Разработчики из инновационной компании «ВЕК­21» решили предложить школьникам "умный" мел

14.09.2012

 

МЕЛ, ВЛАЖНАЯ ТРЯПКА И КЛАССНАЯ ДОСКА — В СУЩНОСТИ, ЭТО ТАК НЕПРАКТИЧНО В НАШУ ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ! РАЗРАБОТЧИКИ ИЗ ИННОВАЦИОННОЙ КОМПАНИИ «ВЕК­21» РЕШИЛИ ПРЕДЛОЖИТЬ ШКОЛАМ НОВЫЙ МЕЛ — «УМНЫЙ».

Сама по себе аудитория потенциальных пользователей впечатляет своими размерами: число общеобразовательных учреждений в России превышает 50 тысяч без учета лицеев и гимназий (Росстат), школьных классов в стране — не менее полумиллиона. А ведь есть еще вузы с их аудиториями. У этого огромного рынка одно неудобство: бюджеты подобных учреждений ограничены, поэтому технические решения для них должны быть простыми и доступными. Появившиеся в последние несколько лет на рынке интерактивные доски — «умные экраны» — большинству не по карману, поскольку обходятся в 30–100 тыс. рублей за штуку. Нельзя ли изобрести что-то более бюджетное?

 

С мелом, товарищи, в ногу!

 

«ВЕК-21» — стартап, созданный участниками лаборатории при Московском институте электроники и математики, занимающейся исследованиями в области беспроводных технологий и сенсорных систем. Не мудрствуя лукаво, трое отцов-основателей — Михаил Комаров, Сергей Ефремов и их научный руководитель Леонид Восков — составили название компании из первых букв своих фамилий.

Идея «умного мела» пришла к ним три года назад. «Мы сидели втроем, крутили в руках компьютерную мышку, а потом подумали: почему бы не сделать так, чтобы с ее помощью можно было писать на классной доске? — вспоминает Михаил Комаров, который взял на себя впоследствии роль генерального директора компании. — А что? Рост инвестиций в ИТ для системы образования — мировой тренд, так что направление может быть перспективным для любой ИТ-компании».

Дальше, уже исходя из собственного понимания потребностей и финансовых возможностей пользователей, стали очерчивать общие контуры будущей разработки. Сразу же было понятно, что концепция «умного мела» должна обходиться без дорогостоящего «железа» и задействовать оборудование, которое, как правило, уже имеется в «продвинутых» классах (по крайней мере в кабинетах информатики), — компьютер и мультимедийный проектор. Логика появления «умных» продуктов в школе понятна: классы компьютеризируются, новое поколение учителей предпочитает готовить задания к классной работе на домашних компьютерах. Переносить их затем вручную на обычную доску при помощи мела — довольно хлопотно. Гораздо проще проецировать изображение. Причем желательно — не на специальный экран, а на любую ровную поверхность — стену или хотя бы потолок. Вот только как на такой проекции смогут писать ученики, когда учитель предложит им решить пример или задачку? Технически вопрос вполне решаемый — с помощью простой веб-камеры и специальной программы распознавания.

После всех этих рассуждений стартаперам оставалось только взяться за дело — разработать прототип и написать ПО, что они и осуществили менее чем за год. «Система получилась довольно компактной, — удовлетворенно говорит Михаил Комаров. — Веб-камера, специальная указка для учителя, набор разноцветных «мелков» для учеников, программный продукт на флеш-носителе, удлинитель. Всё!»

Дополнительной «фишкой» продукта стала возможность «работать у доски», не вставая изза парты.

«Это особенно актуально, если в классе учатся инвалиды, — говорит Комаров. — При этом возможна коллективная работа: не вставая со своих мест, в процессе одновременно могут принимать участие до двадцати человек». Глядишь, еще немного — и привычное для школьных классов «К доске!» станет анахронизмом.

