ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЦК РКРП

ПО РАБОЧЕМУ ДВИЖЕНИЮ

http://imc.rkrp-rpk.ru

Информационное сообщение N 19 (989)

31 мая - 5 июня 2018 года

 

Политика, экономика, криминал

 

Об идее повышения пенсионного возраста

 

Владимир Путин в майском указе 2018 года заявил о необходимости снижения бедности в стране к 2024 году вдвое. Очевидно, что законопроект о повышении пенсионного возраста для работников России в Правительстве уже подготовлен.

И мы уже понимаем, как будет выглядеть этот законопроект: по солдату Швейку, который советовал купировать хвост собаке не сразу, а по частям, чтобы она привыкла и ей не было так больно. То есть каждые шесть месяцев пенсионный возраст будут повышать на полгода, начиная с января 2019-го.

Это означает, что мужчины, родившиеся в 1963 году, женщины, родившиеся в 1968 году, уже будут выходить на пенсию на пять лет позже.

А многие и на десять, поскольку в стране решением партии власти и Правительства введена балльная система пенсий. В текущем году для выхода на пенсию требуется уже 13,8 балла, в 2019 году - 16,2, а в 2023 году - почти 26. Работа при минимальной зарплате дает чуть больше одного балла, то есть человеку, получающему МРОТ, потребуется примерно 20 лет официального стажа.

При этом начальник департамента актуарных расчетов Пенсионного фонда Аркадий Соловьев сказал, что среднесписочная численность наемных работников в стране - 43,5 млн. человек [1]. Что значит среднесписочная численность? Это те, кто осуществляет отчисления пенсионных взносов. А общее число лиц работоспособного возраста в России, как известно, 77 млн человек.

Разрыв более чем в 30 млн! Эти люди в массе своей не безработные и не т.н. самозанятые. Это наемные работники, но работающие неофициально.

Таким образом, в 2017 году только три работника из пяти имели какой бы то ни было официальный заработок. Остальные двое - а это 40% рабочей силы страны или 30 миллионов человек - работали без официального оформления и без отчислений в Пенсионный фонд.

В неофициальной занятости нет радости, так как экономит предприниматель, а человек рискует в любой момент остаться за порогом предприятия, и никак не докажет, что он там вообще трудился.

В условиях произвола работодателей и отсутствия прав для профсоюзной борьбы доля неофициальной занятости неуклонно растет.

И эти люди будут выходить на пенсию не в 65. Если человек не покажет государству, которое лишило его права на профсоюз, на забастовку, на самозащиту, некое число баллов, то его пенсионный возраст по нынешнему законодательству увеличивается еще на пять лет, то есть составит 68 лет для женщин и 70 для мужчин.

Уже весной 2018 года в подобной ситуации оказались 20 тыс. человек, родившихся в 1958-1963 годах. Им отказали в выходе на пенсию. Они застали Советский Союз и даже имели в 80-е годы трудовые книжки. Но их заводы встали, их колхозы рассыпались, и того советского трудового стажа им не хватило. А в новой России они были вынуждены трудиться продавцами на рынках, шоферами на личных машинах, батраками на фермах.

Очевидно, что с каждым годом число людей, которые столкнутся с подобным вызовом, будет возрастать и на определенном этапе почти половина российских работников окажется без пенсии.

Но возникает еще один вопрос: кому нужен работник в возрасте за 60? Где этот человек найдет занятость?

В этом смысле интересно рассмотреть положение дел с заработной платой в зависимости от возраста человека. Есть мнение, что с возрастом человек нарабатывает большой опыт, и за счет его применения может быть востребован на рынке в не меньшей степени, чем молодой сотрудник.

Такая точка зрения, однако, ошибочна. Она была относительно верна 10-15 лет назад, но она не соответствует сегодняшнему дню. Пик доходов приходится на возраст 30-40 лет, после чего зарплата начинает неуклонно снижаться и сокращается к пенсионному возрасту на 20% [3].

Технологии развиваются весьма динамично. Прежний опыт уже не соответствует требованиям современности. С возрастом догонять этот разрыв становится все сложнее, и работодателям, очевидно, удобнее пригласить на работу более молодого сотрудника. Его переобучение достигается проще, а, кроме того, предполагает более длительный срок эксплуатации такого специалиста и, соответственно, уменьшает финансовые издержки на переобучение.

