ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЦК РКРП- РПК

ПО РАБОЧЕМУ ДВИЖЕНИЮ

Обзор событий в мире. Выпуск N 21 (184)

17 - 31 октября 2008 г.

 

Кризис шагает по планете

 

Конец “американской мечты”

 

В Америке, когда перед домом появляется дощечка, укрепленная на вбитом в землю колышке, с надписью “(Garage sale” (“Распродажа имущества”), это означает, что обитатели дома куда-то переезжают и продают по дешевке ненужную рухлядь, скопившуюся за долгие годы. Сейчас дощечки с надписью “Garage sale” запестрели по улицам Америки, словно сорняки, и означают они нечто другое.

Обитатели домов не переезжают, а съезжают, ибо не могут платить за жилье, купленное в рассрочку. И продают они не рухлядь, а буквально все до ниточки. Им нужны наличные, чтобы как-то просуществовать. Ибо на дворе,— суровая погода: не осень, а финансовый кризис.

Городок Мантека с населением в 67 тысяч человек не исключение. Когда-то процветающий и живший не по средствам, сегодня этот калифорнийский рай превратился в ипотечный ад. Я иду по улице под названием Mission Ridge Drive. Перед одним из домов — знакомая дощечка с надписью “Garage sale”. Здесь живет семейство Дюарте.

Недаром под словами “Garage sale” красуется еще одна надпись: “Everything must go”. То есть “продается все”. Это и рождественские украшения, и микропечь, и носки (!), и даже трехколесный велосипед трехлетней Мариты, продающийся за три доллара.

На Mission Ridge Drive продаются не только веши и предметы, но и события. Мать Мариты, Беатрис Дюарте, потерявшая работу в цветочном магазине, вынуждена была “сплавить” день рождения дочери.

— Нет денег — нет и дня рождения, — говорит она. — Нет денег — нет и подарков и даже торта с тремя свечами. Ничего не поделаешь...

Улицы Мантеки выглядят витриной “Garage sale” экономики, в которую сейчас вползли Соединенные Штаты. Желтыми транспарантами со словом “продается” оклеены дома и автомобили. Перед домами — вереницы картонных коробок с игрушками, книгами, инструментами, музыкальными и кинодисками, одеждой, обувью. Люди стыдливо роются на этой дешевой распродаже.

— Иногда натыкаешься на действительно хорошие вещи. Но грустно сознавать, что их хозяева потеряли крышу над головой. Чувствуешь себя гиеной, — говорит Шерил Джонсон.

В некоторых маленьких городках, например Веймуте и Рисмонде, “Garage sale” по сути дела забили все уличные артерии. Полиция с трудом наводит порядок. Городские власти издают грозные распоряжения, ограничивающие количество распродаж. Но никто их не выполняет. В Мантеке каждый владелец дома имеет право проводить два “Garage sale”, не больше. Но среди жителей этого городка есть и такие, за которыми числится до двадцати “Garage sale”! Нужда сильнее закона. Социологи Брингхэмского университета даже придумали специальное название этому феномену: “экономная экономика”.

Соседи Беатрис Дюарте — семейство Гонсалес — вынуждены продать и свой дом, и детский игрушечный складной домик своих детей. Хозяин семейства, Константино Гонсалес, и его жена Джулия потеряли работу. Они отключили Интернет и телефон, продали автомобиль и стали пользоваться велосипедом. Но и этого не хватает, чтобы платить ежемесячно плату за дом в размере 1800 долларов.

Мантека расположена в центре “foreclosure crisis”, то есть кризиса, когда домовладелец-должник теряет право выкупа заложенного имущества — своего дома. После этого как раз и наступает “Garage sale” и уход в неизвестность. Таких должников р городке — один из каждых десяти жителей. Безработица здесь составляет 10,2 процента. (По США в среднем — около 7%.) Поэтому неудивительно, что около двух тысяч домов в Мантеке находятся в состоянии отчуждения. А по стране таких 12 миллионов!

