Выступление депутата Госдумы И.Н.Родионова на заседании Госдумы 9 декабря 2005 года:

 

Уважаемые депутаты, продолжу тему о состоянии конкретной проблемы    национальной безопасности.

В 1946 году в деревне Сарово (Мордовия), ныне Арзамас-16, лучшие    специалисты и ученые СССР приступили к разработке и изготовлению атомной  бомбы. Всего через три года бомба была создана и испытана, кончилась монополия США на атомное оружие, а СССР получил статус ядерной державы. С тех пор ядерное оружие гарантировало и гарантирует по сей день глобальную стратегическую стабильность самим фактом своего существования.

Сегодня ядерные вооружения России деградируют. Россия находится на грани    утраты ядерных оружейных технологий. Эта проблема замалчивается политическим руководством, СМИ, не воспринимается обществом как национальная проблема, хотя ядерные вооружения в силу развала сил общего назначения сегодня являются единственным надежным гарантом безопасности, предотвращения агрессии и аннексии территории.

СССР с самого начала был противником раскручивания ядерных вооружений и    испытаний. В 1958 году СССР впервые объявил о введении одностороннего моратория на ядерные испытания, но США и Англия не поддержали нас, и гонка ядерных вооружений приобрела вселенский размах. Век всеобщего ядерного разоружения не наступил, и в обозримом будущем его не видно. В конце 80-х годов под воздействием нового мышления испытательная деятельность в СССР начала сворачиваться, и в 90-м году в очередной раз в одностороннем порядке СССР объявил мораторий на ядерные испытания. США, Франция, Англия и Китай присоединились к мораторию, спустя несколько лет, с 89-го по 96-й год, проведя соответственно тридцать два, двадцать шесть и десять испытаний.

В 2000 году договор о моратории на испытания в России был ратифицирован    Госдумой, а США и Китай до сего дня не сочли нужным это сделать. Сенатор Конгресса США Хелмс, отвечая на обращение Блэра, Ширака, Шрёдера к Сенату с просьбой ратифицировать договор, заявил: "Против договора высказались шесть бывших министров обороны, четверо советников по безопасности, четверо директоров ЦРУ - кто по сравнению с ними трое из-за океана, которые ничего не понимают в наших делах?"

Сегодня вопрос обеспечения надежности и безопасности ядерного арсенала    приобрел исключительное значение. В резолюции Сената Конгресса США о    ратификации Договора СНВ-2, который в отличие от России США не ратифицировали, заявлено: при возникновении проблем, конструкционных изъянов или старении ядерного оружия США резервируют за собой право возобновить подземные ядерные испытания, США обязуются поддерживать испытательный полигон в Неваде на уровне готовности возобновить испытания в течение года после принятия решения. В России подход к этой проблеме  должен быть аналогичным, тем более что события последних десятилетий   нанесли по ядерному, промышленному и оборонному комплексам колоссальный и, что самое опасное, не просчитанный по содержанию и по последствиям ущерб.

Полигон в Казахстане потерян, а на Новой Земле если что и осталось, то    реализовать задачу - в случае необходимости приступить к испытаниям – уже некому, да и сама материальная база полигона находится в критическом  состоянии.

Депутаты, президент и правительство должны помнить, что США в своей    внешней политике всегда были нацелены на ослабление России. Лояльность США по отношению к России никогда не базировалась на ее слабости. Исходя из этого необходимо, не затягивая, разобраться с вопросом: а готова ли Россия приступить в случае начала испытаний ядерного оружия США и другими членами ядерного клуба к своим натурным ядерным испытаниям? Быть уверенной как в своем ядерном щите, так и в квалификации, компетентности соответствующих кадров - суверенное право России.