ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЦК РКРП

ПО РАБОЧЕМУ ДВИЖЕНИЮ

http://imc.rkrp-rpk.ru

Информационное сообщение N 14 (984)

10 - 19 апреля 2018 года

 

Политика, экономика, криминал

 

Социологи зафиксировали падение протестных настроений в России

 

Почти 90% россиян заявили о нежелании участвовать в любых протестах 86% россиян заявили о нежелании участвовать в любых протестных акциях, следует из опроса Левада-центра. Падение протестных настроений социологи связывают с высоким уровнем доверия к власти

Левада-центр представил итоги очередного опроса о наличии протестных настроений в России. Исследование показало, что 75% респондентов считают маловероятными протесты россиян в связи с падением уровня жизни или в защиту своих прав и лишь 17% - что они вполне возможны. По сравнению с декабрем прошлого года ожидания протестов в стране снизились (тогда 23% считали протесты вполне возможными и 70% -маловероятными).

Лично принимать участие в протестных акциях социального характера большинство россиян не хотят. На митинги готовы выйти всего 8% опрошенных, 86% россиян, скорее всего, участия в них не примут (в декабре 2017-г эти показатели составляли соответственно 13 и 81%).

Еще более прохладно респонденты относятся к протестным акциям с политическими требованиями. 80% респондентов считают их маловероятными (всего 12% - вполне возможными), 88% отказались бы в них участвовать (против 6% готовых принять в них участие). В прошлом декабре 19% называли такие акции вполне возможными и 8% готовы были их поддержать лично.

88% респондентов в последние два-три месяца не замечали в своем городе протестных акций. Всего четыре процента слышали о митингах из местных СМИ, и лишь один процент россиян признались, что принимали участие в протестных акциях. Об этом сообщает РБК.

О снижении в обществе протестных настроений можно судить и по краткому обзору социально-трудовых конфликтов (СТК) в первом квартале 2018 года, сделанному Санкт-Петербургским гуманитарным университетом профсоюзов.

По данным автоматизированной системы сбора и обработки информации Центра мониторинга и анализа социально-трудовых конфликтов Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов в первом квартале 2018 года зарегистрировано 37 социально-трудовых конфликтов (2016 год - 54 СТК, 2017 год - 55 СТК). По сравнению с аналогичными периодами снижение количества СТК составило 31% по отношению к 2016 году и 33% - к 2017 году. Наибольшее количество СТК в первом квартале 2018 года было зарегистрировано в Уральском - 10 (27%), Центральном -6 (16%) и Сибирском - 6 (16%) федеральных округах. УФО в первом квартале впервые за шесть лет наблюдений стал наиболее конфликтным федеральным округом. В СКФО в 2018 году СТК не зафиксировано.

По сравнению с прошлым годом отмечается значительное снижение уровня напряженности социально-трудовых отношений и стабилизация в формировании социально-трудовой обстановки. Снижение количества СТК на 33% связано, видимо, с существенным изменинием внутриполитической ситуации в стране (проведением выборов Президента РФ) и носит временный характер.

СТК зафиксированы в 27 (32%) субъектах РФ, что на 30% меньше, чем в 2017 году (35 субъектов) и на 26% - чем в 2016 году (34 субъекта). СТК в других субъектах РФ, по сравнению с предыдущими годами, не зарегистрированы. Наиболее конфликтными субъектами РФ в 2018 году (регистрировалось наибольшее количество СТК), стали Челябинская область (УФО) - 4 СТК и Свердловская область (УФО) - 3 СТК. В течение последних трёх лет в первом квартале в разрезе федеральных округов в формировании социально-трудовой бстановки наблюдались разнонаправленные тенденции. По сравнению с 2017 годом уменьшилось количество СТК в ЦФО и СФО, возросло - в УФО. В других федеральных округах количество СТК сохранялось на неизменном уровне. Внутри первого квартала 2018 года, самым напряженным по количеству наблюдаемых СТК стал январь (21 СТК). Далее наблюдались постепенное снижение конфликтности и стабилизация социально-трудовой обстановки.

