«Опровержение опровержения» теории относительности не состоялось

В конце сентября 2011 года прогремела новость, что обнаружены элементарные частицы нейтрино, движущиеся быстрее света. Это породило волну публикаций об опровержении теории относительности, утверждающей, что двигаться быстрее света невозможно.

Надо сказать, что приписываемое Эйнштейну утверждение о невозможности сверхсветовых скоростей ниоткуда не следует и никем не доказано, это постулат, который в «цивилизованном обществе» надо принимать на веру, а кто с этим не согласен, тот нерукопожатый. Теперь вот эксперимент показал, что сверхсветовые скорости возможны.

Отмечу, что это не было для меня чем-то новым. О сверхсветовой скорости нейтрино я писал ещё в 2004 году.

Естественно, адепты теории относительности не собирались так просто сдаваться и заявляли по поводу этого эксперимента что «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда» и что «на основании лишь одного эксперимента нельзя делать какие-либо выводы и нужно подтверждение».

Совершенно верно, на основании одного опыта нельяз делать выводы и нужно подтверждение. Но дело в том, что подтверждение было ещё почти 25 лет назад - во время взрыва сверхновой звезды в галактике Большое Магелланово облако в 1987 году тоже были зафиксированы нейтрино со сверхсветовой скоростью.

Ка можно было предполагать, сторонники теории относительности будут хвататься за любой повод, чтобы опровергнуть результаты проведённого эксперимента. И вот заявили, что опровергли:

«Эксперимент ICARUS не увидел сверхсветового излучения нейтрино

Ученые, работающие в нейтринном эксперименте ICARUS, не обнаружили специфического излучения, которое должно возникать, если бы нейтрино действительно могли достигать скорости выше световой, о чем ранее заявляли участники их «сестринского» эксперимента OPERA, говорится в статье, размещенной в электронной библиотеке Корнеллского университета (США).

В конце сентября 2011 года физики из швейцарского ЦЕРНа и лаборатории Гран Сассо в Италии заявили, что им удалось засечь элементарные частицы - нейтрино, двигающиеся со сверхсветовой скоростью, при помощи детектора OPERA. По оценкам ученых, нейтрино пролетали 730 километров от ускорителя SPS в ЦЕРНе до подземного детектора в тоннеле Гран Сассо в среднем на 60 наносекунд быстрее, чем предполагали расчеты.

Это вызвало поток сообщений в прессе об «опровержении» теории относительности Эйнштейна. Многие физики в настоящее время ведут поиск возможных ошибок и погрешностей в оценках скорости нейтрино. Эксперимент ICARUS (Imaging Cosmic And Rare Underground Signal) «работает» на том же потоке нейтрино из ЦЕРНа, а его детектор - две емкости, заполненные жидким аргоном - находится бок о бок с детектором OPERA.

Участники эксперимента решили проверить, превышают ли нейтрино скорость света путем поиска проявлений одного из эффектов, который должен возникать при таком превышении - аналоге черенковского излучения, предсказанного Эндрю Коэном (Andrew Cohen) и Шелдоном Глэшоу (Sheldon Glashow). По расчетам этих ученых, сверхсветовые нейтрино должны быстро терять энергию за счет того, что будут порождать пары позитрон-электрон и гамма-излучение.

Один из авторов статьи, сотрудник Института ядерных исследований РАН Сергей Гниненко в беседе с РИА Новости отметил, что детекторы ICARUS и OPERA находятся в одинаковых условиях - стоят в одной лаборатории на одинаковом расстоянии от ЦЕРНа, «видят» один и тот же пучок нейтрино. Это позволяет сопоставлять полученные на них результаты.

«Если частица летит со скоростью выше скорости света, то она взаимодействует со средой и испускает излучение, то есть теряет энергию... Спектр энергии этого нейтрино - мюонного нейтрино - хорошо известен, он неоднократно измерялся. Нейтрино пробегает 730 километров от ЦЕРНа до Гран-Сассо. Предполагается, что если они превышают скорость света, то они будут прибывать туда с характерными потерями энергии», - сказал Гниненко.

По его словам, если энергия нейтрино в ЦЕРНе составляет около 20 гигаэлектронвольт, то сверхсветовые потери должны составить несколько гигаэлектронвольт. Детектор ICARUS измерил спектр мюонных нейтрино и «увидел», что их средняя энергия не отличается заметно от той энергии, которая была измерена в ЦЕРНе. Таким образом, сверхсветовые эффекты обнаружены не были.

«Это противоречит измерениям OPERA, хотя это не прямые измерения. Это косвенная проверка», - сказал собеседник агентства».

источник - http://www.atomic-energy.ru/news/2011/10/20/27763

На самом деле аргументация притянута за уши. Черенковское излучение испускается теми частицами, которые движутся быстрее скорости света в той или иной среде, но меньше скорости света в вакууме. Сверхсветовые же нейтрино (если подтвердится версия об их сверхсветовой скорости) испускать энергию не должны, это их естественное состояние. И «взаимодействовать со средой» они не будут - потому что сверхсветовые нейтрино будут обгонять электромагнитное излучение и по этой причине к электромагнитному взаимодействию будут не способны.

Таким образом, «опровержение опровержения» теории относительности не состоялось.