Как Самара стала космической

 

2 января 1958 года было подписано постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 2-1 о перепрофилировании с авиационного на ракетное производство завода № 1 имени И.В.Сталина в Куйбышеве (впоследствии завод «Прогресс»).

Осенью 1957 года С.П. Королев, окрыленный успешными запусками первых искусственных спутников Земли с помощью ракет собственного производства, направил в Совет Министров СССР служебную записку, в которой говорилось не только о предполагаемых новых пусках, но и содержалось предложение о развертывании в стране крупномасштабного ракетного производства. По его мнению, ракета Р-7 получилась настолько перспективной, что для укрепления обороноспособности СССР и ускорения темпов освоения космоса ее необходимо срочно запускать в серийное производство. Для этого Главный конструктор просил у правительства разрешения перепрофилировать одно из крупных оборонных предприятий страны специально под выпуск «семерки». В декабре 1957 года состоялась встреча С.П.Королева и Н.С.Хрущева, во время которой обсуждалась тема массового ракетного производства, а также дальнейшие перспективы освоения космоса.

 В итоге уже 2 января 1958 года вышло закрытое постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 2-1 «Об организации серийного производства изделия 8К71 на Государственном авиационном заводе № 1 имени И.В.Сталина Куйбышевского Совета народного хозяйства» (в то время - организация п/я 208, ныне – ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»). Тем же документом оговаривалось, что двигатели к «семерке» будут изготавливаться на заводе № 24 (организация п/я 32, впоследствии – Куйбышевское моторостроительное производственное объединение имени М.В. Фрунзе).

Поскольку ведущим конструктором изделия 8К71 являлся 39-летний начальник отдела ОКБ-1 Д.И. Козлов, то именно он и был назначен ответственным за перепрофилирование завода № 1. Непосредственно перед отлетом в Куйбышев Козлов стал заместителем Главного конструктора ОКБ-1 с предоставлением ему неограниченных полномочий на весь период этой работы.

Вместе с группой технических специалистов из 20 человек Козлов прибыл на место своего нового назначения в Куйбышев 28 февраля 1958 года. А 30 декабря того же года два новых изделия 8К71 уже были собраны на заводе № 1, после чего на специальном поезде отправились к месту старта на полигон Тюра-Там. С момента начала работ по перепрофилированию предприятия под ракетное производство прошло менее года.

 

источник - http://news.samaratoday.ru/news/184200/