Народ платит за пиар

 

25 сентября на заседании Законодательного Собрания рассматривался большой спектр вопросов, но одним из наиболее интересных стало обсуждение информации о результатах проведения проверки Департамента информационно-аналитической работы и связей с общественностью Кировской области (далее - Департамент). И интерес был неподдельным, так как разговоры о том, куда и как тратятся деньги этого Департамента уже давно стали объектом общественного мнения.

Даже, несмотря на то, что справка по итогам проверки была подготовлена Контрольно-счетной палатой области (далее - КСП), она позволила увидеть, что кроется за этими цифрами.

Для начала, "сухие" данные из справки:

Бюджет Департамента за год вырос на 20% (для сравнения, на социальную сферу рост составил 17,2%, а, например, на образование - всего 5,8%) и составил более 100 млн. руб., из которых 10% - расходы на содержание самого Департамента. Интерес вызывает сама статья "содержание Департамента". Согласно справке КСП, 94,4% составляет заработная плата сотрудников, количество которых за 2008 год увеличилось на 3 человека, причем в руководящих должностях - заместителей главы Департамента).

Таким образом, если разделить деньги на количество сотрудников, то получается, что средняя заработная плата в Департаменте составляет 32 тыс. рублей. Это в условиях, когда средняя пенсия и зарплата воспитателя детского сада не превышает 5 тыс. рублей.

Ясно, что рядовые сотрудники Департамента (а их мы насчитали 14) не имеют, к сожалению, таких зарплат. И можно представить, сколько тогда получают их руководители: Итак, из заложенных без содержания 97 млн. рублей к сентябрю уже потрачено около 65 млн. руб. (66,6% - страшная цифра для верующих). И возникает вопрос - куда?

Кроме публикаций в СМИ и сюжетов, есть еще областные программы. А вот с ними ситуация складывается крайне неудовлетворительно, и это отметили проверяющие из КСП: исполнение областной целевой программы "Демографическое развитие Кировской области на 2008 - 2011 г." составило всего 17%, а по другой ОЦП "Развитие системы социальных услуг для наименее защищенных групп населения на 2008 г." и того меньше - 8%. Вот и получается, что 75% выделенных бюджетом области средств "уходят" на освещение деятельности правительства и губернатора, а это более 70 млн. рублей.

Рассуждаем дальше. "Информационная работа" - понятие обширное, которое предполагает множество форм размещения сведений и информации, и большое количество источников, с которыми можно сотрудничать. И, к слову сказать, это плохо контролируемая среда, в которой можно делать многое, в том числе на грани и за гранью закона. И не случайно КСП обнаружила не так уж мало нарушений в деятельности Департамента. Мы выделили 3 наиболее серьезных - это предоплата в размере 100% (нарушение Закона области "О бюджете Кировской области"), неправильное и несвоевременное оформление документов и платежей (нарушение федерального закона "О бухгалтерском учете") и отсутствие мониторинга (т.е. контроля) за качеством предоставляемых информационных услуг (нарушение постановления самого Правительства области от 2005 г.) И даже сосчитан ущерб: неэффективным признано расходование порядка 48 тыс. рублей, а нецелевым - 226 тыс. рублей.

Но, кстати говоря, по мнению экспертов, это то, что проверяющие "должны" были найти. Многие, работающие в бизнесе и сталкивающиеся с проверками налоговых и иных проверяющих органов знают, что не может быть проверок без выявленных нарушений и сами предлагают эти "ошибки". Суммы таких "ошибок" не катастрофичны, но показывают "эффективность" проверок. И в нашем случае, эти 270 тыс. рублей (или 0,1% от размеров выделенных бюджетом области средств), похоже, "играют" именно эту роль.

Продолжим дальше. Однако, платить по заключенным договорам Департамент не торопится: к сентябрю оплачено только 45% заключенных договоров. Хотя, как видно из материалов проверки, наиболее "активно" погашается задолженность перед ООО "Стар - Плюс", известной обычным людям, как телекомпания "43 регион", принадлежащая директору группы компаний "Глобус" Олегу Березину. Похоже, действует принцип, что "своих" власть не подводит. Ужасают суммы, которые Департамент направляет на финансирование этой компании.

Приведем для сравнения за два года список наиболее крупных телекомпаний, где размещались "правильные" сюжеты: Объемы финансирования в 2007 г.: ООО "Стар - Плюс" - 16 млн. руб., ЗАО "Гранд - ТВ" - 5 млн. руб., ВГТРК "Вятка" - 3 млн. руб., ЗАО "ТК СТС - 9 канал" - 240 тыс. руб. Объемы финансирования в 2008 г. (за 3 квартала): ООО "Стар-Плюс" - 11,5 млн. руб., ЗАО "Гранд ТВ" - 8,5 млн. руб., ВГТРК "Вятка" - 3,5 млн. руб. Впечатляет? Нас - очень!

Развивая тему проверки, мы решили пойти дальше и посмотреть, где же и какие материалы размещались Департаментом о нашем регионе.

И вот несколько примеров:

1) ЗАО "ПравдаУ" (за 2007 - 2008 г. выплачено 16 млн. руб.) На сайте этой компании мы нашли 5 материалов, рассказывающих о работе губернатора Н.И. Шаклеина, 4 материала (размещенные и возможно взятые с других кировских сайтов) о первом вице-губернаторе В.В. Крепостнове и 5 материалов об О.Ю.Березине. Еще 7 новостей касались криминальных событий, происходящих в Кирове и в области. То есть, этакие "супермены", спасающие область от криминала:

2) "Нижегородская деловая газета" (42 тыс. рублей в 2007 г.). На сайте этой газеты не нашлось ни одного материала с упоминанием Кировской области и Кирова.