Владеть собственным домом — фундамент так называемой американской мечты. Расставаясь со своими домами, американцы расстаются не только с пожитками, но и с мечтой...

 

Зураб Налбандян, Мэлор Стуруа, Вячеслав Юрин

(газета “Московский комсомолец”, 28 октября 2008 года).

 

 

Объединение и сопротивление - это вопрос выживания

 

(из статьи Ларри Холмса в газете “Workers World”, США)

 

Большинство американцев слышало, что нынешний экономический кошмар является худшим кризисом, начиная с так называемой Великой депрессии 1930-х годов.

Однако, что не скажут вам капиталистические СМИ, так это то, что кризис 1930-х трансформировал десятки миллионов запуганных рабочих и бедняков всех рас и национальностей в силу, организованную на основе классовой солидарности, сражавшуюся в эпической борьбе с капиталистами и их правительством. И к концу 1930-х не сверхбогачи, а организованный рабочий класс казался мощным и непобедимым.

Рабочие и беднота, страдающие от Депрессии, вступили в 1930-е раздавленными и лишенными надежды. А к концу десятилетия рабочий класс выиграл большие сражения, организовавшись для этого в советы безработных, союзы кропперов-издольщиков, а, позднее, и в огромные профсоюзы. Система социального и медицинского страхования (в том числе, федеральная система пенсий и пособий по безработице), миллионы рабочих мест, созданных масштабнейшими программами общественных работ, право на создание профсоюзов и заключение коллективных договоров были среди главных достижений борьбы 1930-х.

С помощью коммунистических активистов, подлинных марксистов-ленинцев, преданных борьбе за дело рабочего класса, трудящиеся организовались, чтобы остановить землевладельцев и банки и не дать выселить свои семьи из жилищ.

Рабочие в авто-, металлургической и многих других отраслях промышленности использовали новую эффективную тактику в своей борьбе за право создавать и вступать в профсоюзы. В добавление к “обычной” стачке рабочие, время от времени, решали оставаться на фабриках и заводах, где они бастовали (так называемые “сидячие стачки”). Они занимали предприятия, исключая всякую возможность штрейкбрехерства, пока их требования не выполнялись.

Листовка тех лет, рассказывающая об одном из самых известных массовых протестов против безработицы в Нью-Йорке в марте 1930 года, так и начинается: “Борись или голодай”. Два самых больших урока, извлеченных рабочим классом в 1930-е: или мы отринем все, что разделяет нас, или же что-то или кто-то использует эти различия, чтобы разделить нас как класс; или мы будем яростно бороться за наши классовые интересы, или не выживем.

Уроки эти актуальны и уместны и сегодня, как и 75 лет назад. Объединимся ли мы и будем ли сообща бороться - это снова для подавляющего, трудящегося большинства вопрос выживания. Не сомневайтесь: если вы не богаты, куча шансов, что вы или потеряете свою работу и потом вряд ли найдете новую, или будете получать совершенно нищенскую зарплату, или потеряете жилье. Многие потеряют свои пенсии, медицинскую страховку и будут раздавлены долгами. Многие из нас станут бомжами, голыми, босыми и голодными.

Культурные идеи и нормы недавних времен - идеи и нормы, придуманные и увековечиваемые капиталистической системой, служащие власти миллиардеров медиа, школы, иерархия, вся их политическая система - не подготовили нас к тому, чтобы действовать в наших собственных интересах совместно с другими - коллегами, соседями.

Каждый день нам вбивали - если ты потерпел неудачу, это лишь твоя личная ошибка или невезуха. Богатые богаты, потому что им прёт, они поймали удачу за хвост. Человеческая природа изначально порочна, не верь таким же, как ты, ты должен конкурировать с ними. Наряду с этой ложью, есть еще большая -что “все рано или поздно наладится”, потому что “это великая страна, а капитализм - не только лучшая система, но и единственная”.