В наблюдаемом периоде СТК развивались в 18 отраслях экономики (2017 год - 21 отрасль, 2016 год - 23 отрасли). В отраслевом разрезе производственной и непроизводственной сфер экономической деятельности наиболее конфликтными стали: обрабатывающие производства (9 СТК, 24%), строительство (8 СТК, 22%), транспорт (7 СТК, 19%).

В 2018 году наибольшее количество СТК на предприятиях, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, происходило в бюджетных отраслях (образование - 4 СТК, здравоохранение - 3 СТК), муниципальных предприятиях пассажирских транспортных перевозок - 4 СТК, муниципальных предприятиях ЖКХ - 2 СТК. 27 СТК (73%) зарегистрированы на крупных предприятиях численностью свыше 250 человек, на средних предприятиях численностью от 100 до 250 человек - 6 СТК (16%), и на малых предприятиях - 4 СТК 11%).

В наблюдаемом периоде 25 СТК (70%) носили локальный характер и протекали в пределах одного предприятия. 12 СТК (30%) -развивались в масштабах отрасли. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года (16%) доля отраслевых конфликтов увеличилась почти в 2 раза, что также свидетельствует о накоплении проблем в социально-трудовой сфере. Высокой степенью напряженности характеризовались СТК на предприятиях, проходящих различные стадии банкротства - 11 СТК (30%).

Основными причинами возникновения СТК в 2018 году стали: полная невыплата заработной платы (67,7%), сокращение/увольнение работников (21,6%), ликвидация предприятий (16,2%), снижение уровня оплаты труда (16,2%), нарушение условий труда (10,8%).

В 2018 году 13 СТК (46% от числа завершенных) длились неделю и меньше, и в основном были связаны с невыплатой заработной платы. Отмечаем резкое увеличение доли завершившихся СТК длительностью от 1 до 8 дней. Эксперты НМЦ «ТК» объясняют такое изменение усилившейся ролью и эффективностью надзорных ведомств и ОГВ в урегулировании СТК и растущим освещением в СМИ проблематики трудовых отношений.

Потери рабочего времени от забастовок и приостановки работы в 2018 году составили около 3100 человеко-дней (2016 год - 6700 человеко-дней, 2017 год - 5800 человеко-дней).

В наблюдаемом периоде в 14 СТК (38%) работники обращались к работодателям, представителям органов государственной власти различных ветвей и уровней для урегулирования СТК, не применяя публичные общественно - активные акции протеста. Наиболее результативно для работников разрешались СТК после обращений в суды и прокуратуру, сопровождающиеся вниманием со стороны и ОГВ различных уровней. По сравнению с прошлыми годами, менялась структура и адресность обращений работников. В связи со снижением общего количества СТК, снизилось и количество обращений.

Анализ данных о социально-трудовых конфликтах, наблюдаемых в 2018 году, позволяет с большой степенью достоверности сделать среднесрочный прогноз развития социально-трудовой обстановки в РФ. При сохранении стагнационных экономических условий, сохранятся негативные тенденции в сфере социально-трудовых отношений.

Основными причинами возникновения СТК вероятнее всего станут: невыплаты и задержки заработной платы, сокращения работников, банкротство предприятий. Вырастет число СТК, связанных с давлением работодателей (собственников) на профсоюзные организации, также с нарушением условий труда.

Вместе с тем, к концу первого полугодия следует ожидать увеличение доли СТК по интересам с требованиями повышения заработной платы, её индексации на реальный уровень инфляции.

Наиболее конфликтными отраслями экономики станут: строительство, транспорт, ЖКХ.

