Как проехать в Самару: полезные советы

 

B ходе прошедшего саммита Евросоюза в Самаре власть в очередной раз продемонстрировала свои возможности по подавлению гражданской активности. Как и во время контр-саммита G8 летом 2006 года в Санкт-Петербурге, власти активно использовали план мероприятий "заслон". Несмотря на то, что сам Марш был разрешен, масштабы репрессий в очередной раз побили все рекорды. На примере двух саммитов, прошедших в РФ, прослеживаться некоторая тенденция. Режим, пытаясь сохранить лицо перед западными лидерами, воздерживается от прямых силовых действий, избегая негативной TV-картинки. Но, пользуясь возможностью объявить чрезвычайную ситуацию в связи с приездом зарубежных гостей, власти без лишних разговоров устраивают блокаду, и вся страна покрывается заслонами, начинаются превентивные аресты активистов, закрываются дороги, города и целые регионы. Сейчас уже можно подводить итоги и извлекать уроки из прошедших событий. Главная задача этих уроков - помочь активистам добраться до места следующих маршей, контр-саммитов и прочих больших восьмерок. Основные выводы мы будем иллюстрировать конкретными примерами.

Основа работы системы мероприятий "Заслон" - это железнодорожные и авиа кассы. Именно там, приобретая билет до нужного "закрытого" пункта и предъявляя паспорт, мы попадаем в поле зрения органов. Правда, попадают не все, а лишь те, кто значится в каких-либо "черных списках". Происхождение и принцип формирования этих списков - дело достаточно тёмное и требует отдельного исследования. Коротко остановимся на этом. Из личного опыта могу сказать, что списки далеко не полные и не совсем точные, - это радует. В основном они состоят из данных административных протоколов, сообщений СМИ и оперативных наблюдений сотрудников профильных ведомств (УБОП и ФСБ). Тем не менее, большинство оппозиционных активистов в этих списках значатся или попадают туда после первого же задержания на каком-нибудь марше.

После оформления протокола, данные об активистах проходят через УБОП (в составе управления есть специальный отдел по борьбе с экстремизмом) и оседают в отделении милиции по месту жительства активиста. Раньше составлением списков активно занималась ФСБ, но теперь "контора" пасет только лидеров, вся черная работа сброшена на плечи милиции. В районных отделениях милиции хранятся так называемые наблюдательные дела, именно по ним работают участковые, которые так любят навещать активистов и их родителей накануне мероприятий. Например, в Нижнем Новгороде мне удалось увидеть папку с такими делами, на обложке было написано буквально следующее "Наблюдательные дела: скинхеды, фанаты, РНЕ, антиглобалисты". Вот так, - в одной папке хранятся данные на футбольных хулиганов, леваков, нацистов и членов канувшего в лету РНЕ. Какой из этого можно сделать вывод?

Во-первых, необходимо постараться не попасть в stop-листы. Для этого во время задержания лучше всего косить под случайного прохожего, - на суде это может не помочь, но может предохранить от зачисления в экстремисты. Если закосить под постороннего не удаётся, то лучше, ссылаясь на 51-ю статью конституции, отказываться от объяснений. Особенно важно избегать общения с молодыми людьми, одетыми в гражданское, которые как правило приезжают чуть позже задержания и пытаются выяснить подробности биографии задержанных, - это как раз сотрудники УБОП, ответственные за составление списков. Если избежать разговора с ними не удаётся, можно что-нибудь наврать. Ответственности за ложные "объяснения" (именно так называется документ, который предлагают заполнить) к счастью пока не предусмотрено.

Во-вторых, необходимо избегать приобретения билетов в кассах, это прямой путь в лапы к сотрудникам органов. Избежать засветки паспорта можно несколькими способами. Первый - покупка билета в самый последний момент перед отправкой поезда. Велика вероятность, что полицейская машина не сможет вовремя среагировать и ареста на стадии посадки в поезд удастся избежать. В самом поезде можно попытаться пересесть в другой вагон, - например, под предлогом желания проехать в купе за дополнительную плату. Другая возможность - это покупка билета не на своё имя, зачастую проводники не смотрят в паспорт, когда сажают в поезд (правда, есть риск, что посмотрят). И, наконец, самый верный способ - просто дать денег проводнику и не покупать никакой билет: и на поезде доедешь до места, и в кассах не засветишься. Хотя следует оговориться, - этот метод действует на небольшие расстояния, проводники опасаются брать зайцев на длительное время, так как выше риск проверки.