Главный смысл всего этого обмана - разделить нас, ограничить нашими персональными мирками, слишком жалкими и беспомощными, чтобы противостоять капиталистическому классу, ведущему с нами войну 24 часа в сутки.

Измученные современными колоссальными стрессами, люди, конечно, имеют право одеть наушники и окунуться в музыкальные треки, закачанные на свои “Ipod”ы. Или часами переключаться с одного из тысяч кабельных телеканалов на другой (если, конечно, кабельное еще не отрубили за неуплату). Или чуть ли не сутками висеть в интернете, при этом, несмотря на все модные “социальные сети”, оставаясь социально изолированными друг от друга.

Многие, вероятно, считают (с серьезным для этого основанием), что ничего нельзя поделать с мощью наиболее эффективных механизмов общественного контроля при капитализме - расистской полицией, ФБР, судами, тюрьмами и Пентагоном.

Разумеется, правительственные репрессии - серьезнейшие угроза и проблема. Однако, положа руку на сердце, их явно недостаточно, чтобы контролировать массы или предотвратить нас от восстания. Едва ли не более эффективными являются способы потоньше, которыми система настойчиво и постоянно программирует нас, чтобы мы не объединялись и не боролись. Как система делает это, изображено, пускай и очень деформировано, в фильме “Матрица”. В реальной капиталистической матрице наши коматозные тела не складированы где-то, пока обманутые сознания бродят по генерированному компьютером выдуманному миру. Однако, функция реальной капиталистической матрицы еще более ужасная и дьявольская, потому что это - не киношка.

Капиталистическая система настойчиво и упорно действует, чтобы держать наше сознание парализованным и в коме, делая нас пассивными, послушными, разъединенными друг от друга. Так паразитической капиталистической системе нас гораздо легче эксплуатировать. Чтобы добиться своих прав на работу, на достойное место в жизни, на здравоохранение и образование, на все, в чем мы нуждаемся и чего мы заслуживаем, мы оказываемся перед необходимостью порвать с капиталистической матрицей, удрать из нее. Организоваться и бороться. Некоторые из нас не смогут, струсят или не захотят это сделать, предпочтя оставаться в плохом, но удобном мире иллюзий. Но большинство обязательно обретет свободу и борьбу за нее. В фильме Нео предоставляют выбор между синей пилюлей, означающей блаженное неведение, и красной, являющейся путем к правде и к революционному действию. С каждым прошедшим днем все больше и больше рабочих выбирают красную пилюлю. Какую возьмете вы?

 

 

Партизанская война

 

Партизаны Перу продолжают беспощадно уничтожать цепных псов капиталистического режима

 

Как сообщают галисийские и перуанские товарищи, 26 октября в Вискатане отряд маоистских партизан “Мантаро Рохо” из Коммунистической партии Перу (КПП “Светлый путь”) вступил в бой с подразделением морских пехотинцев. Двое правительственных вояк убиты, один ранен. Солдатня с августа проводит едва ли не ежедневные контрповстанческие зачистки в департаментах Аякучо и Уанкавелика, убивая и грабя невооруженных крестьян и батраков. Помимо этого, армия практикует ковровые бомбардировки, в результате которых десятками гибнут мирные жители. Командир “Мантаро Рохо” товарищ Нетцель заявил, что его отряд “продолжит беспощадно уничтожать цепных псов капиталистического режима и вести победоносную народную войну под знаменем Ленина, Мао и председателя КПП товарища Гонсало”.

Источник: “Рабочая Информационная Служба” (proletar.org.ua/news)

 

 

На территории бывшего СССР

 

Кризис охватывает Украину

 

ОАО “Дрогобычский завод автокранов” (Львовская область) сократил рабочую неделю до 4 дней. Администрация утверждает, что “возникли проблемы со сбытом”.

Как сообщает представитель профкома Кременчугского колесного завода (Полтавская область), администрация издала  приказ о переходе с 1 ноября на 3-х-дневную рабочую неделю, с соответствующим урезанием зарплаты. Директор заявил об уменьшении объемов производства. Завод - единственный в стране производитель холодноштампованных колес для легковых автомобилей, сельскохозяйственной техники, грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов.

