Каким образом трамваестроительный завод оказался в составе Роскосмоса?

Одно из челябинских предприятий корпорации «Роскосмос» находится на грани вывода основной части своих сотрудников в простой. «Усть-Катавский вагоностроительный завод» (УКВЗ) остался практически без заказов на трамваи. Губернатору Борису Дубровскому пришлось подключиться к его спасению. С одной стороны, завод пытаются внести в программу развития моногородов – у Усть-Катава самый депрессивный первый класс по социально-экономическому положению. Предварительно достигнуты договоренности о выделении предприятию выгодного кредита госбанка в рамках этой программы. С другой стороны, УКВЗ еще надеется получить заказ на трамваи от муниципалитетов всей страны. Произойдет это лишь в том случае, если подопечные министра Дениса Мантурова все же возродят практику по выделению субсидий на обновление парка городского транспорта. Перспективы есть и здесь – работа над документом была возобновлена. И в случае, если заказы на трамваи у градообразующего усть-катавского завода появятся, он готов отказаться от идеи оставить сотрудников практически без зарплаты.

На грани массовых сокращений и частичной остановки производства в настоящее время находится еще одно градообразующее предприятие Челябинской области. По словам первого заместителя начальника главного управления по труду и занятости населения Южного Урала Александра Захарова, в минувшую среду, 4 марта, состоялась встреча представителей ведомства с руководством «Усть-Катавского вагоностроительного завода имени С.М. Кирова» (филиал федерального государственного унитарного предприятия «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева»). Пока предварительно топ-менеджеры вагоностроительного и оборонного ФГУПа, входящего в госконцерн «Роскосмос», уведомили управление о грядущем переводе сотрудников в режим неполной занятости.

«Дело в том, что официального заявления от предприятия не было, мы лишь вели переговоры с ними. Они могут ввести неполный рабочий день в мае лишь в том случае, если у них не появятся заказы на трамвайную продукцию», – рассказал Александр Захаров.

Он подчеркнул, что предприятие имеет статус градообразующего для Усть-Катава, но точную численность персонала не назвал, так как уже несколько лет завод не является отдельным юридическим лицом, а работает как филиал военно-промышленного ФГУПа. Захаров также заявил, что перевод на неполную занятость – это не единственный сценарий, рассматриваемый УКВЗ.

Первый заместитель начальника главного управления по труду и занятости населения Южного Урала Александр Захаров

«Здесь вопрос решается. Если заказов не будет вообще, людей направят в простой. Если контракты будут, но на небольшие объемы, то заводчан переведут на укороченный рабочий день. Официально они должны представить нам схему работы к концу апреля. До мая у них есть заказы, и они не планируют выводить людей раньше», – подытожил первый зам управления по труду и занятости.

Стоит отметить, что в настоящее время проблема перехода предприятий на сокращенную рабочую неделю и в целом увольнения персонала стоит в Челябинской области довольно остро. По словам представителя управления по труду и занятости населения региона, до мая с заводов и крупных коммерческих компаний может быть уволено порядка 8 тыс. человек, причем массовые сокращения ожидаются на 12 предприятиях. Среди них «ЧТЗ-Уралтрак», автозавод «Урал», «Трубодеталь», «Ашинский химзавод», «Бакальское рудоуправление» и ряд других организаций.

Областные власти во главе с Борисом Дубровским подключились к решению проблемных вопросов на этих предприятиях. В случае с Усть-Катавом область взаимодействует с руководством, совместно они ищут возможности для сохранения персонала предприятия.

По информации источника издания, близкого к правительству Челябинской области, 10 марта состоится видеоконференция с федеральными чиновниками, на которой будет обсуждаться вопрос поддержки моногородов. Уточним, Усть-Катав был назван федеральными чиновниками моногородом первого класса. Напомним, в середине 2014 года кабинет министров России составил список моногородов в соответствии с социально-экономическим положением в них. Документ был подписан Дмитрием Медведевым. Всего города были распределены по 3 категориям. Из УрФО в него вошли 33 муниципальных образования из Свердловской и Челябинской областей. В первую категорию, самую депрессивную, вошли Краснотурьинск, Волчанск, Карпинск, Североуральск, Каменск-Уральский, Первоуральск, Усть-Катав, Нязепетровск, Верхний Уфалей, Карабаш и Аша.

