Россияне, Путин помнит про ВАЗ

 

25 миллиардов рублей выделит государство «АвтоВАЗу». На эти деньги предприятие сможет выплатить долги поставщикам и пополнить оборотные средства. Роль спасителя автогиганта взял на себя Владимир Путин, лично прибывший вчера в Тольятти, чтобы сообщить работникам предприятия хорошую новость. Впрочем, новости плохие у премьера тоже были припасены.

Пока Владимир Путин находился в пути, журналисты общались с работниками автогиганта. Жизнь у них нынче безрадостная. «До кризиса получала тысяч по 10-12   в зависимости от того, работала сверхурочно или нет. В этом месяце получила слезы: 4600 рублей аванс и 1700 рублей зарплату»,   вздыхает одна из работниц. Рабочая неделя на «АвтоВАЗе» сейчас составляет 4 дня. И не по 8 часов, как раньше, а по 6. Другая работница рассказала душераздирающую историю про двух коллег, взявших ипотеку. На почве переживаний о том, каким образом выплачивать кредит, у одного случился инфаркт. У второго   инсульт. «А у нас здесь почти вся молодежь в ипотеке»,   грустно резюмирует рассказчица.

Стоит ли говорить о том, что от работы «АвтоВАЗа» зависит буквально весь Тольятти: из 700 тысяч жителей 100 тысяч работают на заводе. У большинства из них, естественно, семьи.

Владимир Путин провел на заводе совещание по спасению автопрома, а перед этим побеседовал с группой рабочих. К приезду премьера в цехе по сборке «Лады-Калины» поставили 3 ряда стульев, а посредине еще один   крутящийся. Он предназначался для ВВП, который фактически должен был крутиться вокруг собственной оси   в сторону людей, задающих вопросы. Но пока Путина не было, исполнять его роль взялся сотрудник ГТРК «Самара», проводивший репетицию встречи. Работники несколько раз вставали, имитируя приветствие Путина, и задавали вопросы. «Владимир Владимирович, будет ли обновлен модельный ряд «АвтоВАЗа»?»   спросила светловолосая женщина сотрудника ГТРК «Самара». «Да-да»,   важно кивнул тот и крутанулся в кресле, чтобы выслушать следующий вопрос. «Владимир Владимирович, вы что, мне уже ответили?»   обиделась дама. Но «Владимир Владимирович» ее уже не замечал. В конце концов этот человек настолько вошел в роль премьера, что требовал задавать ему все новые и новые вопросы. Еле его угомонили…

Вошедший ВВП (на сей раз настоящий) без особых предисловий сообщил, что у него есть как хорошие, так и плохие новости. «С каких начать?»   поинтересовался он. Рабочие предпочли плохие. «Хорошо,   согласился глава кабмина.   Индексы мировой экономики нас пока не радуют. Мировая экономика в стагнации, кризис продолжается, и никто пока не может сказать, когда он достигнет дна».

«Теперь новости хорошие»,   широко заулыбался премьер. Заключались эти новости в следующем: государство выделит «АвтоВАЗу» 700 миллионов рублей на поддержку рабочих мест и 300 миллионов   на развитие так называемых смежников, предприятий малого и среднего бизнеса, связанных с автогигантом. На этих предприятиях, сообщил Путин, трудится около 200 тысяч человек. Но главная новость заключалась в другом: «Сегодня мы примем решение о размере суммы (для «АвтоВАЗа».   Н.Г.), чтобы «АвтоВАЗ» смог рассчитаться с поставщиками,   все еще улыбаясь, продолжил ВВП.   Обговаривается сумма свыше 20 миллиардов рублей». Окончательная цифра должна была быть определена на совещании по спасению автопрома (на момент сдачи этого номера в печать оно еще продолжалось).

Между тем «АвтоВАЗ» уже несколько месяцев просит у государства конкретную сумму   26 миллиардов рублей. Из них 14 миллиардов завод собирался потратить на выплату долгов поставщикам (при этом общая сумма долга автогиганта равняется 44 миллиардам рублей), а остальные деньги пустить в оборот. Но это не все, что хотело бы получить руководство компании. Недавно президент «АвтоВАЗа» Алешин заявил, что предприятию требуется 95 миллиардов рублей на реализацию инвестиционной программы по выпуску двух новых моделей авто. Касательно этой программы Путин вчера дал понять следующее: «АвтоВАЗу» придется привлечь нужную сумму самостоятельно. Ведь государство и так уже собирается оказать ему существенную поддержку, которая поможет наладить дела.

Закончив с хорошими и плохими новостями, премьер предложил задавать вопросы. «Владимир Владимирович, обновится ли модельный ряд «АвтоВАЗа»?»   это была та самая дама, которая пытала на сей счет псевдо-Путина.

Итак, В ожидании премьера рабочие в цехе окончательной сборки АвтоВАЗа репетировали общение с ним. Конвейер поработал на наших глазах несколько минут, по нему поплыли было остовы «Калин» и «Приор»... Но потом вдруг конвейер встал. Мы, таким образом, присутствовали при пуске конвейера и при его остановке, то есть при событиях исторических в жизни любого автомобильного гиганта, каким, без сомнения, является АвтоВАЗ.

Меня, правда, уверяли, что конвейер остановили на обеденный перерыв, но продолжался этот обед, видимо, в связи с тем, что премьер задерживался, по крайней мере до ужина.

Тем временем рабочие в составленном из стульев кружке устроили полноценный тест-драйв разговора с Владимиром Путиным. В центре круга на месте премьера сидел один из рабочих. К нему и обращались другие работники и работницы.

Одна из них спросила:

  Владимир Владимирович! Очень много негативной информации про наш завод! В СМИ постоянно пишут, что у нас плохие машины... В каждом выпуске КВН   обязательно про нас... Если бы наши машины были такими плохими, их бы не покупали! Это заказное, Владимир Владимирович?!   в упор спросила эта женщина.

Ее коллега в центре круга нисколько не смутился:

  Любое упоминание в прессе   хорошо! Кроме, конечно, некролога,  по-путински пошутил он.

  Меня, Владимир Владимирович, конечно, не устроил ваш ответ,  вступила другая работница.  Скажите, планируется ли в будущем повысить благосостояние наших граждан?!

Она понимала, конечно, что в настоящем это уже не удалось.

  Так, дальше... Следующий вопрос,  властно сказал коллега в центре круга.

  Деньги, Владимир Владимирович, сожрала инфляция!..

Рабочие уже, кажется, не на шутку увлеклись, боль рвалась из их сердец. Они требовали от этого человека честных, правдивых и мгновенных ответов.

  Скушала...  укоризненно поправил он ее.

  Извините, скушала инфляция...  виновато поправилась она.

  Дальше,  качнул он головой.

На самом деле этот человек действительно еще ни разу не покривил душой.

  Есть ли будущее у нашей молодежи?!   выкрикивал кто-то с места...

  Дальше...  слышалось в ответ.

Тест-драйв на глазах превращался в краш-тест.

Я подошел к группе рабочих, стоявших в некотором отдалении от участников тест-драйва.

  Как вы считаете, можно эти машины покупать?   кивнул я на стоявшие тут же нешироким полукругом «Лады».

  А вы из Москвы?   осторожно спросил один.  Это вы про нас пишете, что мы тазики на колесах делаем?

  В общем, да,  признался я в еще не совершенном.

  Ну, в Москве дороги получше,  сказал другой рабочий.  Может, и можно купить... Но по России на них ездить нельзя... С другой стороны, у нас в Тольятти хорошо: сервисы на каждом шагу... А вы какую хотите купить? Вот это   люксовые. Вот эта,  он показал на одну из «Приор»,  рублей 320 стоит.

  Тысяч?   на всякий случай уточнил я.  Так за такие деньги мой приятель «Пежо» недавно купил...

Один рабочий вдруг оглянулся по сторонам и тихо и быстро произнес:

  И вы покупайте... Не думайте даже! И забудьте!..  Он обвел рукой весь этот неширокий полукруг люксовых автомобилей.  Забудьте!..

Он повторял это слово как заклинание. Глаза его горели. Мне сделалось не по себе. Я поскорее отошел от него.

 

Реальный ВВП был далеко не так лаконичен, как его подражатель. Он повторил, что завод должен сам привлечь необходимые ресурсы на обновление модельного ряда, но перед этим должен разобраться с кредиторской задолженностью. Это, наверное, был не тот ответ, которого ждала женщина, и Путин приправил его ложкой меда.

Попытался убедить присутствующих, что девальвация рубля пошла российскому автопрому на пользу. Дескать, иностранные машины за счет роста доллара и евро теперь стоят дороже, «а цена вашей продукции остается прежней».

Однако не совсем. На днях «АвтоВАЗ» поднял на 2,5% цены на машины, выпущенные в этом году. Но при этом снизил на 10% стоимость прошлогодних авто.