Сказанное подтверждается данными Росстата. Если в обрабатывающем производстве в возрасте 25-30 лет переподготовку проходит каждый четвертый сотрудник, то среди 50-летних эта доля сокращается до 1/10, а после достижения пенсионного возраста переобучение проходит только один человек из двадцати [4].

Но сказанное свидетельствует помимо прочего о бессмысленности повышения пенсионного возраста. В условиях отсутствия финансируемых государством программ получения дополнительного образования такое повышение просто повлечет за собой рост безработицы, практически никак не отразившись на занятости.

Сказанное признается и правительственными экспертами. В июне 2017 года в распоряжении газеты «Ведомости» оказался правительственный документ под названием «Целевые показатели 2035 года». Среди рекомендуемых мер ведомство назвало повышение пенсионного возраста для мужчин на пять лет и для женщин на восемь лет. При этом авторы указали, что таким образом можно отказаться от выплаты пенсий для 12,4 млн человек, а за счет высвобожденных финансовых ресурсов получится создать дополнительно 1 млн рабочих мест. Разница в 11,4 млн человек придется на людей, которые останутся без пенсии, но при этом не смогут и найти работу.

В России, в отличие от стран ОЭСР, нет системы переподготовки кадров. После 40 лет зарплата людей, несмотря на опыт, начинает неуклонно снижаться, и к 60 годам в среднем падает на 20%. Низкоквалифицированные рабочие места охранников, продавцов, водителей по мере автоматизации уйдут туда же, куда ушли профессии печников, фасовщиков и секретарей-машинисток.

Повышение пенсионного возраста означает, что в стране будут миллионы безработных стариков, не получающих ничего, ни зарплаты, ни пенсии.

Вот о чем упомянутый выше закон.

Есть ли демографические предпосылки, оправдывающие такую инициативу?

Нам говорят, что слишком много пенсионеров приходится на работников.

Но кто так считает демографическую нагрузку? Демографическая нагрузка испокон веков считалась как соотношение между работающими и неработающими людьми. Неработающие люди - это не только пенсионеры, но и дети, подростки, инвалиды. Соответственно, если рождаемость падает, число детей меньше, то и коэффициент демографической нагрузки ниже. Число лиц, ежегодно признаваемых инвалидами, благодаря новым методикам Минтруда сократилось на треть: с миллиона в 2010 году до 700 тысяч в 2016-м.

Поэтому в действительности надо смотреть не долю пенсионеров, а долю трудоспособных людей, то есть тех, кто старше 15 лет и не достиг 60-ти. Они кормят детей и подростков и содержат стариков. Так вот, в среднем на планете доля этих людей составляет 45%. В России - 65%. Это связано с низкой рождаемостью. Но это же означает, что нагрузка на одного работника достаточно низка в сравнении с тем, как это выглядит за рубежом. Конечно, это предполагает неизбежное старение населения, но на данном этапе причин для паники нет.

И хотя число пенсионеров возрастает, коэффициент демографической нагрузки сегодня ниже, чем в СССР. В 1970 году на тысячу работников приходилось 780 несовершеннолетних и пенсионеров, в 1989 году - 750, в 2015 году - 713. То есть, в действительности нет никакого дефицита работников. Ситуация даже лучше, чем была в период позднего СССР.

Она понятно, ухудшается. Но ни о какой катастрофе нет и речи. И нечего суетиться, устраивая рукотворную социальную катастрофу.

Может быть, налицо бюджетный кризис?

Если бы федеральное Правительство и парламентское большинство не раздавали пачками льготы корпорациям, то доходы федерального бюджета составили бы 25 трлн руб. А они составляет 15 трлн, потому что 10 трлн роздано в качестве льгот бизнесу. Тому самому бизнесу, который держит десятки миллионов российских работников в поле нелегальной занятости.

Теневой фонд оплаты труда Росстат оценивает более чем в 10 трлн. руб. [6] Легко посчитать, что выпадающие доходы только ПФР составляют по этой причине 2,5 трлн руб. Легализовать труд, помочь работникам обрести хотя бы право на контракт - вот альтернатива повышению пенсионного возраста.

Далее. Правительство обеспокоено тем, что в стране слишком мало работников? Так не надо экономить на здравоохранении. По доле расходов на медицину к ВВП страна занимает 91-е место в мире, по доле расходов на образование - 98-е.

