свой магазин, потом сеть магазинов. По ним можно было ходить и брать в руки любую вещь, а благодаря распродажам товар начал уходить просто влет. Так началась новая эра мировой торговли».

 

Рассказ 2: «Один крупный деятель российской истории сказал в начале 30-х, что СССР отстает от развитых стран на 50-100 лет, но пробежать это расстояние должен за 10 лет, иначе страну сомнут. Сегодня Россия оказалась в схожей ситуации - либо она развивает наукоемкие производства, либо уходит на задворки мира».

 

Видите как: имя какого-то там Фрэнка Вулворта школьники обязаны выучить, а «один крупный деятель российской истории» так и остался безымянным. И, надо понимать, руководствоваться опытом этого «крупного деятеля российской истории» никто из «модрнизаторов» и «инноваторов» не собирается.

 

А.Буслаев