В рамках совещания власти будут продвигать инвестпроект усть-катавского завода. «Вся проблема в том, что он является ФГУПом. А предприятия такого рода финансируются по отдельным программам. Да и по программе моногородов градообразующие предприятия, в принципе, не поддерживаются. Ведь она нацелена на диверсификацию экономики, а не на развитие одного конкретного предприятия. Но вроде бы стороны пришли к согласию, что трамваи – это все-таки диверсификация продуктовой корзины для градообразующего предприятия. Поэтому переговоры ведутся, предварительно договоренности есть, что этот проект можно рассматривать, но пока в цифрах, в деньгах объемы поддержки назвать не могу», – поведал собеседник «Правды УРФО».

По данным источника из правительства, речь идет о выделении так называемых возвратных денег. «Это будет либо кредит ВЭБа, который финансирует инвестпроекты в рамках программы развития моногородов, либо другого банка, подконтрольного государству. В целом речь идет о проекте по модернизации трамваев и выпуску новых моделей. Есть также предложение по созданию инжинирингового центра на базе усть-катавского завода. То есть это будет принципиально новый технический подход к трамваю. Кроме того, проект мог бы быть включен в программу импортозамещения», – заключил чиновник.

У руководства УКВЗ есть еще один шанс на получение крупных контрактов на производство трамваев. «Они очень надеются на возобновление программы по субсидированию муниципалитетов на приобретение городского транспорта, в том числе трамваев. Минпромторг вернулся к этому вопросу, снова документы все рассматриваются. Надежда на возобновление программы есть», – сообщил источник, близкий к руководству предприятия.

В челябинском правительстве подтвердили, что подопечные министра Дениса Мантурова действительно вновь рассматривают возможность выделения субсидий на покупку трамваев. Но какой-либо конкретики в этой теме нет.

Стоит напомнить, что еще в середине 2014 года «Роскосмос» вел переговоры с НПК «Уралвагонзавод» по поводу передачи усть-катавского вагоностроительного предприятия на баланс машиностроительной корпорации. Гендиректор УВЗ Олег Сиенко рассказывал «Правде УРФО», что стороны не определились со схемой передачи этого актива. Механизм должен был обсуждаться Олегом Сиенко и Игорем Комаровым (глава «Объединенной ракетно-космической корпорации») в ходе визита на предприятие летом 2014 года. Но тогда решение так и не было принято. После передачи этого актива УВЗ мог бы стать крупнейшим производителем трамваев в России. Его единственным конкурентом в таком случае являлся бы «Трансмашхолдинг». Заместитель гендиректора УВЗ Алексей Жарич воздержался от комментариев по этому вопросу.

Сразу несколько источников, близких к УКВЗ, рассказали «Правде УРФО», что при остановке либо сокращении рабочего графика речь идет лишь о гражданском сегменте завода. Та часть предприятия, которая занимается продукцией военной тематики, загружена полностью. Стоит также напомнить, что серьезный урон экономическому положению завода нанес его прежний руководитель Павел Абрамов. Уголовное дело в отношении Абрамова было возбуждено в июле 2014 года. Тогда же прошли обыски в его доме, в ходе которых были найдены крупные суммы денег. Он был арестован, но позже мера пресечения изменена на домашний арест. По версии силовиков, он причастен к ряду сделок с московской организацией, заключенных в 2013 году, в результате чего столичной фирме были проданы трамвайные вагоны по цене ниже себестоимости. Ущерб предприятию составил 180 млн рублей.

Справочно:

«Усть-Катавский вагоностроительный завод» основан в 1758 году. Предприятие занимается производством трамвайных вагонов. Помимо гражданской тематики, УКВЗ занимается выпуском узлов и агрегатов для ракетно-космической отрасли. Ранее самостоятельный завод с 2011 года является филиалом ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева», которое входит в госконцерн «Роскосмос».

источник - http://pravdaurfo.ru/articles/roskosmos-prosit-zashchity-manturova-ot