Ссылка на то, что продолжительность жизни работников выросла по сравнению с прошлым веком, несостоятельна поскольку:

- ожидаемая продолжительность жизни выросла по сравнению с 1990 годом лишь на три года, и странно по этой причине увеличивать пенсионный возраст на пять лет;

- сама ожидаемая продолжительность жизни предполагает прогноз продолжительность жизни тех, кто родился в соответствующем году (то есть, если человек родился в 2019 году, то в среднем он проживет 77 лет), - реальный средний возраст смертности отличается от этого показателя на пять лет.

Наконец, производительность труда не стоит на месте. Сто лет назад доля сельхозработников в России составляла 75%. Сегодня она составляет менее 3%. Сказанное касается и человечества в целом. Тем не менее, голод как явление исчез, если речь не идет о хроническом недоедании бедных и отдельных кризисах в Африке. Просто рост производительности труда позволил человечеству уменьшить долю работников, занятых сельхозтрудом. Почему же это не касается возможности обеспечить нормальную жизнь пенсионерам?

Поэтому не существует никаких экономических, демографических и социальных причин, оправдывающих повышение пенсионного возраста.

Оно обернется исключительно формированием многомиллионного социального слоя пожилых людей, не имеющих ни пенсии, ни работы.

В действительности, главная проблема Пенсионного фонда - это бесправие российских работников. Фонд оплаты труда в России - 20 трлн руб., внутренний валовый продукт - 80 трлн. руб. (2015 год). То есть, доля зарплаты к ВВП - всего 25%. Между тем, в развитых странах эта доля составляет 50%. Это относительные параметры, не зависящие от производительности труда. Проще говоря, на единицу произведенной продукции наш работник получает вдвое меньше денег, чем его западный коллега.

В результате 70% российских работников имеют зарплату, не позволяющую без госдотаций рассчитывать даже на минимальную пенсию. Это главная причина нищеты Пенсионного фонда, представляющего собой налог на зарплату.

Какие же меры необходимо принять для стабилизации Пенсионного фонда и смягчения демографической нагрузки?

Комплекс мер по легализации труда:

- отмена налоговых льгот в отношении компаний, использующих неофициальный труд (общая сумма налоговых льгот в России составляет 10 трлн руб. или 40% от всей доходной части федерального бюджета);

- отсечение компаний, использующих неофициальный труд, от участия в государственных и муниципальных подрядах и заказах;

- расширение прав профессиональных союзов, включая отдельные гарантии от увольнений и преследований для профсоюзных активистов в виде отлагательного вето (то есть увольнение только в случае, когда работодатель доказал вину работника в суде), расширение права на коллективные переговоры и права на забастовку.

Переход на плоскую шкалу страховых взносов (сегодня она регрессивная и с зарплаты более 80 тыс. руб. в месяц размер взноса составляет 10%, а не 22%), что увеличит ежегодные доходы Пенсионного фонда на 600 млрд руб.

Официальный отказ от фактически уже ликвидированной обязательной накопительной системы с поощрением добровольных пенсионных накоплений.

Качественное увеличение затрат на образование (особенно переподготовку работников на протяжении всего периода трудовой деятельности).

Качественное увеличение затрат на здравоохранение.

 

Олег Шеин

(с некоторыми сокращениями)

 

[1] http://fom.ru/starost/presentation/Soloviov.pdf

[2] Сафонов А.Л., «Влияние рынка труда на систему социального обеспечения», Доклад на Российско-Германском социальном форуме, 2017

[3] Гимпельсон В., Зудина А., «Демографические проблемы рынка труда», http://www.demoscope.ru/weekly/2017/0729/s_map.php#1

 

Источник: www.spravedlivo.ru/8954910

 

Кстати, Фонд общественного мнения (ФОМ) провел опрос о пенсионном возрасте и отношении к идее его повысить. Из 1,5 тысяч респондентов одобрило идею более позднего выхода на пенсию абсолютное меньшинство, 82% россиян относятся к этому отрицательно.

 

 

Проблемы выплаты зарплаты, пенсий, пособий

 

Сотрудники карельского предприятия готовы объявить голодовку из-за невыплаты зарплат

 

Сотрудники государственного предприятия «Мост» в Карелии готовы объявить голодовку. Последний раз они получали зарплату в ноябре прошлого года. А сейчас весь коллектив попал под сокращение без положенных по закону компенсаций.

В правительстве считают, что начиная с ноября 2016 года, руководство «Моста» вполне могло распродать имущество ГУПа и рассчитаться по долгам. Недавно власти попросили прокуратуру проверить деятельность конкурсного управляющего предприятия, сообщает сайт otr-online.ru.

