"Эксперты" по космонавтике саботируют создание ядерного ракетного двигателя?

 

Как неоднократно сообщалось, в 2009 году в рамках медведевской "модернизации" был анонсирован проект создания ядерного ракетного двигателя мегаваттного класса. Сначала его обещали сделать к 2012 году, затем многократно переносили, а воз и ныне там.

Из ниже приведённой публикации понятно почему: потому что в руководство предприятий набрали "эффективных менеджеров", которые не разбираются в технологиях и полагаются на мнение "отраслевых экспертов", а эксперты всё саботиркют. Причём, как и в похожем случае со сверхтяжёлыми элементами, умудряется в одной и той же статье выступать с противоречивыми заявлениями: то якобы создание такого двигателя нереально, то будто бы в СССР они успешно испытывались...

Часть бывает, что такие эксперты выступают так из лоббистских соображений. Не обязательно корыстных - может, они просто поддерживают конкурирующий проект, потому что всю жизнь им занимались.

Подобную ситуацию надо менять. И именно в этом направлении должна будет проходить реформа РАН после восстановления Советской власти

 

--------------

 

http://speakercom.ru/opinions/2325

 

На этом проекте можно разорить страну

В «Росатоме» разрабатывается энергетическая установка с ядерным двигателем, которая позволит космическому кораблю за полтора месяца долететь до Марса. Ведущий научный сотрудник Института космических исследований Натан Эйсмонт рассказал, почему считает проект трудно реализуемым. 

Заявление Кириенко очень далеко от реальности. Действительно был такой проект – создание транспортного энергетического блока. Этот проект получил финансирование несколько лет назад. Затея изначально была очень сомнительной.

В свое время Институт космических исследований представил отрицательный отзыв на этот проект. Было совершенно очевидно, что эта затея не имеет шансов быть реализованной при нынешнем уровне технологий. Главная проблема там была со сбросом тепла в условиях космоса. Нужны были очень большие радиаторы совершенно циклопических размеров для установки той мощности, которая планировалась. Тем не менее, за эту работу взялись, получили деньги, хотя факт, что трудности возникнут при разработке такого радиатора, был совершенно очевиден изначально.  Меньше года назад было официальное заявление Роскосмоса, что исследование и разработки проведены, и на этом все закрывается. Не знаю, насколько продвинулся «Росатом», но другая компания, которая должна была делать радиатор, и двигатели, вышла из этой игры. Проект был закрыт. 

Но есть другая сторона этой проблемы – можно ли сделать то, о чем сказал Кириенко? Я не буду решительно говорить, можно или нельзя, но известно, что проблемой занимались в 60-х и в Советском союзе, и в США были разработаны ядерные ракетные двигатели. В Америке был такой проект NERVA (The Nuclear Engine for Rocket Vehicle Application). Серьезные проблемы были связаны с тем, что тепловыделяющие элементы не могут быть очень горячими, потому что они просто расплавятся. Чтобы такой двигатель был эффективен, он должен работать на водороде, для чего  нужны высокие температуры. В какой-то момент и в Штатах, и в Советском союзе пришли к выводу, что дальше не стоит тратить на это усилия, деньги и ресурсы, чтобы довести этот двигатель до состояния, когда его можно использовать. Тем более, все понимали, что это крайне опасно. Хотя такие двигатели были сделаны и даже как-то испытаны. В СССР этот двигатель делали в Воронеже. В 70-х этот проект закрыли. 

Но в Советском союзе разрабатывался еще один очень перспективный двигатель. Там проблему преодоления необходимости создания высокотемпературных тепловыделяющих элементов предлагалось решить за счет создания газообразных тепловыделяющих элементов. Звучит фантастически, но по нынешним представлениям это реализуемо. В качестве тепловыделяющих элементов предполагалось использовать газ, содержащий радиоактивный компонент. Этот газ в двигателе закручивался, и таким образом, если пропускать через этот реактор водород, то можно было, удерживая этот газ внутри двигателя, сильнее водород нагревать. Этот двигатель действительно мог позволить реализовать то, о чем сказал Кириенко. Действительно, можно очень быстро долететь до Марса, и что самое замечательное – это решалось одной ступенью. Этой проблемой занимался в СССР академик Ивлев, большой энтузиаст этого дела. Были построены могучие стенды для отработки такого двигателя в отдаленных местах, и, слава Богу, на этом все закончилось – по разным причинам. Эта затея крайне опасная и сильно затратная. На этом проекте можно было разорить страну. Техническая возможность в принципе есть, не то, чтобы она стопроцентно была подтверждена, но близко к признанию того, что это возможно.

Что касается возвращения к тем проектам, что были в 60-70-х, конечно, это вряд ли. Проект, который был закрыт, имеет серьезные трудности концептуального характера, неизвестно, как сбрасывать тепло, удастся ли это придумать, или нет. Но для того, чтобы утверждать, что серьезная необходимость в таких двигателях существует, нужно быть жутким  энтузиастом. Сейчас практически все задачи, которые должны решаться ракетно-космической техников, решабельны существующими средствами, а что-то принципиально новое вроде применение ядерных двигателей - дело сильно не ближайшего будущего.