"Зайцы" победили железнодорожников
1.08.2006 17:28  | Страна.Ru


Во вторник стало известно, что Мещанский районный суд Москвы удовлетворил иск организации защиты прав потребителей "Общественный контроль" и обязал своим решением ОАО "РЖД" демонтировать турникеты на выходе с перронов железнодорожных станций. По мнению правозащитников, турникеты "на выход" ущемляют права граждан, а принудительная оплата "штрафа" за безбилетный проезд, если даже человек покупал, но потерял его, является ничем иным как навязыванием платных услуг. В РЖД официальные бумаги с решением суда пока не поступали, но, по заявлению железнодорожников, это решение однозначно будет обжаловано их юридической службой

"О решении Мещанского суда мы узнали только от журналистов, - пояснила Стране.Ru руководитель пресс-службы РЖД Наталья Акафьева. - Но, со слов наших юристов, я поняла так, что речь идет не о турникетах как таковых, а, в первую очередь, о сборе, который мы брали, оформляя билеты для выхода. Но еще в начале июля правление РЖД приняло решение, что с 15 июля этот сбор мы упраздним". Что же касается самих турникетов, то за отмену решения об их сносе железнодорожники готовы биться до последнего. "Мы явно будем против этого, потому что у нас огромное количество безбилетников, - пояснили в пресс-службе РЖД. - И это - чуть ли не единственный способ борьбы с ними". По словам руководителя пресс-службы, после того, как были введены турникеты на вход-выход на пригородные поезда, количество "зайцев" сократилось вдвое. Однако, как считает председатель "Общественного контроля" Михаил Аншаков, подобный метод борьбы с "зайцами" нарушает права граждан на свободу передвижения.

Решение о демонтаже турникетов на железной дороге было принято еще четыре года назад. Тогда, в октябре 2002 года, Мещанский суд столицы признал установку турникетов на выход незаконной и обязал Московскую железную дорогу устранить данное нарушение. Судебные тяжбы длились несколько лет, и вот теперь ответчиком по иску выступает уже головное предприятие железной дороги. "С этой проблемой мы бились несколько лет, - сказал Михаил Аншаков в интервью "Времени новостей". - По законодательству пассажиром называется только тот, кто едет на транспорте. Как только человек вышел из вагона, он уже не пассажир. Неважно, как он мог попасть на перрон или на территорию вокзала, но если ему приходится преодолевать препятствия, чтобы выйти на улицу, - это уже нарушение его конституционного права на свободу передвижения". Правозащитников возмутил тот факт, что, пассажиры вынуждены сохранять билет до выхода с перрона, чтобы турникет еще раз проверил его наличие, что доставляет массу неудобств пассажиру, вынужденному сохранять билет до конца поездки. Те же, кто не купил билет, сев на станции, не оборудованной турникетами, или попросту потерял билет в дороге, должен был приобретать "штрафной" талон на выходе со станции прибытия.

"На самом деле, это не такая простая проблема, - считают в РЖД. - Мало того, что мы несем убытки из-за безбилетных пассажиров, но они же и создают трудности для остальных пассажиров. Все ругают железнодорожников, что пригородные электрички забиты народом. Но пока ситуация с безбилетниками будет сохраняться, проблема переполненности электропоездов не решится - рассчитать правильно пассажиропоток довольно затруднительно. Наши сотрудники рассчитывают количество вагонов, сколько в принципе должно быть составов в том или ином направлении, из расчета того, сколько людей покупают билеты". К слову сказать, похоже, во Франции "общества потребителей" работают из рук вон "плохо" - пассажир, путешествующий на электропоезде, на протяжении своего пути трижды подвергается контролю: сначала компостирует билет на входе в поезд, затем наличие билета проверяет контролер внутри состава, и на выходе из электрички тоже необходимо отметить билет. Но поразительно то, что никто из французов не заявляет об ущемлении своих прав, а исправно платят за проезд и предъявляют свой билет контролерам.

"Вообще ситуация с железнодорожными турникетами довольно странная, - недоумевает Наталья Акафьева. - Ну, почему никто не возбуждается против турникетов в московском метро? Или - по поводу турникетов в троллейбусах? (почему же не возмущаемся турникетами в троллейбусе? Еще как возмущаемся! – ред. сайта) Я сама каждое утро мучаюсь, когда отстаиваю на улице огромную очередь, чтобы попасть в троллейбус. Почему всех возбуждает именно железная дорога? Кто решил, что железная дорога должна всех возить бесплатно?"

Вопрос вполне закономерный. Почему правозащитники не протестуют против турникетов в метро? Наверное, потому что ограничители "проникновения" на этот вид общественного транспорта установлены на каждой станции. И на выходе нет необходимости проверять билет пассажира, поскольку попасть в метро без оплаты проезда не возможно. Ну, за редким исключением, когда молодые люди устраивают состязания по преодолению препятствий, перепрыгивая через эти самые турникеты. У железной дороги пока нет возможности установить на каждой станции турникеты "на вход", поэтому контроль за приобретенным билетами происходит благодаря проверке билетов "на выход". "Очень многие люди пользуются тем, что садятся в электрички там, где турникетов нет, и считают для себя возможным не платить, - пояснили Стране.Ru в пресс-службы РЖД. - Поэтому, нужны турникеты на выходе. Когда мы сможем установить турникеты на "вход" на всех станциях, тогда, наверное, турникеты "на выход" потеряют свою актуальность и их можно будет демонтировать".

Учитывая особую любовь наших граждан к "халяве", надежда на их сознательность - довольно слабый аргумент, тем не менее, первый раунд защитников потребителей оказался в их пользу. Но РЖД сдаваться "без боя" не намерена и будет отстаивать свое право требовать оплаты проезда сразу же, как получит решение суда.

------------------------------------------

Комментарий ред. сайта: напомним, однако, что еще в 2002 году тот же самый Мещанский суд постановил ликвидировать турникеты на выход. РЖД оспорило это решение в вышестоящих инстанциях, и все вышестоящие инстанции, вплоть до президиума Верховного суда, подтвердили ранее принятое решение и постановили ликвидировать турникеты. Однако прошло 4 года, и ничего не меняется, более того, опять всё идет по тому же кругу.

До каких пор это будет продолжаться? Очевидно, до тех пор, пока граждане (а точнее, оппозиционеры, которые как бы должны организовывать их протест) будут считать это нормальным