Разумеется, к использованию «умного мела» нужно приноровиться; писать им не так просто, как «аналоговым»: система распознавания требует более аккуратного почерка. «Поэтому мы столкнулись с любопытным феноменом, — говорит руководитель проекта. — «Умный мел» хуже воспринимают старшеклассники: они успели «сбить» себе руку, им чуждо искусство каллиграфии. А вот ученики начальных классов, которые только учатся писать и старательно выводят каждую букву, к «мелу» привыкают довольно быстро».

Продвигать свою разработку на выставках проект «ВЕК-21» начал практически сразу же после создания прототипа — так что заказы пошли еще до появления коммерческой версии продукта. После выставки CeBIT в Германии, где «умный мел», по словам Комарова, стал хитом российской экспозиции, несколько заказов пришло изза границы. Один даже навел стартаперов на мысль, что не стоит ограничивать сферу применения разработки одними лишь образовательными учреждениями: комплект приобрела крупная таксомоторная компания из Великобритании, которой «умный мел» понадобился для презентаций в Лондоне во время Олимпийских игр.

Что касается России, сейчас «ВЕК-21» продает свой продукт в шести регионах; основные заказчики — колледжи, корпоративные образовательные центры и средние школы. Примерно за год компания выполнила около ста заказов: комплектующие для указок и светодиодных «мелков» приходят из Китая, а затем небольшими сериями собираются своими силами. В дальнейшем «ВЕК-21» рассчитывает организовать локальные производственные площадки, которые можно было бы отдать на откуп региональным франчайзи.

«Очень многих привлекает то, что продукт — российский, ведь это означает возможность его доработать и что-то изменить, — объясняет Комаров. — А вот в продажах изменить мы пока мало что можем. Изначально планировали работать только через дистрибьюторов, однако выяснилось, что маржа посредника — это не 20 и даже не 30%! Накрутка посредников оказалась довольно чувствительной для нашего недорогого продукта. Так что пока мы не отказываемся и от продажи «мела» напрямую».

В инновационной тусовке тоже очень быстро заметили проект. Так или иначе, благодаря «мелу» Михаил Комаров оказался около года назад среди «отобранных» инноваторов, приглашенных на встречу с президентом РФ в Сколково.

— Пока госзаказов, впрочем, не было, — улыбается Михаил Комаров. — Но расширение нашей географии продаж я все-таки связываю с административным фактором. Дело в том, что государственные образовательные учреждения очень зависимы от мнения властей. Если те одобряют продукт — это служит определенным сигналом, что его следует покупать. Впрочем, в нашем случае все не настолько однозначно. Многое зависит от позиции самих учителей и того, насколько продвинутыми пользователями они являются, ведь основная нагрузка в использовании системы ложится на них. Если педагог консервативен, на методы его преподавания сложно повлиять.

Тем не менее первые системы «Умный мел» у нас покупали именно учителя — причем на собственные деньги.

 

Игра на опережение

 

Для развития бизнеса молодым ученым удалось задействовать, пожалуй, все ресурсы, которые доступны инноваторам в России. За пять лет существования небольшая лаборатория превратилась в межвузовскую площадку, на которой происходит обмен идеями между студентами и научными сотрудниками основных московских технических вузов. Через нее же идет сотрудничество с ведущими исследовательскими лабораториями Великобритании, США и Германии. Многие сотрудники лаборатории уже успели стать финалистами инновационных конкурсов. «Нашему коллективу очень помогла поддержка Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, — говорит Комаров. — Лично я благодаря фонду получил возможность заниматься тем, что мне интересно, а не подрабатывать разработкой сайтов, как многие мои однокашники». Именно с победы в конкурсе по программе «Старт», которую реализует фонд, и началась бизнес-биография разработчиков «умного мела»: чтобы получить финансирование, ученым «пришлось» создавать юрлицо.

