Интервью с рабочим лидером Николаем Павловым
Итак, забастовка 28 апреля закончилась. Как
реагирует руководство РЖД? Требования рабочих не удовлетворены или все же есть
подвижки? Стоит ли бастовать снова и готовы ли к этому рабочие? На эти вопросы
нам ответил Николай Павлов, лидер первичной профсоюзной организации РПЛБЖ депо
Пушкино
- Забастовка закончилась. Что
дальше?
Н.П. - 12 мая было заседание
профкома по перспективам, мы обсуждали возобновление акции протеста. Решили,
что возобновим акцию до конца текущего месяца, конкретную дату, разумеется,
озвучивать не будем.
- По итогам забастовки
руководство РЖД пошло на какие-либо уступки?
Н.П. - По официальным данным
есть решение об увеличении с первого июня оклада работникам на 12% и на 20%
увеличения региональных доплат. Таким образом, заработная плата машинистов
вырастет до 45-47 тыс. руб. Это можно считать плюсом.
- Значит, можно считать, что вы
забастовкой чего-то добились?
Н.П.- Да. По первому пункту
требований - повышение заработной платы - добились. Во всяком случае по Москве и области. По поводу выслуги лет
руководство пока на контакт не идет, поскольку это в компетенции не московского
начальства, а уже ОАО РЖД. Здесь пока ничего. Но я думаю, еще недостаточно
времени прошло для того, чтобы были существенные подвижки. В ОАО РЖД очень не
хотят показать, что идут на уступки забастовщикам и будут для приличия выжидать
паузу. Это их привычная практика. Когда бастовало депо Железнодорожное,
руководство тоже выжидало паузу, прежде чем выполнить требования рабочих. Кроме
того, руководство ОАО РЖД осуществляло и осуществляет дискриминацию по
отношению к членам РПЛБЖ. Понятно, что такую дискриминацию очень сложно
доказать. Ни один суд еще не вынес по подобному вопросу решение в пользу
работников. Суд просто не может допустить прецедента, ведь такая дискриминация
в нашем государстве - повседневная практика.
Официально ни на какие уступки
руководство не пошло. Они отказываются от переговоров и даже официально не
признают наши действия забастовкой. Бунт, анархия... участников забастовки
обвиняют в том, что они нарушили трудовую дисциплину, нарушили трудовой
договор. Соответственно, участники забастовки подвергнуты дисциплинарным
взысканиям, депремированы за апрель, а троих подводят
под увольнение. (Также известно, что в депо Железнодорожное троих участников
забастовки уже уволили - прим. ред.) У меня на руках копии проектов приказов об
увольнении. Будем решать этот вопрос.
- А под увольнение подвели
наиболее активных участников забастовки?
Н.П.- Как раз нет. Наиболее активных они не тронули. Расчет был - увольнять не самых стойких, чтобы была паника, истерика, деморализация.
- 28 апреля в забастовке участвововало два депо. Есть ли шансы, что теперь акция
будет более масштабной?
Н.П.- Да, участвовали работники
депо Железнодорожное и Пушкино, если не считать одну локомотивную бригаду в
Домодедово. В это раз да, есть перспективы, есть заявления от некоторых депо по
московской и подмосковной железной дороге о готовности участвовать в акции
протеста. В общероссийском плане этот вопрос в компетнеции
руководства РПЛБЖ.
- В забастовке 28 апреля
участвовали далеко не только члены РПЛБЖ. Большинство участников - члены Роспрофжела. Если они вас поддерживают, то почему не
переходят к вам?
Н.П.- Переходят. Постепенно. В
депо Пушкино в забастовке участвовало 25 членов Роспрофжела.
Многие из них потом принесли мне заявления о вступлении в РПЛБЖ. Думаю, это
вопрос времени. Наш профсоюз будет защищать всех участников забастовки,
независимо от того, вступили они к нам или нет.