 

 

По требованию прокуратуры Омска погашены долги по зарплате на «Пассажирском предприятии №4»

 

Прокуратура Ленинского округа г. Омска провела проверку исполнения требований трудового законодательства со стороны должностных лиц муниципального предприятия г. Омска «Пассажирское предприятие № 4». Установлено, что в указанной организации сформировалась задолженность по заработной плате за май 2018 года перед 448 работниками в размере более 10 млн. рублей. В целях восстановления трудовых прав граждан прокуратура округа внесла директору предприятия представление об устранении нарушений закона, а также вынесла постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ (невыплата в установленный срок заработной платы, совершенная лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение). В настоящее время в результате принятого комплекса мер прокурорского реагирования задолженность по заработной плате погашена в полном объеме, трудовые права работников восстановлены.

 

 

 

 

Акции протеста трудящихся

 

Митинг автобусных кондукторов в Сыктывкаре

 

1 июня сыктывкарские кондукторы вышли на митинг. По сравнению с первой забастовкой, их требования не поменялись: они требуют «белой» зарплаты и официального трудоустройства. На митинге побывал журналист портала PG11.ru.

Перед началом митинга кондукторы взяли в руки плакаты с надписями «Даешь порядок на городских маршрутах», «Хватит бегать от налогов через нас» и другими. Примерно в 13 часов на импровизированную сцену поднялся представитель кондукторов Валерий Симпелов.

Молодой человек вкратце описал ситуацию, которая, по его словам, установилась в САТП №1:

- Для начала мы требуем официального трудоустройства и снижения планов. Нарушение САТП №1 таково: всех кондукторов уволили, но они до сих пор есть в автобусах. То есть, руководство просто хочет уйти от налогов. Раньше наша официальная зарплата была около 25 тысяч рублей. Сейчас она «черная» и составляет от 7 до 10 тысяч.

Слово взяла еще одна работница САТП №1 кондуктор Алена. По словам девушки, ситуация на предприятии развивалась следующим образом:

- Это началось еще в ноябре 2017 года. Нас перевели на минимальный оклад и добавили план по продаже билетов. Мы продолжили работать, никто не жаловался. А потом нас попросили уволиться. Для водителей тоже поставили жесткие условия. Им нужно было давать план, то есть определенную сумму денег, чтобы на следующий день его пустили на линию. Получилась такая ситуация: не сдал план - не вышел на линию, не вышел на линию - уволили из-за того, что не выходишь на работу.

Кондукторы поддерживали всех, кто выступал. Иногда из толпы вырикивали важные дополнения, иногда просто кричали. И никто не выпусал из рук шарики с надписями «Нас не надуть» и плакаты «Даешь порядок на городских маршрутах». Затем на площадку поднялся депутат Госсовета Коми Олег Михайлов. Он зачитал резолюцию, в которой отразил требования кондукторов:

- Первое: провести комплексную проверку САТП №1. Второе: восстановить трудовые права кондукторов, фактически осуществляющих трудовую деятельность в этом предприятии, а также выплатить компенсации с момента увольнения до момента восстановления на работе. Третье: расторгнуть договор между САТП №1 и администрацией Сыктывкара и провести новый конкурс на осуществление городских перевозок.

Как сказал Олег Михайлов, эта резолюция будет направлена Главе Коми, в Прокуратуру Коми, в мэрию Сыктывкара, а также в администрацию президента России. Все кондукторы поддержали депутата Госсовета, и документ был принят единогласно. После митинга Олег Михайлов рассказал, как он видит продолжение ситуации:

- По совокупности той информации, которая у нас есть, понятно, что накопилось огромное количество претензий. Причем не на пустом месте. Здесь просматриваются конкретные нарушения статей закона, в том числе и Уголовного кодекса. Естественно, здесь свое слово должна сказать прокуратура. Один депутатский запрос туда я уже направил. Я думаю, что все это должно закончиться определенными делами. Может, и уголовными. Сейчас мы ждем ответ из прокуратуры, а потом решим, что делать дальше.

 

 

Акция протеста работников «Тейского рудника»

 

1 июня 2018 года работники «Тейского рудника» (Республика Хакасия) приостановили работу. Несколько месяцев им не выплачивается заработная плата. В результате переговоров с властями и работодателями удалось достичь договоренности и отложить акцию протеста до 13 июня, сообщает 19rus.info.