Россия перед вызовом XXI века


Нариньяни

Уровень развития информационных технологий сегодня определяет статус страны

Информационные технологии уже проникли практически во все сферы деятельности и продолжают ”наступление”, непрерывно совершенствуясь. На фоне других отраслей мировая информационная индустрия демонстрирует наиболее высокие темпы роста: очевидно, в ближайшие десятилетия именно уровень использования ИТ-технологий будет ”проходным баллом” для стран, претендующих на членство в ”клубе передовых экономик”. О том, как в этом контексте выглядит Россия, корреспондент ”ЧТ” беседовал с Александром Нариньяни, директором по научной работе Российского научно-исследовательского института искусственного интеллекта.

Поясните, пожалуйста, чем опасна для России зависимость от Запада в области информационных технологий и продуктов?

Если не изменить наметившийся ход событий, то однажды мы обнаружим, что контроль Запада проник во все без исключения сферы деятельности - от школ до центров управления в энергетике, связи, авиации, космонавтике и т.д. Преимущество этого ”средства влияния” в том, что не надо объявлять мобилизацию, стрелять, посылать к чужим берегам авианосцы. Достаточно прекратить поставки чего-то весьма важного для работы информационных систем и результаты будут такими, что мало не покажется. Кроме того, ясно, что никто не станет делиться с нами новейшими ноу-хау, особенно на прорывных направлениях.

Короче, современные реалии таковы, что наличие собственной информационной индустрии - фактор, определяющий статус страны в широком смысле.

Судя по материалам, с которыми я знакомился перед встречей с вами, одно из самых перспективных направлений в использовании информационных технологий - управление предприятиями?

В мире давно используются различные системы управления производством, качеством продукции и др. У нас применяются в основном западные системы. И не потому, что они так уж хороши. Просто наши предприниматели по инерции верят в то, что западный бренд - всегда гарантия качества.

Есть и такое важное обстоятельство: любые электронные системы управления сегодня пока еще не способны собранные данные ”перелить” в процесс принятия решений, чтобы либо вплотную подвести руководителя к качественно новому решению, либо его предложить. В итоге система управления существует как бы автономно, представляя собой хранилище данных, а реальное управление административной структурой или корпорацией осуществляется фактически в прежнем режиме.

Этот порядок вещей поддерживается и фактором, относящимся скорее к сфере сугубо психологической: на Западе, а теперь уже и у нас стало нормой - если подобная система не внедрена на предприятии, это свидетельствует о его отсталости. И хотя все всё понимают, тем не менее дружно делают вид, что так и задумывалось.

На Западе эти системы нередко подвергаются жесткой критике, но их уже возвели в стандарт и фактически навязывают. Теперь и Россия втянута в эту игру, причем очень дорогостоящую. Кроме того, западные модели ориентировались на экономическую и управленческую специфику стран с традиционно рыночной экономикой, никак, естественно, не России.

Отечественные модели, как вы понимаете, ориентируются на наши условия. Не говоря уже о том, что технологии, разработанные, например, в нашем институте, основываются на качественно новых принципах и способны не только предоставлять руководителю более объемную и систематизированную информацию, но и помогать ему принимать более качественные решения.

То есть вы опережаете западных разработчиков?

Именно так. Во всяком случае, пока мы продвинулись дальше их. Более того, разрабатываем информационные модели, гораздо более масштабные, нежели рассчитанные на отдельно взятое предприятие. Речь идет о крупных корпорациях, регионах. Нами, в частности, создана и внедряется модель промышленности Москвы; в настоящее время работаем над моделями экономики Томской области, Республики Казахстан, обсуждаем проект моделирования экономики Болгарии.

Похоже, не за горами время, когда с помощью мощных компьютеров можно будет моделировать, скажем, политические процессы, прогнозировать поведение и развитие стран-конкурентов?

Сейчас своеобразный бум на создание суперкомпьютеров. Но эффективность их отнюдь не так высока. Алгоритмический подход, на котором базируется вся современная вычислительная техника - от персональной ЭВМ до самого крупного компьютера, исчерпал себя. Программирование для суперкомпьютеров невероятно трудоемко - требуются значительные усилия больших групп высококвалифицированных специалистов, которых по идее эти колоссы и призваны заменить. По-видимому, генеральная линия развития ИТ связана не с компьютерной гигантоманией. Тем более что мы находимся на пороге настоящей революции в методах организации вычислительного процесса.

По оценкам мировых экспертов, наша школа программирования пока остается одной из сильнейших. Повсюду бизнес, связанный с разработкой программного обеспечения, очень прибыльный. Повсюду, но не в нашей стране...

Какие деньги Россия могла бы зарабатывать на программном обеспечении, можно судить по таким фактам. Несколько лет назад в США уехала группа наших программистов. Они провели успешные разработки одной из линий программного обеспечения, оказавшейся очень востребованной. В итоге два года назад они продали свою фирму за 1,5 млрд. долл. (К слову, эта фирма пыталась переманить в Штаты весь коллектив нашего института.)

Еще один пример: Индия, где 15 лет назад вообще не было ИТ, превратилась в одну из ведущих стран в этой отрасли. Любопытно, что именно этот бизнес ”породил” около десятка миллиардеров. Сверхбогатыми в Индии становятся люди, производящие программные продукты, а не те, кто занимается нефтью или никелем.

По профессиональному потенциалу в сфере ИТ мы превосходим Индию в несколько раз, однако спокойно ”дарим” миру лучшую часть отечественных программистов, да и свой программный рынок в придачу. Разве можно представить, чтобы добываемые нефть и газ Россия экспортировала бесплатно, а потом закупала на внешнем рынке бензин? Звучит абсурдно. Но именно такая модель сложилась в сфере производства программных продуктов: мы готовим классных ИТ-специалистов и ”экспортируем” их бесплатно. А государство не замечает противоестественности данной ситуации...

В последнее время западные страны стали вести себя более гибко: труд российских специалистов гораздо шире используется теперь ”на дому”. Зарубежным работодателям это выгодно, потому что оплата труда при таком раскладе гораздо ниже. Причем отечественная отрасль ИТ продолжает рушиться, ведь наши кадры работают на фирмы, являющиеся потенциальными конкурентами российских. К тому же в офшорных фирмах российские программисты выполняют в основном ”ремесленную”, черновую работу и теряют навыки творческой. Но раз нашей стране интеллектуальные ресурсы не нужны, им находят применение другие...

Россия на софт-бизнесе может зарабатывать гораздо больше, нежели на экспорте всех энергоносителей и сырья вместе взятых, однако правительство практически ничего не делает для развития этой сферы экономики. А без грамотной и последовательной поддержки со стороны власти отечественной ИТ-индустрии не подняться. Между тем только в нашем институте разрабатывается с десяток технологий, которые могли бы обеспечить прорывы в ряде секторов рынка...

Политика российских властей выглядит странной на фоне невероятно быстрого роста рынка ИТ, достигшего оборотов в триллионы долларов и являющегося наиболее эффективным по показателю ”вложения - результат”. Доля же России на нем не достигает и процента...

Противоположных примеров масса. Возьмем хотя бы Китай и Германию. В пятилетнем плане КНР (2001-2005 гг.) ИТ-индустрии отводится приоритетная роль. К 2005 г. ее объем должен удвоиться по сравнению с нынешним уровнем, а вклад в ВВП превысит 8%. Прогнозируется, что к 2010 г. масштабы этой отрасли вырастут в четыре раза. Китай целенаправленно создает собственную информационную индустрию, подводя тем самым одну из самых устойчивых опор под фундамент, который обеспечит ему статус передовой державы. Вполне реально, что через 10 лет КНР станет мировым лидером в ИТ.

В Германии сектору ИТ отводится ведущая роль: так, если в 1999 г. в развитие Интернета было вложено около 2,5 млрд. марок, то год спустя объем инвестиций взлетел уже до 52 млрд, а на 2004 г. ожидается вообще фантастический показатель - 700 млрд. марок. По данным BITKOM - Федерального союза по информатике, телекоммуникациям и новым медиасредам, сегодня в германской ИТ-индустрии занято более 1 млн. специалистов. Каждый год здесь возникает по крайней мере 60 тыс. новых рабочих мест (сегодня в ФРГ не хватает около 150 тыс. компьютерщиков). Кстати, количество вакансий в западноевропейском ИТ-секторе на конец 2003 г. составило порядка 3,8 млн.

В прошлом году, выступая на форуме ”Высокие технологии - человеку и обществу”, вы говорили, что нынешний уровень ИТ подошел к грани, за которой возможен революционный скачок. Какими факторами ограничивается качественный рост современной информационной индустрии?

Таких факторов несколько. Первый - необходимость внедрения нового класса математических вычислений, потому что прежний аппарат себя исчерпал, новый же будет в десятки раз эффективней. А революция в вычислениях - это прорыв в инженерных, финансовых и экономических расчетах, управлении сложными объектами и процессами, на десятках других жизненно важных направлениях, в частности, оборонном.

Второй фактор - поиск и обработка информации. Те, кому приходится выуживать из Интернета сведения на какие-то темы, знают, о чем идет речь: в ответ на запрос на вас вываливаются горы неупорядоченной информации. Да что там Интернет: в памяти моего компьютера текстов тысяч сто, не меньше. Найти то, что было заложено год или два назад, а тем более пять, часто почти невозможно. То есть пришло время научить компьютер с ”полуслова” понимать человека, чтобы было достаточно обозначить проблему, а машина бы выдала именно то, что требуется.

В недалекой перспективе компьютер сможет не просто находить нужную информацию, но и предоставлять ее вам именно в том объеме и номенклатуре, которые нужны, станет систематизировать данные, классифицировать их по типовым случаям, прецедентам и т.д. ИТ нового поколения позволят это делать: из хранилища информации компьютер превратится в квалифицированного ассистента.

Третий фактор - речевое общение. Компьютер учится понимать текст и речь на естественном языке. Это крайне важно для облегчения взаимодействия человека с машиной. Языковые ИТ - совершенно другой уровень компьютеризации образования, библиотек, административных систем и т.д.

Четвертый фактор - сама организация вычислительного процесса. Сейчас он построен как алгоритмический, и это стало, как я уже отмечал, барьером на пути дальнейшего наращивания ”интеллектуальных способностей” компьютеров. Образно говоря, их нынешние модели действуют прямолинейно, уподобляясь человеку-исполнителю, лишенному творческих способностей.

А что мешает нашим ИТ-фирмам уже сейчас раскручиваться, осваивать рынки?

Основные российские программные фирмы выступают в основном пока в роли ”партнеров на подхвате” у зарубежных ”тяжеловесов”, зарабатывая проталкиванием западных технологий на отечественный рынок. Они действуют так не потому, что ими руководят ”враги народа”. По-другому и быть не может, коль наша информационная индустрия лежит в развалинах.

Фактически российский ИТ-рынок находился в ”оккупации”. Но дефолт заметно изменил ситуацию: количество крупных заказчиков ИТ резко сократилось. Опыт прошедших лет показал, что приобретенная за огромные деньги техника устаревает быстрее, чем осваивается, и весьма дорогое западное программное обеспечение во многих случаях не отвечает особенностям нашего рынка. В итоге отечественный потребитель начинает менять ориентацию с западных на отечественных софт-производителей. К сожалению, большинство наших фирм еще не преодолели ”синдром малокровия” и не вышли на уровень критической массы, позволяющей обеспечить эффективность всей цепочки - от перспективных разработок до агрессивного маркетинга. Именно для концентрации, наращивания мощи требуется организующая роль государства. Хороший пример - Силиконовая долина, которая появилась в результате усилий не одних только частных фирм, а при целенаправленной и масштабной поддержке государства.