***
16 мая в Госдуме состоялось
заседание Комитета по труду и социальной политике, посвященное проблеме
железнодорожников. Кроме того, в кругу гражданских и политических активистов
Москвы активно обсуждается вопрос о необходимости солидарной помощи
забастовщикам. Да и «на верхах» много разговоров... Власти определенно
опасаются повторения забастовки, опасаются увеличения ее масштабов. А что же
сами железнодорожники? Мы опять обратились к Николаю Павлову:
- Произошло достаточно много
событий: заседание комитета по труду в Госдуме и т.д. Ситуация поменялась?
Н.П. - По поводу заседания
комитета по труду и социальной политике ГД РФ сведения у нас обрывочные.
Позиция ОАО РЖД не поменялась. Они по-прежнему считают забастовку бунтом,
незаконными действиями.
- Вы говорили, что были
репрессии. Насколько нам известно, в депо Железнодорожное троих человек уже
уволили. Эта ситуация сохраняется?
Н.П. - Да. По депо Пушкино все
участники забастовки лишены премиальной оплаты в размере 100% за апрель, всем
объявлены дисциплинарные взыскания в виде выговора за нарушение должностных
обязанностей и графика движения. А по трем машинистам администрация запросила у
профсоюза мотивированное мнение по увольнению по п.5 ст.81 ТК РФ
«систематическое нарушение трудовых обязанностей». Мы, конечно, подготовили
отказ, т.е. высказались против увольнений. Какое решение примет работодатель -
скоро узнаем, поскольку срок для принятия решения по увольнениям истекает 21
мая.
- Была ли какая-то поддержка
извне, солидарность с вами?
Н.П. - Была, и без этой
поддержки, без общественного мнения нам пришлось бы нелегко. Сегодня
общественное мнение на нашей стороне. Большое спасибо от имени работников депо
Пушкино тем общественным организациям, которые осуществляли информационную и
моральную поддержку. 15 мая сотрудники ИКД (Институт Коллективного Действия)
проводили пикет в поддержку уволенных машинистов и всех репрессированных
участников забастовки. Пикет был несанкционированный, участников арестовали,
наложили административные взыскания. Сейчас планируется проведения митинга по
той же тематике у здания ОАО РЖД на Красных воротах у памятника Лермонтову.
Дата пока не назначена. Необходимо также отметить мощную информационную
поддержку. Нам грех обижаться на отсутствие внимания или поддержки.
- А что с Вашим судом? Ведь Вас
обвиняли в незаконной организации забастовки.
Н.П. - Благодаря поддержке 5-го
канала ТВ, благодаря солидарности активистов Пушкинской городской организации
КПРФ, суд по моему заместителю даже не начинался - все материалы отправили на
доследование. Судья не усмотрела в действиях моего заместителя никакой вины в
незаконной организации забастовки. А у меня суд будет 20-го мая. Дело не в том
административном штрафе, который мне могут присудить, я рассматриваю этот суд,
как принципиальный момент.
- Правда ли, что 26-27 мая вы
проводите профсоюзную конференцию? Что там будет обсуждаться?
Н.П.- Вопрос будет ставиться о
возобновлении протестных действий - забастовки. Масштаб будет общероссийский.
Приедут представители из регионов, из других городов России.
- А подключатся ли к вашим
действиям машинисты поездов дальнего следования?
Н.П. - Конечно. Ведь наш
профсоюз объединяет не только работников локомотивных бригад пригородного
сообщения, но и дальнего следования. Они готовы включиться, в том числе и
машинисты грузовых и пассажирских электровозов, и работники других
железнодорожных специальностей. В нашем профсоюзе состоят далеко не только
машинисты, но и вагонники, и слесари подвижного состава, и рабочие
железнодорожных карьеров: рабочие любых специальностей, связанных с железной
дорогой. Мы принимаем в профсоюз всех железнодорожных рабочих. В профсоюз
нельзя вступать лишь представителям администрации, начальству.
Справедливости ради следует
сказать, что вначале у нас были тенденции «за чистоту рядов», мол в профсоюзе должны состоять только машинисты и помощники
машинистов - этакая элита железнодорожного транспорта. Но эти тенденции нам
удалось благополучно перебороть, и сегодня любого рабочего-железнодорожника,
независимо от специальности, мы с удовольствием примем в
профсоюз и будем защищать. Мы не делаем разницы между рабочими.
ррп-информ 18.05.08