Помимо «суперджетовщины», есть в российском самолётостроении и хорошие вещи. Вот репортаж из серии «сделаноунас» о сборке самолётов компании «Суперджет» в Комсомольске-на-Амуре. Интерес представляет здесь констатация того факта, что в российском машиностроении уже проявляются технологии «электронного проектирования», когда проект создается в компьютерной памяти и затем автоматически переносится в металл. Если эта картинка соответствует действительности – то это надо будет использовать в будущих программах развития электронных технологий.

 

На заводе работает около 12 тысяч человек, и производство разделено на 2 площадки. На первой из алюминиевых заготовок изготавливают фюзеляж, а на второй к нему прикрепляют крылья, устанавливают в самолет всю авионику и двигатели. Сегодня я покажу вам, как кусок алюминия превращается в самолет…

В самом начале хочу выразить огромную благодарность PR службам Сухого и ОАК за возможность попасть на это производство. Снимать здесь запрещено, но для нас сделали исключение:

Современные самолеты создаются "в цифре". Из Москвы в Комсомольск-на-Амуре по сети передают электронные модели деталей и агрегатов самолетов. Инженеры завода пишут программы для станков с ЧПУ и адаптируют чертежи к производству. То есть, они получают из Москвы электронные модели, а дальше самостоятельно разрабатывают оснастку, инструмент и технологические процессы для изготовления этих деталей.

 

Кстати, самолет Сухой Суперджет стал первым российским самолетом, полностью созданным на основе цифровых технологий, что позволило сократить время процесса подготовки его производства на 2 года:

Начинается все с цеха механической обработки, куда подвозят увесистые алюминиевые заготовки и превращают их в детали будущего самолета:

В цехе стоят огромные полностью закрытые станки с ЧПУ:

Всего таких станков для производства Суперджета было закуплено более 30 штук:

Заготовка зажимается на поворотном столе и обрабатывается по программе без участия человека:

Оператор станка стоит снаружи и наблюдает за процессом по монитору. Отсюда же происходит и все управление:

Вручную лишь устанавливают заготовки:

Станки могут фрезеровать очень сложные по форме и большие по размеру детали, благодаря программам, написанным инженерами КнААПО:

В фюзеляже самолета более 40 тысяч заклепок и еще 15 тысяч в крыле. Сверление отверстий и установка заклёпок в панелях крыла и фюзеляжа производится на клёпальном автомате лазером:

Весь процесс полностью автоматизирован и управляется парой человек:

Разметка установки технологического крепежа производится вручную:

Автомат пока не может полностью заменить человека, и некоторые места для клепки приходится размечать рабочим:

По номеру видно, что идет сборка 20-го самолета:

Номер 95021 обозначает, что это отъемная часть крыла для самолета с порядковым номером №021. Всего Сухой произвел уже 11 самолетов: