Как должен быть организован бюджетный процесс при Советской власти

 

В январе 2019 года чиновники что-то опять зачастили с заявлениями типа «государство вам ничего не должно». Вот, например, «Московской области по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Марины Юденич» (выдаёт себя за потомка белогвардейца Юденича, как говорят, без всяких основания, а также известная написанием разных проправительственных текстов) заявила: «Вы так легко говорите: „А давайте из бюджета возьмем столько, а давайте возьмем столько“. Вы в этот бюджет что-нибудь вложили, чтобы из него брать?».

Это некорректное заявление - повод о том, чтобы поговорить о бюджете. О том, до какого идиотизма дошёл бюджетный процесс в нынешней РФ, свидетельствует вот такая публикация одной из региональных газет:

 

 

Не находите ли, каков маразм? Все налоги, собранные на местах, поселения практически полностью отправляют в районы, районы и городские округа - в субъект федерации, а субъект федерации - соответственно, в федеральный центр. Местные и региональные власти, согласно закону, имеют определённые обязательства перед населением, но не имеют денег на выполнение этих обязательств, т.к. почти все собранные налоги ушли «наверх». Для того, чтобы получить обратно положенные тебе деньги, ты обязан влезать в «федеральную программу», а официальным условием для того, чтобы тебя взяли в эту «федеральную программу», является как можно более активное проведение на своей территории антисоциальных «реформ». Кроме этого, есть официальные условия: во-первых, на всех выборах давать процент, которые тебе скажут, во-вторых, отстёгивать наверх мимо кассы сколько скажут. А вы ещё спрашиваете, почему у нас на всех уровнях власти сидят сволочи, и даже если случайно где-то выберут оппозиционного кандидата, то и он тут же начинает проводить всё те же антисоциальные «реформы».

Сейчас я вам изложу свои соображения, как должна быть организована бюджетная система. Я не экономист, и профессиональные экономисты могут счесть мои идеи бредом, но это будет всё равно лучше, чем есть сейчас.

Итак, как видно на таблице, система органов власти в России поделена на 4 уровня: 2 уровня государственной власти (федеральная власть и субъекты федерации) и 2 уровня местного самоуправления - районы и поселения (в случае городского округа их функции объединены). За каждым из этих уровней власти закреплены определённые обязанности и полномочия (полный список, конечно, более длинный, чем приведён в таблице):

 

 

Так вот, бюджетный процесс должен быть организован так. Первый, самый низший уровень власти (поселения в муниципальных районах и внутригородские муниципальные образования в городских округах и городах федерального значения) полностью собирают в свой бюджет все 100% налогов, собираемых на своей территории. За счёт этих средств осуществляется выполнение ими положенных ими функций (чтобы тарифы ЖКХ были не выше определённого предела, но чтобы услуги и зарплата были на высоком уровне, чтобы жильё давали бесплатно, чтобы капремонт, обращение с мусором и прочее были за счёт государства, чтобы тарифы регулярно снижались и прочая). Все излишки денег, оставшиеся после оплаты выполнения этих обязательств перед народом, перечисляются на второй уровень власти (в районы и городские округа), можно также ещё оставить себе в бюджет развития. А если всех собранных денег не хватает на обеспечение обязательств властей перед народом - то наверх отправляется ходатайство о покрытии этого дефицита.

На уровне районов и городских округов суммируются все средства, полученные снизу. Они идут на обеспечение своих обязательств и на дотации депрессивным поселениям, а все излишки перечисляются на третий уровень (регионы). Там всё аналогично.

Далее Министерство финансов государства суммирует всю информацию, поступающую снизу. Если средств, полученных из регионов (за вычетом дотаций депрессивным регионам) хватает на обеспечение обязанностей государства - значит, делается бюджет с профицитом или нулевым дефицитом. Если не хватает, то Минфин может задать регионам вопрос - а не слишком ли велики ваши требы, не слишком ли много вы оставляете себе? Если выяснится, что нет, не слишком, а в самый раз - тогда придётся применять классические методы пополнения дефицита бюджета: либо включение печатного станка, либо займы-кредиты, либо поиск каких-то иных источников (но при этом с неукоснительным соблюдением запрета на принятие законов, ухудшающих положение трудящихся, т.е. запрета на решение финансовых проблем государства за счёт народа). При плановой экономике, кстати, включение печатного станка не ведёт к инфляции, если кто не знал.

Вы скажете: но ведь это не не идёт ни в какое соответствие с нынешним бюджетным и налоговым законодательством РФ! Правильно, не идёт. Значит, это законодательство надо полностью менять, вместе с общественным строем.

Побочным результатом внедрения такой системы, кстати, стант ликвидация формального разделения на государственную власть и местное самоуправление и создание единой вертикали Советов.

Кстати, интересный парадокс: буржуазное государство формально декларирует деление на государственную власть и местное самоуправление, но фактически это является фикцией. А советское государство, наоборот - формально отрицает такое деление, но именно при Советах местные органы имеют реальную независимость от вышестоящих. То же самое и с делением власти на законодательную/исполнительную/судебную.