Министру культуры рекомендовали поработать над грамотностью

 

Вчера на заседании правительства обсуждали, что делать с культурой и ее министром Александром Соколовым. Решили обучить господина Соколова бюджетным технологиям и основам "отстаивания своей позиции". Других предложений не последовало – оргвыводы в отношении проштрафившихся министров может делать только президент.

Александр Соколов уже неоднократно рассказывал коллегам, что мешает ему поднять культуру в стране. И всегда был последователен – денег дают мало, а те, что дают, он не может контролировать. Министры, по его мнению, из-за проведенной в прошлом году административной реформы могут только писать законопроекты, а финансовые потоки оседлали руководители агентств. Коллеги господина Соколова не менее последовательно доказывали, что в Минкульте просто не умеют проектировать бюджетные расходы. Вчера вновь делили деньги, и немалые: бюджет в будущем году, по данным министра финансов Алексея Кудрина, потратит на культуру 50 млрд рублей. Впрочем, не поделили.

"Если бы вам дали свой национальный проект,– спросил министр здравоохранения и соцразвития Михаил Зурабов у Александра Соколова,– на что вы бы прежде всего потратили деньги?" Приоритетов у министра культуры оказалось немало – практически все то, чем и занимается его ведомство. Тогда речь зашла о рычагах. "У вас есть рычаги влияния на ТВ?" – уточнил певец и депутат Госдумы Иосиф Кобзон. "Нет",– сокрушенно вздохнул министр. "Заостряю вопрос,– повысил охрипший голос господин Кобзон,– у министра культуры нет влияния на важнейшие рычаги массовых коммуникаций!" Коллегу поддержал депутат и телеведущий Валерий Комиссаров: "Когда по ТВ будут показывать не только бандитов, но и простых тружеников?" Господин Соколов вновь сокрушенно вздохнул: "Про бандитов – это к Агентству по культуре и кинематографии, а я недавно подписал договоры о сотрудничестве с Якутией и Ханты-Мансийским округом". Зачем понадобились эти договоры, министр не объяснил. Понять его можно было так: чем больше договоров с регионами, тем сильнее развивается подлинная национальная культура. Точку в дискуссии о рычагах поставил кинорежиссер Никита Михалков. Он предельно четко объяснил премьеру Фрадкову: все бюджетные деньги, выделенные на культуру, нужно отдать Александру Соколову. А кинематограф, как весьма прибыльный вид бизнеса, отделить от культуры в отдельную отрасль, которую тем не менее нужно поддержать очередной федеральной целевой программой.

"Александр Сергеевич, да вы таких лоббистов привели,– оживился премьер,– прямо монстров российского искусства". Лоббисты почему-то зааплодировали. Но в федеральной целевой программе Никите Михалкову Михаил Фрадков все же отказал.

"Двадцать лет назад Михаил Горбачев обвинил нас, нефтяников, в том, что мы больше пьем водки, чем молока",– вступил в диспут о культуре ханты-мансийский губернатор. "А что было делать? – вспоминал бывший нефтяник.– Билеты в кино в Нижневартовске давали только победителям соцсоревнования". Впрочем, тема о конкуренции водки с культурой дальнейшего развития не получила.

Герман Греф прервал ее лекцией о бюджетном планировании. Он напомнил, что федеральные бюджетные расходы на культуру с 2000 по 2006 год выросли более чем в 20 раз. И сейчас министру культуры надо просто научиться грамотно составлять бюджетные заявки – и тогда с контролем над финансовыми потоками в сфере культуры проблем не будет. "Давайте я вам пришлю грамотных спецов",– вежливо предложил Герман Греф.

"Вы только не обольщайтесь,– подытожил Михаил Фрадков,– сами работайте, а главное – учитесь отстаивать свою позицию. Но учтите, что сегодня мы ограничились товарищеской критикой". Вполне довольный такой критикой Александр Соколов после заседания правительства заявил, что особо доволен тем, что его доклад "поддержали". Из аппарата правительства тут же последовало уточнение: "Не поддержали, а опять отправили на доработку".

КОНСТАНТИН Ъ-СМИРНОВ

газета «Коммерсантъ», 16 сентября