Вопросов и просьб к Путину было порядком. Его даже попросили посодействовать в выселении милицейских структур из общежития «АвтоВАЗа»   правоохранительные органы приспособили одно из зданий для своей работы. А между тем сотрудникам автогиганта негде жить: на одно койко-место в общежитии претендуют 520 человек. Путину не оставалось ничего другого, кроме как пообещать заняться этим вопросом. Спросили у гостя и о том, какую из машин автогиганта он бы купил. ВВП не колебался: «Ниву». У меня она есть. Скоро оформлю». А нам остается надеяться, что он ее не только скоро оформит, но и скоро начнет на ней ездить.

Самая животрепещущая дискуссия развернулась вокруг программы «Молодая семья». Симпатичная девушка спросила у премьера, почему бы не увеличить возрастной порог супругов, на которых распространяется эта программа. Или хотя бы возрастной порог одного из них. Путин поинтересовался, на людей какого возраста распространяется программа «Молодая семья» в Самарской области. «Максимум 30 лет»,   сообщила девушка. «А мне ваш губернатор сказал, что 35. Сам не знает, что говорит»,   ВВП небрежно махнул рукой в сторону главы региона. И прокомментировал предложение дамы увеличить возрастной порог хотя бы одного из супругов. Прокомментировал, надо сказать, весьма своеобразно: «А какой же он молодой, если ему, например, за полтинник?   хмыкнул глава кабмина.   Мне вот тоже за полтинник, и я не чувствую себя+» Кем именно не чувствует себя Путин   молодым или старым,   узнать не удалось. Девушка беззастенчиво перебила ВВП: «Нет, ну давайте повысим порог до 35 лет! А то пока замуж выйдешь, пока туда-сюда, уже под программу не подпадаешь!»   с досадой воскликнула она. Теперь стало понятно, где зарыта собака. Путин между тем продолжал развивать дискуссию о «тех, кому за 50»: «А вот некоторые люди заключают брак в 70 лет. Если для человека это первый брак, то такая семья считается молодой или нет?» Рабочие молчали. «Ладно, это дискуссионный вопрос»,   поняв, что увлекся, решил поставить точку Путин (комментарий ред. сайта: вот, в этом и заключается весь путин: когда после разглагольствований его просят ответить на какой-то КОНКРЕТНЫЙ вопрос, он не может из себя выдавить ни бе, ни ме, ни кукареку). Но по глазам премьера было видно, что у него еще много дельных мыслей на сей счет.

Можно?   спросила Владимира Путина работница завода.  Как вы относитесь к тому, что большой поток негативной информации идет из газет, из радиостанций, из телевидения (КВН она по ультимативному предложению человека, который больше получаса грел место Владимиру Путину, исключила.  А. К.). А в прошлом году мы продали больше всего автомобилей! Как вы относитесь к таким кампаниям?

Реальный господин Путин ответил ей по-другому. Он не стал утверждать, что любая реклама   это хорошо. Он заявил, что к таким кампаниям относится отрицательно (впрочем, вряд ли можно назвать заказной кампанией крик души миллионов автомобилистов).

  Если бы я считал по-другому, я бы здесь не сидел,  добавил Владимир Путин.

Но он все-таки признал, что проблема спроса на автомобили ВАЗа и проблема их качества существуют.

  Да, в прежние годы можно было больше внимания уделить переоснащению предприятия. Но мы знаем, какие в 90-х годах в Тольятти были собственники и какие были криминальные сюжеты...

Таким образом, он попытался снять ответственность за нынешнее качество вазовских автомобилей с сегодняшних владельцев предприятия. К ним у него, как выяснилось, другие претензии:

  Недавно ВАЗ объявил о повышении цен на продукцию (буквально вчера, на 2,5%.  А. К.). Но именно в результате последних событий в экономике и финансовой сфере, то есть в результате повышения курса доллара к рублю, у вас есть шанс использовать возникшие конкурентоспособные преимущества. Да, изменился курс доллара. Ваш конкурент производил автомобиль, который стоил, например, $10 тыс. Здесь он продавал его по старому курсу за 250 тыс. руб. Теперь уже по новому   за 330 тыс. А ваша-то цена осталась прежней!

Он не добавил: «Если, конечно, то и дело ее не повышать на два с половиной процента».

Между тем это сообщение произвело, казалось, эффект разорвавшейся бомбы. А люди, сидевшие кругами вокруг премьера, теперь напоминали воронку от этой бомбы. Они, казалось, не могли осмыслить, какое на них свалилось счастье и как же теперь им не продешевить-то? И они ждали продолжения.

