Минэкономразвития хочет создать Фонд развития на основе нефтегазовых доходов

 

Министр экономического развития России Андрей Белоусов рассказал о намерении его ведомства трансформировать нынешний Инвестиционный фонд в новую структуру. В ее задачи будет входить финансирование инфраструктурных проектов. А деньги министр предлагает забрать у Резервного фонда, изменив бюджетное правило.

«У нас есть поручение внести предложение о трансформации Инвестфонда», – сказал Андрей Белоусов. Он уточнил, что речь идет о создании на базе старого, созданного в 2006 году Инвестфонда нового Фонда развития, который будет финансировать инфраструктурные проекты.

Сейчас, по признанию министра, Инвестфонд попросту не работает, можно сказать, что он прекратил свое существование. Это произошло потому, что в 2011 году его финансирование прекратилось. Но свою позитивную роль он сыграл. «Если бы у нас не было Инвестфонда, у нас не было бы Нижнего Приангарья, Богучанской ГЭС, нефтехимического кластера в Татарстане», – передает слова Белоусова ИТАР-ТАСС.

Правда, министр отметил, что в самой конструкции Инвестфонда имелись бреши, касающиеся ответственности частного бизнеса, что резко негативно сказывалось на эффективности госрасходов. «У нас получалось так, что государство по целому ряду проектов, которые были одобрены Инвестфондом, свои обязательства по строительству инфраструктуры выполняло, а частный инвестор – нет», – посетовал Белоусов.

Он добавил, что эти ошибки будут учтены при создании новой структуры, сейчас как раз будет подтягиваться нормативно-правовая база. Закон, который касается развития частно-государственного партнерства в регионах и муниципалитетах, сегодня находится в правительстве. В марте он должен быть внесен в Госдуму, сообщает ПРАЙМ.

Минфин оценивает работу Инвестфонда совсем не так, как Минэкономики. «Когда его создавали, казалось, что проблем не будет: быстро найдутся инвестиционные проекты, куда мы вложим деньги. Но получилось все иначе: разработали проектно-сметную документацию и положили на полку – нет инвесторов, он оказался неэффективным. Стали небольшие региональные проекты реализовывать. Дошли до того, что из Инвестфонда стали финансировать строительство инфраструктуры для завода по производству памперсов. Увы, но с реализацией с виду благих идей у нас не всегда все клеится», – выражал свой скептицизм в прошлом году министр финансов Антон Силуанов.

Что же касается новой структуры, то Белоусов рассказал и о механизмах ее наполнения. Туда должны идти нефтегазовые доходы после нормативного наполнения Резервного фонда. Причем Минэкономики внесло предложение изменить бюджетное правило – снизить норму отсечения с 7% до 5% ВВП. Согласно принятому в России бюджетному правилу, средства от нефтегазовых доходов бюджета должны накапливаться в Резервном фонде, пока он не составит 7% ВВП, затем они должны направляться в Фонд национального благосостояния. Теперь МЭР предлагает 2% отобрать у Резервного фонда и направить их в Фонд развития.

По оценкам Елены Лебединской из Экономической экспертной группы, которые приводит Интерфакс, совокупный объем Фонда развития в 2014 году может превысить 2 трлн руб., а в 2015 - 2,5 трлн рублей. Из них 1 трлн - деньги Резервного фонда.

«Я не считаю это ослаблением бюджетного правила», – заметил министр. В этом он последователен. О том, что 7% – это слишком много, он говорил еще в сентябре. Бюджетное правило было принято Госдумой только в декабре прошлого года. И многие эксперты говорят о том, что оно, по меньшей мере, должно строго соблюдаться Россией, а в идеале – вообще быть ужесточено.

«Бюджетное правило приводит нас к сбалансированности бюджета не на уровне 110 долларов, как сейчас, а на уровне 95 долларов уже через 3 года», – говорил бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Он подчеркнул, что правительство, безусловно, должно следовать бюджетному правилу.

«Несмотря на то, что мы одобряем введение бюджетного правила в России, что мы всегда поддерживали, мы считаем, что оно могло быть более сильным», – отметил в свою очередь советник Европейского управления МВФ Антонио Спилимберго. При этом он добавил, что соблюдение бюджетного правила – дело сложное, поскольку в тех странах, где оно принято, нередко возникает давление на правительство со стороны тех или иных кругов с тем, чтобы обойти это правило.

«Мы считаем, здесь нужно проявить особое внимание, чтобы это бюджетное правило обеспечивало ограничение государственных расходов», – подчеркнул он.

Белоусов аргументирует свою позицию тем, что финансировать инфраструктурные проекты нужно начать как можно раньше. «Наши коллеги говорят, чтобы это делать, когда у нас объем Резервного фонда достигнет 7%, а это произойдет, скорее всего, в 2016 году либо в конце 2015 года, если сохранятся высокие цены на нефть – около 110 долларов за баррель. Нам это уже будет поздновато», – сказал глава МЭР.

При этом он предложил, чтобы часть нефтегазовых денег направлялась на программы, которые не порождают длительных обязательств. Тогда при ухудшении конъюнктуры, то есть при падении цен на нефть, «мы просто их резко свернем и достаточно безболезненно впишемся в бюджетные ограничения». В идеале, судя по его словам, было бы хорошо направить в Фонд развития 100 млрд рублей из Фонда национального благосостояния. Тогда новая структура уже сможет заработать в 2013 году.

То есть Минэкономики хотело бы получить в Фонд развития те деньги, о которых говорил Владимир Путин в послании Федеральному собранию в декабре прошлого года. Предполагается, что 100 млрд рублей из ФНБ должны пойти на инфраструктурные проекты. «Наши национальные накопления должны работать в стране и на страну, однако пока средства Фонда национального благосостояния практически не вкладываются в развитие», – сказал Путин.

Алексей Кудрин практически сразу напомнил, что в России существует только около четырех-пяти окупаемых инфраструктурных проектов, в которые можно было бы инвестировать средства ФНБ. Опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты не смогли прийти к общему мнению, куда же можно вкладывать деньги ФНБ.

«Куда будут направлены средства – не так важно, главное, чтобы вложения работали и были максимально защищены от рисков», – говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. По его словам, прогнозировать доходность инфраструктурных проектов вообще крайне сложно в связи с длительным сроком их окупаемости. Но именно поэтому, по его мнению, любые проекты должны пройти тщательную экспертизу, прежде чем будет принято решение о выделении на них средств из ФНБ.

«Проблема реализации инвестиционных проектов – это еще и проблема профессиональных и проверенных кадров. Начиная со знаний основ деятельности данного бизнеса, закачивая созданием государственно-частных партнерств, специализацией в конкретной отрасли. По опыту, интерес к вложениям в инфраструктурные проекты со стороны как российских, так и иностранных инвесторов значителен», - сказал газете ВЗГЛЯД председатель совета директоров холдинга «ИНФРА инжиниринг» Сергей Огороднов.

 

источник - http://www.vz.ru/economy/2013/1/30/618142.html