Но даже в сегодняшних условиях некоторые наши фирмы умудряются осуществлять собственные разработки на уровне, превышающем мировой: скажем, питерская фирма ”ПРОМТ” - лидер в машинном переводе; фирма ”ABBYY” разработала новый, гораздо более совершенный метод ввода текстов, таблиц, анкет... И все же для победы на ”фронте” ИТ необходима организованная ”армия”, а не несколько разрозненных ”партизанских отрядов”.

Что следует конкретно предпринять, чтобы исправить положение?

Прежде всего, ясно сформулировать главную цель. Мы не должны ориентироваться на соперничество с Индией, Китаем и другими ”молодыми ИТ-драконами”. Россия обладает предпосылками, для того чтобы реализовать стратегическую цель создания информационных технологий следующего поколения, не имеющих пока зарубежных аналогов. Речь идет о стратегическом инвестиционном проекте, который я условно называю ”Интеллектуальные информационные технологии - 21”. Проект ориентирован на создание в ближайшие два - три года отечественной линии программных технологий и компьютеров следующего поколения, способной стать не только конкурентоспособной, но и ведущей как на отечественном, так и на мировом рынке.

Для этого, на наш взгляд, необходимо создать госструктуру, допустим, госкомитет по информационным технологиям, который бы разработал и координировал осуществление комплексной федеральной программы развития отечественной информационной индустрии, помогал становлению российских ИТ-предприятий.

На наш взгляд, оптимальной организационной формой возрождения информационной отрасли мог бы стать национальный консорциум как совокупность малых и средних фирм разного масштаба и специализации, способный координировать усилия для выполнения той или иной задачи. В стране уже есть сотни фирм и групп, накопивших опыт выживания в условиях рынка. В рамках консорциума управление сверху и инициатива снизу ”в сумме” обеспечивали бы сочетание общей стратегии с автономией и специализацией на каждом уровне, сохраняя за каждым ”элементом” самостоятельность юридического лица, участвующего в общем деле.

Звеньями отрасли могут стать координационные центры по направлениям. Их задача - проведение внутренних тендеров по конкретным заказам, под которые могут создаваться фирмы или их объединения. Центры поддерживали бы на каждом этапе две или несколько конкурирующих групп для определения реального лидера.

Национальная программа, если бы она появилась, могла бы реализовать три ”эшелона ИТ-наступления”.

На первом этапе - продвижение и маркетинговая ”раскрутка” уже готовых отечественных программных продуктов, ориентированных как на российский, так и на внешний рынок, накопление ресурсов, необходимых для реализации двух других этапов.

На втором - освоение программных технологий, прошедших период прототипов, продвижение выживших в результате ”естественного отбора” на первом этапе, а также подготовка прототипов перспективного ”железа”.

На третьем - реализуется полномасштабная программа создания, производства и продвижения отечественных компьютеров и программных продуктов нового поколения. Причем все три этапа должны разворачиваться одновременно с наращиванием усилий на каждом из них по мере реализации программы.

Первые результаты начнут проявляться уже через несколько месяцев за счет маркетинговой поддержки лучших из уже имеющихся программных продуктов. При энергичном развертывании проекта через два-три года на рынке ИТ могут появиться не только качественно новые программные технологии, но и часть спектра компьютеров следующего поколения, от ПК до мощных многопроцессорных серверов и супер-ЭВМ.

По какой схеме и в каких объемах должно осуществляться финансирование данного проекта, чтобы успех был гарантирован?

Думаю, что для успешного старта потребуется от 100 до 200 млн. долл., т.е. в два раза меньше, чем Абрамович потратил на Челси. Весь мир, кроме нас, знает, что ИТ - самое выгодное помещение капитала, а программные технологии выгодны ”в квадрате”. Многие известные проекты за несколько лет оправдывали инвестиции один к десяти, двадцати и более. Опережающие программные ИТ остаются наиболее эффективным направлением вложения венчурного капитала.