Приведу пример из последней поездки в Самару. Чтобы избежать задержания в Москве, я добрался до Рязани на электричках и автобусах. В Рязани взял билет до Самары, предполагая, что главные "фильтры" расположены в начале и в конце маршрута. Я планировал сойти с поезда, не доезжая до Самары одну-две станции, и таким образом обмануть систему. Первые сомнения у меня возникли, когда я услышал свое Ф.И.О в объявлении диктора на вокзале в Рязани. Голос просил меня подойти к справочному бюро. Так как я уже находился в районе "Справки", и ожидать меня там по определению никто не мог, я предпочел спокойным шагом перебазироваться на перрон. Перед самой посадкой в поезд ко мне все-таки подошли несколько человек в штатском и проверили документы. Сотрудники милиции честно сказали, что я значусь в списках экстремистов и сфотографировали меня на телефон, проводили до вагона и пожелали счастливого пути. После таких проводов я уже не сомневался, что в Самаре меня ждет "теплая встреча". В вагоне я познакомился с солдатами и решил сойти с ними в Сызрани, за 200 километров до Самары. Планам моим не суждено было сбыться, - в городе Рузаевка, как раз посредине маршрута, меня разбудили оперативники уголовного розыска и ФСБ. У меня при себе были обнаружены 5 экземпляров журнала "Автоном", флаг "Левого фронта" и несколько листовок. Формальных поводов снимать меня с поезда у сотрудников милиции не было, - я был трезв, матом не ругался и вообще спал. Тем не менее, меня пригласили пройти в линейное отделение милиции, билет мой забрали у проводника, все эти действия позднее оформили, как добровольную остановку по маршруту следования. Утром сотрудником ФСБ я был направлен на вокзал для покупки билета в Москву, - это было главным условием моего освобождения. В данной ситуации, у активистов может быть две тактики поведения. Одна - "правозащитная", направленная на жесткое противостояние с сотрудниками правоохранительных органов, другая - примирительная, направленная на то, чтобы поскорее оказаться на свободе и продолжить путь. Я выбрал вторую, несмотря на то, что я мог вообще не сходить с поезда, не сидеть в отделении до утра, но в таком случае я рисковал стать жертвой провокации наподобие той, что случилась с Романом Бурлаком на его пути в Санкт-Петербург в 2006 году. Моей же задачей было попасть в Самару к нужному времени, а не засудить всех ментов и ФСБ-шников города Рузаевки в Страсбургском трибунале. Тактика сработала, - купив билет на поезд до Москвы, я сел в автобус до Пензы и таким образом оторвался от моих преследователей на какое-то время.

Другой элемент системы мероприятий "Заслон" - это посты на дорогах. Фильтровать автомобильный транспорт не так просто, как пассажиров поездов и самолётов, поэтому здесь важную роль играют особые маркеры, которые позволяют вычленить машину из потока. В случае с Самарой это могут быть московские номера, в любых других случаях - загруженная машина или автобус. Основную опасность для путешественников в любом случае представляет их багаж. Древки для флагов, сами флаги, газеты и листовки - всё это на 100% повод для длительной остановки на ближайшем посту, а затем и в отделении милиции. Поэтому эти вещи лучше пересылать заранее поездом или покупать на месте. Если обобщить, то приходится признать, что автомобильным транспортом с точки зрения безопасности лучше не пользоваться. Тем более, если твоя фамилия значится в кондуитах инквизиции. При желании город могут закрыть наглухо, как это случилось с Самарой.