 

Источник: kkoop.ru/proveden-analiz-sotsialno-trudovoy-obstanovki-v-rossi-i/

 

                                                                                                                            

Проблемы выплаты зарплаты, пенсий, пособий

 

Прокуратура помогла получить зарплату московским строителям

 

Строительная фирма «Стройинж», расположенная в Рязанском районе Москвы, задолжала своему персоналу 264 тыс. рублей. Начальник электромонтажного участка, бухгалтер и ведущий бухгалтер сообщили в прокуратуру, что не видели честно заработанных денег боле двух месяцев.

Прокуратура обратилась в суд с заявлением о взыскании начисленной, но не выплаченной зарплаты. В результате вмешательства надзорного органа в настоящее время прокуратура погасила долг перед работниками. Виновные лица оштрафованы на общую сумму 73 тыс. рублей. Об этом сообщает газета «Юго-Восточный Курьер» (№12 за 2018 год).

 

 

При вмешательстве прокуратуры работникам аэропорта «Победилово» выплатили долги по зарплатам

 

Приволжская транспортная прокуратура провела проверку исполнения трудового законодательства в ОАО «Аэропорт Победилово» (г.Киров). Установлено, что у авиапредприятия имеется задолженность по заработной плате перед 125 работниками за февраль текущего года и перед 239 за март. Размер долга превысил 5,5 млн. рублей. В целях восстановления прав сотрудников аэропорта на оплату труда руководству авиапредприятия прокуратурой внесено представление об устранении нарушений закона. В отношении врио генерального директора организации и самого юридического лица возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ (невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы), которые находятся на рассмотрении.

В результате прокурорского вмешательства администрацией ОАО «Аэропорт Победилово» полностью погашена задолженность по заработной плате перед работниками, а также им выплачена денежная компенсация за все время задержки оплаты труда. Об этом сообщает сайт genproc.gov.ru.

 

 

В Иркутске возбуждено уголовное дело о невыплате зарплаты работникам завода нерудных материалов

 

Прокуратура Ленинского района г. Иркутска проверила исполнение трудового законодательства ООО «Иркутский завод нерудных материалов» в части своевременности оплаты труда. Установлено, что перед 85 работниками предприятия имеется задолженность по заработной плате за сентябрь-декабрь 2017 года в размере, превышающем 3,8 млн. рублей. С целью восстановления трудовых прав работников предприятия прокурор района внес представление руководителя общества с требованием незамедлительного погашения задолженности по плате труда. Кроме того, в интересах граждан прокуратура направила в суд 85 заявлений о выдаче судебных приказов о взыскании просроченной задолженности по оплате труда, которые рассмотрены и удовлетворены. Следственный отдел по Ленинскому району г. Иркутска СУ СК РФ по Иркутской области по данному факту возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного по ч. 2 ст. 145.1 УК РФ (полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации). В настоящее время ведется расследование, ход которого поставлен прокуратурой на контроль.

В результате вмешательства прокуратуры работникам завода выплачена зарплата в размере 3,4 млн. рублей, сообщает сайт www.irkproc.ru.

 

 

Работникам оренбургского завода выплатили зарплату

 

В конце марта Orenday сообщал о том, что порядка десяти работников ОАО «Гидропресс» своевременно не получили оплату за свой труд. Заработок за февраль им выплатили частично, пообещав произвести полный расчет позже.

Оренбуржцы грозились устроить забастовку, если им не выплатят заработную плату. В администрации ОАО «Гидропресс» пообещали, что сотрудники получат все выплаты в ближайшее время. Также на завод нагрянула прокурорская проверка.

- Зарплату выплатили в полном объеме. Думаю, что это связано с визитом прокуратуры, - рассказал один из сотрудников завода Илья Харламов.

По информации надзорного органа, заработная плата за февраль текущего года 118 работникам ОАО «Гидропресс» на общую сумму 1 654 000 рублей выплачена только в конце марта. Ведомство составило в отношении гендиректора дело об административном правонарушении.

