Как Самара стала космической
2 января 1958 года было
подписано постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 2-1 о
перепрофилировании с авиационного на ракетное производство завода № 1 имени
И.В.Сталина в Куйбышеве (впоследствии завод «Прогресс»).
Осенью 1957 года С.П. Королев,
окрыленный успешными запусками первых искусственных спутников Земли с помощью
ракет собственного производства, направил в Совет Министров СССР
служебную записку, в которой говорилось не только о предполагаемых новых
пусках, но и содержалось предложение о развертывании в стране крупномасштабного
ракетного производства. По его мнению, ракета Р-7 получилась настолько
перспективной, что для укрепления обороноспособности СССР и ускорения темпов
освоения космоса ее необходимо срочно запускать в серийное производство. Для
этого Главный конструктор просил у правительства разрешения перепрофилировать
одно из крупных оборонных предприятий страны специально под выпуск «семерки». В
декабре 1957 года состоялась встреча С.П.Королева и Н.С.Хрущева, во время
которой обсуждалась тема массового ракетного производства, а также дальнейшие
перспективы освоения космоса.
В итоге уже 2 января 1958 года вышло закрытое
постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 2-1 «Об организации серийного
производства изделия 8К71 на Государственном авиационном заводе № 1 имени
И.В.Сталина Куйбышевского Совета народного хозяйства»
(в то время - организация п/я
208, ныне – ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»). Тем же
документом оговаривалось, что двигатели к «семерке» будут изготавливаться на
заводе № 24 (организация п/я
32, впоследствии – Куйбышевское моторостроительное
производственное объединение имени М.В. Фрунзе).
Поскольку ведущим конструктором
изделия 8К71 являлся 39-летний начальник отдела ОКБ-1 Д.И. Козлов, то именно он
и был назначен ответственным за перепрофилирование завода № 1. Непосредственно
перед отлетом в Куйбышев Козлов стал заместителем Главного конструктора ОКБ-1 с
предоставлением ему неограниченных полномочий на весь период этой работы.
Вместе с группой технических
специалистов из 20 человек Козлов прибыл на место своего нового назначения в
Куйбышев 28 февраля 1958 года. А 30 декабря того же года два новых изделия 8К71
уже были собраны на заводе № 1, после чего на специальном поезде отправились к
месту старта на полигон Тюра-Там. С момента начала
работ по перепрофилированию предприятия под ракетное производство прошло менее
года.
источник - http://news.samaratoday.ru/news/184200/