Столь явная непригодность автомобильного транспорта для перемещения оппозиции для меня не была очевидна заранее, поэтому от города Кузнецка Пензенской области до Самары я решил добираться автостопом. Следует отметить, что стоп получился удачным, - остановился двухэтажный автобус "Neoplan" с двумя водителями-сменщиками на борту, которые гнали этот мегатранспорт в Самару. На какой-то момент мне показалась, что через пару часов я попаду в Самару. Но счастье длилось не долго: на посту в городе Сызрань происходит тотальный шмон всего проезжающего автотранспорта. Журналы и флаг, который мне по доброте душевной вернули менты города Рузаевки, опять сыграли свою роль. Я был снят с автобуса и доставлен в городское УВД города Сызрани. Все повторилось снова, за исключением ФСБ, - видимо здесь чекисты предпочитали спать по ночам, а не изучать анархические журналы.

Участок трассы Сызрань-Тольятти-Самара до 20 мая был объявлен зоной ограниченного передвижения "в связи с ремонтом дороги и мероприятиями государственной важности", по крайней мере, так было написано в инструкции, разосланной по всем постам ДПС на этой трассе. Основные посты даже подключили к "базе антиглобалистов", но к счастью не обучили, как ей пользоваться, поэтому база существовала в виде кучи листов с фамилиями и фотографиями. Я мельком глянул на эти листы и ужаснулся. Кого там только не было, - самой большой группой были "скинхеды Пензенской области", а самой маленькой, всего из двух человек - несуществующая организация ЛКСМ. При таком подходе к ловле антиглобалистов власти рисковали пропустить в Самару сводный отряд боевиков под командованием Мовлади Удугова, - их бы в этой "базе" точно не оказалось, главное, чтобы флагов-журналов с собой не оказалось. Порадовало меня, кроме всего прочего, что система автоматического сканирования номеров машин, которая теперь стоит на каждом посту, практически не работает. Корректно сканируется примерно каждый десятый номер, хотя, может быть, это только ночью.

В отделении милиции города Сызрань я решил держаться старой тактики и заявил, что еду в Тюмень автостопом через Самару и Уфу. Сотрудники милиции, проговорив со мной полночи, сопроводили меня на вокзал для покупки билета. После приобретения проездных документов Сызрань-Тюмень у меня осталось 250 рублей, до Самары оставалось чуть более 100 километров, до "Марша несогласных" - 17 часов. Какое-то время я думал, что поезд, который повезет меня в Тюмень, будет следовать через Самару. Однако когда я уточнил этот вопрос, то оказалось, что он идет через Ульяновск, и в случае посадки в этот поезд я на Марш точно не попадаю. Созрело решение ехать электричкой. Когда я вышел из зала ожидания транзитных пассажиров, откуда, к слову сказать, мне выходить не рекомендовали сотрудники милиции "для моей же безопасности", я обнаружил, что путь к электричкам и вообще к поездам для меня закрыт бдительным сотрудником милиции. Немного подумав, я решил, чтобы не привлекать внимания, расстаться с рюкзаком. Все нужное и ценное я распихал по карманам, в том числе и злополучный флаг, а сам пошел купить немного еды в дорогу. У ночного ларька дежурили таксисты, - благодаря им за 210 рублей мне удалось покинуть город Сызрань и добраться до станции Октябрьская, где я удачно сел на электричку и за 38 рублей добрался до пригорода Самары, который почему-то назывался Соцгород. Видимо, там социализм победил чуть раньше, чем на остальной территории Куйбышевской области.

В самой Самаре милиции было немного, видимо власти не хотели пугать гостей из Европы излишней полицейщиной. Эта версия выглядит разумно, но тогда непонятно, зачем было задерживать всё руководство "Другой России" в аэропорту, вряд ли 20 человек серьезно повлияли бы на численность и радикализм марша. В итоге, треть времени в новостных сюжетах о саммите занимали сообщения об арестах и задержаниях. Как бы то ни было, Марш состоялся и я, как и еще примерно 500 человек, в нем принял участие. Говорят, что большинство из этих пяти сотен были журналисты и сотрудники в штатском, точно это теперь не выяснить, но, судя по реакции жителей Самары и моему внутреннему ощущению, - Марш удался. Сейчас самое время изучать пути-дороги на Воронеж.

Максим Фирсов