Администрация Кременчугского завода технического углерода (КЗТУ) (Полтавская область) объявила, что с 1 ноября коллектив (700 человек) переходит на новый, 5-часовой график работы. Вместе с уменьшением рабочего дня на 3 часа урезается и зарплата. По словам директора В.Яворского, “в автомобильной отрасли с лета начался кризис. Сейчас речь идет уже и о сокращении производства грузовых и легковых автомобилей, и, соответственно, уменьшении снабжения резины для колес. Поэтому резко упал спрос и на технический углерод на рынке производителей автомобильных колес”. Большая часть продукции завода уходит на экспорт, крупнейшим производителям шин “Michelin” (Франция), Goodyear Tire & Rubber Co, (США), Continental AG (Германия).

Администрация ОАО “Запорожский завод ферросплавов” (Запорожская область) заявила, что с начала ноября остановит 27 из 31 печи. В частности, будут остановлены все печи кроме одной в 1-м и 4-м цехах, выпускающих силикомарганец и ферросицилий, а также основная часть печей во 2-м и 3-м цехах, которые производят ферромарганец и металлический марганец. Остановлены они будут, цитируя релиз пресс-службы предприятия, “на неопределенное время из-за разразившегося кризиса в металлургической отрасли и снижения спроса на продукцию предприятия”. 2,7 тысяч работников переводятся на трехдневную рабочую неделю, зарплата будет урезана на 40%.

Администрация завода “Автрамат” (Харьковская область) объявила о переходе с 1 ноября на 4-х дневную рабочую неделю и сокращенную зарплату. Председатель облсовпрофа ФПУ Сергей Тесленко заявил: “сегодня в области 30 предприятий промышленности находятся в стадии финансового кризиса. Особенно страдают химическая промышленность, сельхозмашиностроение и предприятия, которые экспортируют продукцию в Россию и Белоруссию”.

Как заявил директор департамента Федерации работодателей Украины Ю.Кузовой, “только за сентябрь штатные расписания заводов “похудели” не менее чем на 150 тысяч вакансий, до конца же года без работы рискует оказаться более 15% всего задействованного в промышленности персонала - около 500 тысяч человек”. По мнению Кузового, массовая безработица охватит, “в первую очередь, промышленно развитые Донецкую, Луганскую, Запорожскую и Днепропетровскую области”.

 

Об этом сообщает “Рабочая Информационная Служба” (proletar.org.ua/news).

 

 

Акции протеста трудящихся

 

Работники греческой авиакомпании “Олимпик эйрлайнз” блокировали одну из взлетно-посадочных полос Афинского международного аэропорта

 

Работники ведущей греческой авиакомпании “Олимпик эйрлайнз” блокировали 30 октября одну из двух взлетно-посадочных полос Афинского международного аэропорта, задержав около пяти рейсов. Тысячи пилотов, механиков и техников протестуют против намерения правительства продать в частные руки государственную авиакомпанию, убытки которой достигают примерно 2,7 млрд евро.

“Мы продолжим нашу борьбу для того, чтобы планы правительства по приватизации авиакомпании были отменены, - заявил журналистам лидер профсоюза работников “Олимпик эйрлайнз” Манолис Патестос. - Есть еще способы выйти из ситуации”. “Олимпик эйрлайнз” проводит 30 октября 24-часовую забастовку, в рамках которой отменила около 100 внутренних и зарубежных рейсов, сообщает сайт gudok.ru с ссылкой на ИТАР-ТАСС.

 

 

В Харькове остановились трамваи

 

Водители Салтовского трамвайного депо Харькова отказались работать, пока им не погасят долги по зарплате. В результате тысячи харьковчан опоздали на работу, сообщает сайт www.vecherniy.kharkov.ua.