 

 

 

Акции протеста трудящихся

 

Рабочие крупного завода на Алтае приостановили работу

 

Рабочие Алтайского шинного комбината устроили протест, чтобы получить положенную им заработную плату. В апреле им выдали урезанную оплату из-за множества различных штрафов, некоторые из которых совершенно нелепые, например, из зарплаты высчитывали за оторванную пуговицу или «неправильный» цвет футболки, рассказал Sibnet.ru депутат Алтайского краевого законодательного собрания Максим Талдыкин.

К депутату за помощью обратились сами рабочие, 13 апреля им снова выдали урезанную оплату и они начали акцию протеста -вышли на работу вовремя, но отказались выполнять свои обязанности. Талдыкин сообщил, что руководство завод регулярно высчитывает из зарплаты штрафы. Так в апреле высчитали из зарплаты штраф за производственный брак. Он случается регулярно то из-за некачественного сырья, то из-за сбоя оборудования, которое морально устарело, прокомментировал Талдыкин. Сумма штрафа на одного рабочего составляла примерно 6 тысяч рублей, независимо от того, произвёл он брак или нет.

Также рабочих регулярно штрафуют за внешний вид, например, за оторванную пуговицу на спецодежде или футболку, которая была надета на одном сотруднике не в цвет робы: форма была серого цвета, а футболка чёрного. Об этих проблемах рабочие боятся говорить открыто, поскольку их могут ждать новые санкции, поэтому решили придать огласке ситуацию на заводе через депутата.

«Подобные санкции действуют в течение последнего года. На сегодня рабочим возместили часть требуемого и они возобновили работу. Инспекция по труду будет работать в скором времени на заводе с проверкой», - добавил Талдыкин.

 

 

В Ванинском районе Хабаровского края забастовало АТП

 

Автобусы Ванинского автотранспортного предприятия не с утра 16 апреля вышли на маршруты - водители и кондукторы отказались работать за «бесплатно».

Коллектив ООО «АТП Ванино» не согласился с решением своего нового начальника В.В. Литвиновского, который решил ввести на предприятии новую форму трудовых отношений.

По мнению же сотрудников предприятия, из-за навязываемого им «новшества» они существенно потеряют в зарплате и категорически отказались работать за «бесплатно». Волонтерство нынче в моде, но не до такой степени, считают работники АТП.

О намерении выйти на забастовку сотрудники АТП сообщили в администрацию Ванинского района, но никто из чиновников так к ним и не приехал.

Попытки Владимира Литвиновского убедить коллектив, что от его нововведения всем будет только лучше и «попрут деньги», не вдохновили водителей и кондукторов.

Они категорически отказались, чтобы на них ставили эксперименты, которые отразятся на их же семейных бюджетах. Противостояние длилось несколько часов, за которые уговорить подчиненных руководителю не удалось - люди и автобусы стояли...

На вопрос редактора газеты «Моё побережье» сколько же часов жители поселков еще будут без автобусов, Владимир Литвиновский вдруг сказал, что отменяет свое решение, и что коллектив будет работать на условиях прежних трудовых договоров. И попросил всех выйти на маршруты.

Было предложено, что такое заявление нужно бы сделать перед всеми собравшимися... После объявления, которое прозвучало для всех участников забастовки в 10.40, автобусы начали выезжать за ворота АТП на маршруты.

 

 

Строители моста из России в Китай приостановили работу из-за долгов по зарплате

 

Деньги в полном объеме не получали с начала года, жалуются рабочие «Мостдорстроя». В январе и феврале частично выплатили более чем ста строителям моста, за март и апрель - ни копейки, говорят в управлении Следственного комитета по Еврейской автономной области. Именно здесь возводят железнодорожный мост через Амур. Первое подобное сооружение из России в Китай.

После начала акции протеста, по данным прокуратуры, руководство предприятия решило не выдавать путевок на выезд спецтехники. А это значит, что за те дни, когда она будет стоять без дела, людям ничего платить не будут. Впрочем, как напоминает пресса, это далеко не единственный скандал вокруг стройки.