3) ООО "Аргументы" (за 2007 - 2008 г. 716 тыс. рублей). Мы нашли 27 материалов с упоминанием Кировской области, но все они являются перепечатками с других сайтов и также, в основном, рассказывают о криминальных происшествиях.

4) ООО "Полезные связи" и ООО "Пиар-Технологии" (более 1,5 млн. рублей). Эти фирмы не имеют никакого отношения к средствам массовой информации и занимаются исключительно услугами по пиару, то есть "раскрутке". Интересно, кого же из нашего региона они "раскручивали"? Судя по рейтингам упоминания в СМИ губернаторов, похоже, они трудились по благо Н.И. Шаклеина.

5) ФГУ "Редакция журнала "Родина"" (30 тыс. рублей в 2007 г.) Мы обнаружили статью самого Николая Ивановича в поддержку вятской культуры. И жаль, что ее не увидели работники культуры в районах и селах области - там много нежных слов и планов по ее сохранению и выводу из кризиса.

6) Информационный центр Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (в 2007 году 39 тыс. рублей). На сайте представлены расценки журнала "Содружество", которые говорят, что самое дорогое место (1-ая полоса с фотографиями) стоит 25 тыс. рублей. Тогда, куда подевалась разница в 14 тыс. рублей?

7) ООО "Кировский региональный центр Института социологии РАН" (2007 г. - 671 тыс. руб.). Интерес к этой фирме вызван тем, что ее директором является Плотников Александр Викторович, который, оказывается, является и советником губернатора Шаклеина. А его фирма занимается социологическими исследованиями, причем - ориентированными на политику.

У нас возникают сомнение в том, в чьих интересах проводились эти исследования. Если в интересах области - то рейтинг власти, губернатора виден и без замеров, а если для выявления потенциальных "рисков" для действующей власти - тогда такие "заказы" возможны. Но не за такие же деньги! Цена одного социсследования (а всего, если верить документам, за 2007 год их было 4) в среднем получается примерно 170 тыс. рублей. Если они того стоят, то хотелось бы их увидеть. А может, эти исследования не проводились вообще? Изучив "труды" ООО "Полезные связи" по размещению материала "с фотографиями и на английской языке", мы были "очарованы" широкими жестами нашей власти по согласованным расценкам.

Итак, даже "беглый" анализ позволяет усомниться в целевом использовании порядка 19 млн. бюджетных рублей, выделенных, как заявлено в приоритетах Департамента, размещенных на сайте, на "формирование выверенной (Прим. автора - это уж точно!), целостной информационной политики, способствующей успешному решению задач экономического и социального развития области (Прим. автора - с упором на криминальную ситуацию), создание позитивного имиджа вятского края (мы говорим "губернатор", подразумевает "край"?) как инвестиционно привлекательного региона, открытого для всестороннего сотрудничества и выгодного вложения капиталов (например, строительство "Метро"?)"

И, подводя итог сказанному, хочется уже не сказать, а закричать: "Сколько еще это будет продолжаться?" Но, боимся, что и этот призыв не будет услышан, а если и будет, то только нашими судами, защищающими "честь и достоинство", а не законные интересы граждан!

По нашему мнению, глава города Владимир Быков, глядя на областное Правительство, очень быстро понял, что можно не вкладывать большие бюджетные средства в решение актуальных задач, а перенаправлять их в сторону "информационного сопровождения".

Многие уже обратили внимание, как много и часто появляется городская "голова" на телеэкранах и на страницах газет, где рассказывает о своих успехах в "спасении" города. Хотя, если честно, то рассказывает он в основном о "друзьях" в лице губернатора, "Глобуса" или "Дороничей", и о "врагах", которыми выступают бывший партийный лидер Игорь Игошин, главный молодогвардеец и антикоррупционер Антон Русских, а также те, кто не видят и не понимают, что "жить стало лучше, жить стало веселей".

И в подтверждение нашей точки зрения приведем следующие цифры: в 2007 году муниципальный контракт на освещение работы главы города и администрации среди телекомпаний получали ТК "Гранд - ТВ" и ООО "Стар-Плюс". Причем суммы немалые: "Гранды" получили контракт в феврале на сумму 1 млн рублей, а "Стар - Плюс" получила аж 3 контракта на общую сумму 2 млн 696 тыс. рублей. И вновь в глаза бросается не только сами суммы, что направляются на освещение работы городских чиновников и непосредственно Быкова, а необъяснимая разница в суммах в пользу коммерческой компании, которая и так уже немало "получила" от города в виде муниципальных магазинов. У нас возник вопрос: если "Глобус" таким образом хочет "отблагодарить" Быкова и своих депутатов в Гордуме, тогда почему он это делает за счет бюджетных средств?

В прошлом номере мы уже говорили, что примерная стоимость от продажи муниципальных магазинов, которые сейчас в большинстве находятся под "Глобусами" и "Все на свете", через открытые торги составляет более 6 млрд. рублей. Неужели нельзя найти в "сэкономленных" суммах какие-нибудь 3-5 млн. рублей для того, чтобы "петь" телевизионные "дифирамбы" славной городской власти? Но оставим господина Березина и вспомним о главе города. Его надо спасать! Надо спасать от вероятных ошибок, которые он повторяет вслед за губернатором. Нужно спасти от того, чтобы в один прекрасный момент мы не обнаруживали материалы о главе и городской администрации на каких-либо "клубнично-эротичных" или экстремистских сайтах по ошибке или неведению ответственных чиновников. Мы хотим, чтобы наш глава занимался делами и проблемами, а славу ему мы сделаем сами, собственными бескорыстными усилиями, расхваливая наш город и нашу власть. Но до этого главе нужно сделать еще очень много!

источник - http://forum.msk.ru/material/region/534736.html