По сообщению ГУ по ЧС Харьковской обладминистрации, забастовка началась с утра 29 октября. Трамваи №№ 5, 6, 7, 8, 16, 16а, 22, 23, 26 и 27 не вышли на маршруты. За заблокированными воротами депо осталось 85 вагонов.

Начальник департамента транспорта и связи горсовета Евгений Водовозов заверил, что решением сессии деньги выделили, но перевести их за сутки технически невозможно.

- Деньги уже вышли из казначейства. Как только они появятся в банке - моментально появятся и на карточках сотрудников - обнадежил Евгений Водовозов.

На другой день, 30 октября, все трамваи Салтовского депо вышли на линию, забастовка была прекращена, сообщает сайт bayki.com.

 

 

Работники “Boeing” прекратили забастовку

 

Руководство американской авиастроительной компании “Boeing” достигло соглашения с крупнейшим профсоюзом предприятия о прекращении 52-дневной забастовки. Лидеры профсоюзов заявили, что было принято новое 4-летнее соглашение, которое гарантирует работникам сборочных цехов занятость.

Как сообщает “EuroNews”, сборочные цеха “Boeing” в Сиэтле не работали 52 дня. Ежедневно компания теряла по 80 млн. евро. Общий ущерб компании от забастовки составил 4,2 млрд. евро. Забастовка негативно скажется на программе выпуска нового самолета “Dreamliner”, которая и так отстает от графика на 16 месяцев.

Напомним, в начале сентября 2008 года остановилась сборка самолетов на заводах американской авиастроительной компании “Boeing” в Сиэттле, штат Вашингтон, 27 тыс. рабочих объявили забастовку, сообщает сайт www.liga.net.

 

 

В Италии началась забастовка работников образования

 

Общенациональная забастовка работников образования началась 30 октября в Италии, в ней участвует миллион человек, сообщает сайт www.utro.ru. Вместо уроков и лекций учащиеся и преподаватели вышли на улицы, чтобы высказать отрицательное отношение к проведению реформы образовательной системы. “Правительство должно выслушать нас”, - заявляют манифестанты.

Протестующих возмущают грядущие сокращения в рядах преподавателей и сотрудников школ и сокращение государственного финансирования системы образования. Учащиеся выступают против введения единого преподавателя в начальной школе, выставления оценок за поведение, изменения системы оценок знаний учащихся, отмена “продленки” и введение так называемых специальных классов для детей иммигрантов, сообщает сайт www.pravda.ru.

 

 

Массовая забастовка учителей произошла в китайской провинции Сычуань

 

Около тысячи учителей  начальных и средних школ уезда Чицзян провинции Сычуань (Китай) 23 октября не пошли на уроки, объявив бойкот в знак протеста против низких зарплат, обвиняя власти в невыполнении законов.

Имеются данные, что с конца сентября по октябрь крупные забастовки учителей провинции Сычуань прошли в: уезде Бисян (23 сентября), г.Чунлай (6 октября), уезде Тунлян (8 октября), уезде Цзычжун (9 октября), г.Хуаин (13 октября), уезде Юнчуань (17 и 20 октября), уезде Чаншоу (22 октября) и уезде Чицзян (23 октября).

В некоторых случаях эти усилия учителей имели положительный результат. Начальник уезда Бисян распорядился выплатить всем учителям разовое пособие в размере 9600 юаней и добавить к зарплате 1200 юаней, сообщает сайт www.epochtimes.ru.

 

 

Семьдесят тысяч румынских учителей готовятся к забастовке

 

3 ноября может начаться одна из самых массовых забастовок учителей в мире - 70 тысяч румынских преподавателей намерены потребовать от правительства немедленной выплаты обещанной прибавки к зарплате.

Ранее власти заявили о том, что повысят всем педагогам зарплату на 50%. Правда, как пояснил премьер-министр страны Калин Попеску Таричеану, ждать надбавки стоит на раньше апреля: ситуация в мире и в Румынии складывается не лучшим образом, так что выплата дополнительных сумм может нанести сильнейший удар по экономике, сообщает сайт www.utro.ru.