Для ведущих российских банков и корпораций участие в проекте ”ИИТ-21” - это возможность получить сверхприбыли и обеспечить себе стратегического партнера в решении проблемы собственной информатизации на более высоком, чем сегодня, уровне. Базовый стимул участия в проекте очевиден: кто пришел раньше - у того и множитель больше. Для самых первых он может вырасти до нескольких десятков. Хорошо организованная армия квалифицированных и опытных групп специалистов способна раскрутить ”финансовую пирамиду”, в которой не проиграет никто, а инвесторы и страна в целом выйдут на качественно новый уровень в ИТ и получат колоссальные доходы.

При формировании достаточного стартового капитала и ресурсной базы представляется возможным привлечь к участию в корпорации крупных партнеров из стран ЮВА, Европы, Индии, Китая и США. Пакеты акций могут продаваться (передаваться) организациям или странам, выразившим готовность участвовать в корпорации в качестве партнеров с выполнением функций, объем которых определяется стоимостью передаваемого пакета. При хорошем пиаре в корпорацию должен хлынуть поток средств, высвобождающихся в результате вялотекущего мирового кризиса.

Очевидно, что реализация проекта может рассматриваться как национальный приоритет, потому что, вне всякого сомнения, именно развитие ИТ способно стать тем локомотивом, который вытянет всю российскую экономику. Доходы от торговли программным обеспечением могут принести десятки миллиардов долларов, создание информационной индустрии нового поколения - сотни миллиардов.

Других возможностей обеспечить доходы в таких масштабах и в сжатые сроки у нашей страны нет. Понятно также, что рывок наших ИТ радикально изменит и место России в глобальном раскладе сил, и ее имидж как политического и экономического партнера.

Но ведь продвинуться с новой продукцией на рынок, который так прочно ”оккупировали” западные компании, крайне непросто, даже если продукция высококачественная. Есть ведь такая серьезная вещь, как инерция рынка, нельзя не учитывать и традиционное недоверие нашего потребителя к отечественным высокотехнологичным изделиям.

Верно. Здесь-то и необходима активная поддержка государства в форме, допустим, госзакупок отечественных программных продуктов, компьютеров: сначала, скажем, для Минобороны, ФСБ, МВД, на следующем этапе - для ряда других министерств и ведомств.

Переход госорганов, учреждений медицины и образования на отечественные ИТ вынудит и коммерческий сектор переориентироваться на продукцию российских производителей. При этом государство должно следить за тем, чтобы отечественные потребители использовали исключительно лицензионные импортные ИТ-продукты, а это, как известно, дорогое удовольствие. Плюс введение пошлин на использование и ввоз импортных ИТ-продуктов. На фоне такой политики отечественным ИТ, которые будут дешевле и качественнее импортных, успех - сначала на внутреннем рынке, а затем и на внешних - гарантирован.

Должен сказать, что за рубежом многие реально оценивают возможности России в сфере ИТ. Мне кажутся очень показательными слова президента Американо-Российского делового совета Ю.Лоусона, сказанные им еще в 2001 г.: ”...Возможности России огромны в любых отраслях, даже таких новых, как электронный бизнес. Россия может пойти по этому пути гораздо быстрее, чем, например, Индия, поскольку в ее распоряжении гигантское количество программистов, прекрасно разбирающихся в software...Россия может стать мировым лидером в этой области, если только дать ей шанс”.

Увы, за прошедшие годы этот шанс так и не был реализован...

В заключение хотел бы еще раз подчеркнуть: если в ближайшее время не переломить ход событий, то предсказать, что произойдет, нетрудно. Успешные российские ИТ-фирмы и оставшиеся кадры классных программистов по дешевке скупят западные компании, прорывные разработки в области ИТ освоят и раскрутят на Западе. И наша страна - потенциальная ”отличница”, останется ”двоечницей”.


Эдуард Самойлов