Как решать социально-экономические проблемы регионов

 

В течение последнего времени у нас было опубликовано много постов о различных социальных проблемах в городе Кирове (здесь в ЖЖ kcooss.livejournal.com по тегу «Киров»). У читателя может сложиться впечатление, что Кировская область - это такое несчастливое место, в котором сконцентрированы все возможные проблемы. На самом деле это, конечно, не так - имеющиеся в Кировской области проблемы типичны и для остальных других регионов.

На примерах из жизни области мы видим технологию федеральных властей по отношению к регионам: отобрать все налоговые поступления, но при этом сохранить обязанности. Например, содержание ЖКХ (включая пресловутый капремонт), образование и здравоохранение, а теперь ещё и злополучные «майские указы» относятся к обязанности органов местного самоуправления (а транспорт, в т.ч. сокращающиеся электрички и городской транспорт - к компетенции властей субъектов федерации), но средств на это у них нет, т.к. все налоги уходят в федеральный центр. Что в такой ситуации делать местным властям, на которые навалили множество обязанностей, но не дали никаких материальных ресурсов для их исполнения? В рамках нынешней системы для местных властей существует один из трёх вариантов:

 1) ничего не делать и пытаться честно исполнять свои обязанности. Результат - освобождение от должности, возможно досрочное

 2) решать имеющиеся проблемы за счёт незаконных источников дохода. Результат - попадание на крючок к вышестоящим властям и уголовное дело при попытке с этого крючка слезть

 3) вернуть в свой регион свои же деньги, ранее отданные в виде налогов. Для этого нужно делать две нижеследующие вещи (или как минимум одну из двух):

     3.1. давать «правильные» результаты на выборах

     3.2. «входить в федеральные и региональные программы» (условием для чего является активизация антисоциальных реформ по образцу «Фонда содействия реформированию ЖКХ»)

Есть ли способы избежать этих неприятных последствий? Для этого нужно выйти за рамки системы. Например, в случае, если в ходе протестных выступлений и последующего социального взрыва в каком-нибудь городе или регионе организованные протестные структуры (комитеты спасения и т.п.) возьмут в свои руки властные полномочия (по образцу Советов 1917 года), то у них будет следующая очевидная программа действий:

 

Способы решения социальных проблем:

- программа-минимум: временный отказ от перечисления налогов в центр и оставление этих средств у себя для решения социальных задач

- программа-максимум: переход на плановые принципы управления экономикой - бюджет должен быть не основным экономическим документом, а производным от плана, выраженного в материальных показателях. Значение этого пункта было разъяснено в посте про ситуацию с отменой электричек.

- стратегическое направление - решение социальных проблем за счёт использования научно-технического прогресса (что было отражено и в требованиях антикризисного митинга в Кирове 14 февраля 2015 г. http://www.minspace.ru/Protest/kirov14-02-14.html). И в той же Кировской области, помимо общеизвестных проблем, существуют и ростки будущего. Например, в части ранее упоминавшихся нами проектов про 3D-принтеры и космические центры, есть наработки и в Кировской области, например:

 

Этом научно-технический потенциал региона, конечно, не ограничивается, существуют и ряд иных наработок.

 

Кировская область сегодня является одной из самых передовых в области протестного движения (Мурыгино, Радужный, Кирово-Чепецк и другие недавние примеры). Протестное движение и научно-технический прогресс - то, казалось бы, два разных вопроса, но между ними имеется и определённая связь. Об этом в следующем посте.