  Да, спасибо,  сказал один из них, на глазах, впрочем, приходя в себя,  вливания, тудым-сюдым, это хорошо. Вы даете нам возможность выживать, а не жить! (На себя все эти люди, видимо, давно уже не рассчитывают.  А. К.) Пока мы с вами разговаривали, наш автомобиль подорожал на 10 тыс. руб.! (Такое впечатление, что в этом был виноват лично господин Путин.  А. К.) А банки что делают? Какие проценты! Надо нам помочь!

Не продешевить они решили, похоже, очень простым способом: пришли к выводу, что надо просить и просить у премьера еще и еще.

  Ставка рефинансирования Центробанка,  сказал господин Путин,  13%. Она не может быть ниже инфляции долгое время, иначе банковская система развалится...

Он не хотел уступать им все, что у него было (видимо, не так уж много и осталось).

  В последнее время на телеканалах усилилась агрессивная реклама,  поступило еще одно замечание с мест.  Можно ли увеличить на телевидении рекламу АвтоВАЗа при помощи государства?

  За счет производителя   да, можно. А не государства,  сказал премьер.  Кто у ВАЗа акционеры?

Сотрудник завода смотрел на премьера с вызовом, но поскольку он явно не представлял себе, кто у завода акционеры, то вызов выглядел не очень убедительно.

  Ну кто?   допытывался господин Путин, который, очевидно, хотел убедиться в том, что этот человек, так вдруг наскочивший на него, даже акционеров своих не знает.

Сотрудник ВАЗа очень хотел ответить. Но ответить было нечего. Господин Путин наконец сжалился над ним:

  «Рособоронэкспорт», «Тройка Диалог», «Рено» частично... ВАЗ   не государственная компания...

  Но компания ВГТРК   канал государственный?   холодно переспросил собеседник премьера.

  Да,  подтвердил господин Путин.  И тоже приходит ко мне, просит денег, вещание в городах, где население меньше 200 тыс. человек, убыточно...

  Но дать-то на рекламу ВАЗу можно,  обреченно сказал ему этот человек, хотя уже, конечно, понял, что нельзя.

На самом деле он не заметил противоречия в словах премьера, который обещал предприятию прямую финансовую поддержку в несколько десятков миллиардов рублей, хотя АвтоВАЗ, как они только что выяснили, компания негосударственная. Где-то в этих многомиллиардных недрах мог бы, конечно, затеряться и скромный на их фоне рекламный бюджет. Но господин Путин на самом деле не собирался этого признавать. Впрочем, он, видимо, и сам понимал, что аргумент его   не очень корректный, потому что нашел еще один:

  Если я вам дам, то завтра ко мне придут производители стали, игрушек...

Cотрудник завода перестал наконец просить денег на агрессивную рекламу продукции АвтоВАЗа (она выглядела бы на экране, следует признать, как-то все-таки искусственно).

А господин Путин уже объяснял, что стране надо растянуть удовольствие от потрошения резервного фонда хотя бы на пару лет:

  Если мы сейчас вбросим деньги в экономику, то их сожрет инфляция,  пояснил он (комментарий редайта: то, что за финансовой помощью к Путину придут олигархи и банкиры, это его не волнует – он им и так помогает. А вот то, что за помощью придут представители реального сектора или, не приведи господи, наукоемких производств – вот что его беспокоит).

И никто его не поправил: «Не сожрет, а скушает». Позже, на совещании председатель совета директоров АвтоВАЗа и КамАЗа Сергей Чемезов предложил Владимиру Путину выстраданное к тому моменту решение: компания «Российские технологии», которой руководит, собственно говоря, господин Чемезов, получает от государства имущественный вклад размером в 25 млрд руб. и дает АвтоВАЗу беспроцентную ссуду на несколько лет именно на эту сумму. А господин Путин согласился: предложение-то было выстраданное.

ГАЗ, КамАЗ и «Соллерс» получат госгарантии на реструктурирование задолженности перед кредиторами.

По итогам совещания Путин сообщил, какую конкретно помощь государство окажет российскому автопрому. «АвтоВАЗ» получит 25 млрд. следующим путем: государство внесет эту сумму в качестве имущественного взноса в «Ростехнологии» (один из акционеров автогиганта), которые выдадут деньги «АвтоВАЗу» в качестве беспроцентной ссуды. Кроме того, государство реструктуризирует долги компании перед федеральным бюджетом: «АвтоВАЗ» должен будет заплатить их не с 2009 по 2015 год, а с 2011-го по 2017-й. В свою очередь ВТБ и Сбербанк выдадут «АвтоВАЗу» краткосрочный кредит в размере 8 млрд. руб.

По материалам публикаций газет «Московский комсомолец» (http://www.mk.ru/blogs/idmk/2009/03/31/mk-daily/402247/ ) и «Коммерсантъ» (http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1147145)