Из более чем двух километров моста, России надо построить всего 300 метров. При этом пока Москва еще выбирала генерального подрядчика проекта, два года назад китайская сторона закончила свою часть, которая обрывается у российского берега. Пекин при этом высказывал недовольство темпами работы российских партнеров. Региональные власти обещают завершить строительство только к концу года.

Железнодорожный мост из России в Китай должен был стать частью глобального проекта «Новый шелковый путь», его цель - создание сухопутного транспортного коридора между Китаем и Европой, сообщает сайт echo.msk.ru.

 

 

Голодовка пожарных в Якутии

 

Как сообщает ИА REGNUM, 16 апреля 10 сотрудников пожарной части №10 (посёлок Кангалассы) отряда государственной противопожарной службы Якутии №40 по Якутску объявили голодовку с целью добиться для себя и своих коллег нормальных условий и оплаты труда. Тогда же своё намерение поддержать голодающих озвучивали ещё 55 сотрудников пожарных частей в пригороде Якутска Магане, Жатае, Нижнем Бестяхе, а также в посёлке Зырянка Верхнеколымского района. 17 апреля было объявлено, что пожарные Магана и Зырянки присоединяются к голодовке, и количество участников акции протеста возросло до 40 человек.

После публикации ИА REGNUM прокуратура Якутии начала проверку порядка начисления заработной платы сотрудникам пожарной части №10 (посёлок Кангалассы) отряда государственной противопожарной службы Якутии №40 по Якутску.

Глава госкомитета Якутии по обеспечению безопасности Ю.Зайцев трижды приезжал к голодающим с протоколом по выполнению их требований, прежде чем участники акции протеста согласились прекратить голодовку. Целью акции протеста пожарных было добиться, чтобы им платили за труд по фактически отработанному времени, обеспечивали их спецодеждой в достаточном количестве и по сезону, восстановили в должностях работников, уволенных за попытки отстоять свои права и др.

 

 

Водители Московского ГБУ «Автомобильные дороги» объявили голодовку из-за плохих условий труда

 

Водители ГБУ города Москвы «Автомобильные дороги» объявили голодовку из-за плохих условий труда. Об этом «Новой газете» сообщил водитель Алексей Лашечкин.

Он рассказал, что в общежитии водители «Автомобильных дорог» живут с клопами и тараканами. Кроме того, сотрудникам не хватает горячей воды, чтобы помыться после рабочей смены: «Человек 15 моется, а все остальные 200 ходят грязными». Водитель добавил, что можно получить штраф на три тысячи рублей, если помыть машину теплой водой.

«В январе начался снегопад и нас обязали работать сутками. Нам заплатили за работу в этом месяце меньше, чем когда мы работали не сутками, - продолжает Лашечкин. К нам отношение скотское, мы для начальства хуже баранов. Когда мы заявили о своих правах, они удивились и спросили: «О каких правах?»

После того как Лашечкин и еще трое водителей написали коллективную жалобу в прокуратуру, им практически в два раза сократили зарплату и пересадили работать на разбитых машинах, а в общежитии отключили воду.

В связи с этим водители «Автомобильных дорог» объявили бессрочную голодовку. Как пишет муниципальный депутат округа Краносельский Илья Яшин, они требуют восстановление нарушенных прав и соблюдения трудового кодекса, выплаты причитающихся компенсаций, организации комплексной трудовой инспекции в ГБУ и отставки руководителя организации Александра Орешкина.

ГБУ «Автомобильные дороги» подчиняется департаменту ЖКХ Москвы. Оно отвечает за комплексное обслуживание городских дорог и ремонт асфальта. В зимнее время в обязанности входит вывоз снега. На данный момент автопарк насчитывает более пяти тысяч единиц дорожной коммунальной техники.

Водители прекратили голодовку после того, как руководство компании пообещало им вернуть «человеческие условия труда» и платить «нормальную зарплату». Об этом радиостанции «Дождь» сообщил участник акции Александр Лашечкин.