ЛОГИКА ПОЯВЛЕНИЯ «УМНЫХ» ПРОДУКТОВ В ШКОЛЕ ПОНЯТНА: КЛАССЫ КОМПЬЮТЕРИЗИРУЮТСЯ, НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ ПРЕДПОЧИТАЕТ ГОТОВИТЬ ЗАДАНИЯ К КЛАССНОЙ РАБОТЕ НА ДОМАШНИХ КОМПЬЮТЕРАХ. ПРЕДМЕТЫ «АНАЛОГОВОЙ» ЭПОХИ НЕ ВСЕГДА ВПИСЫВАЮТСЯ В НОВЫЕ РЕАЛИИ

Сейчас в компании «ВЕК-21» работает десять человек, не считая студентов, задействованных лабораторией. Лаборатория — источник кадров и идей, которые рождаются в ходе мозговых штурмов. Благодаря этому количество бизнес-направлений у компании постоянно растет. Недавно партнерам пришлось регистрировать второе юрлицо, в рамках которого было решено вести разработку систем виртуальной реальности — виртуальных тренажеров, датчиков и пр.

«Мы считаем, что следует браться только за те разработки, на которые можно потратить не больше трех месяцев; в противном случае отказываемся от них как нежизнеспособных, — объясняет Комаров. — Скорость очень важна. К примеру, не так давно мы выпустили прототип датчиков виртуальной реальности — и практически в то же время компания Sony анонсировала свой контроллер для Play Station. С одной стороны, приятно, что мы работаем в мировом тренде. Однако обидно, что пусть ненамного, но опоздали».

Пока Михаил Комаров с коллегами решили остановиться на пяти направлениях: беспроводная передача данных, система виртуальной реальности, человеко-машинный интерфейс, энергосбережение и дополненная реальность. Все проекты исходят из концепции Web 3.0,

на базе которой и строятся «умные дома», «умные дороги» и т. д. Начинал Комаров с системы «умной логистики», в которой контейнеры и паллеты «знают», куда им нужно прибыть, а их перемещения отслеживаются в режиме реального времени. «Сейчас часть результатов наших исследований используют некоторые компании в аэропорту Мюнхена», — говорит он.

 

Пусть все поумнеет…

 

Как и полагается ученым, создатели «ВЕК-21» стараются поднять поиск новых идей на системный уровень, чтобы не полагаться целиком на везение и «озарения». И даже придумали для своего метода красивую аббревиатуру по аналогии с b2b — i2i (innovation to innovation — «инновации для инноваций»).

— Немалая часть нашей работы уходит на анализ трендов, чтобы определить, какие ИТ-продукты мир увидит завтра, — поясняет Михаил Комаров. — За точку отсчета мы берем перспективную инновационную технологию, далее к процессу подключается команда разработчиков, с помощью мозговых штурмов мы придумываем варианты применения, проверяем идеи на практике — и в конечном счете приходим к созданию нового инновационного продукта. Еще один подход — переосмысление уже существующих разработок. Собственно говоря, ведь и наш «Умный мел» появился не на пустом месте. Алгоритмы распознавания были созданы еще в 2000-м, а нам оставалось только доработать эту идею, позволив программе взаимодействовать с более широким набором устройств.

Между тем количество проектов у инновационной компании растет, и, чтобы не «забрасывать» уже работающие направления, компаньонам пришлось заняться поиском инвесторов и приобщиться к стартаперскому «спорту» — ходьбе по венчурным фондам. «Изначально были иллюзии, что мы сможем управляться со всем своими силами, — признает Комаров. — Однако проектов становится все больше, приходится реинвестировать часть прибыли в новые направления, и это очевидно мешает развитию проектов, которые уже вышли на уровень коммерциализации».

«Умный мел» — не последняя разработка компании для сферы образования. Еще одним «образовательным» проектом «ВЕК-21» стали пульты голосования, которые позволяют ученикам в интерактивном режиме готовиться к ЕГЭ. Складывается ощущение, что, пока все аналоговые вещи вокруг не «поумнеют», работы у разработчиков будет невпроворот.

 

источник - http://bishelp.ru/svoe_delo/otrasl/obrazovanie/1409_mel.php