Добрый царь восстановил электрички, отменённые плохими боярами

 

4 и 5 февраля 2015 года все СМИ в качестве величайшей заслуги Путина преподносили то, что он распорядился «вернуть» им же ликвидированные электрички.

 

Напомним, в рамках затеянных единоросами многочисленных «оптимизаций» (образования, здравоохранения, промышленности и др.) власти в течение прошедшего года затеяли также «оптимизацию» электричек: типа, РЖД больше не обязано их содержать, а финансировать их должны регионы. А если регионам это не по карману, то тем хуже для них. За прошедшие месяцы были ликвидированы электрички во многих субъектах федерации (нашумели, например, случаи в Вологде, Костроме, Туле, Кирове, Чите, Новгороде, Пскове, Крыму и ещё в 20 регионах). Даже ежедневной зарплаты главы РЖД В.Якунина (сумму которой он называть демонстративно отказался, но её можно примерно оценить благодаря тому, что эту тему обычно упоминали в одном пакете с зарплатой Сечина, составляющей 4 млн руб в день) хватило бы для сохранения электричек как минимум в одном регионе, а то и не в одном. Путин долгое время категорически отказывался давать в обиду своего кореша по кооперативу «Озеро». Однако угроза социального взрыва оказалась сильней. Путин в лучших традициях сказки про доброго царя и злых бояр изобразил себя спасителем народным и вернул электрички, отобранные злыми железнодорожниками и губернаторами. Какие выводы следует сделать из этой истории?

 

1. теперь надо следить, как это путинское обещание про восстановление электричек будет выполняться. Если выполнят - то констатируем, что это удалось в первую очередь благодаря массовым протестам. Без протестов они бы не пошевелились. Если же не выполнят - то сделаем вывод, что Путин трепло.

 

2. даже если электрички действительно восстановят, то это повод задаться вопросом - что это за политическая система такая, что ни один вопрос невозможно решить без окрика президента? И опять же очевидно, что горбатые неисправимы, в смысле, если их заставили отменить одну мерзкую «оптимизацию» - они вскоре затеют какую-нибудь другую. Тут систему менять надо.

 

3. как вообще в принципе решать проблему финансирования электричек. Это рекомендация уже не столько к нынешним властям, сколько к будущим Советам, которые в результате будущего социального взрыва будут брать власть в своих регионах и им надо будет как-то выполнять народные требования и восстанавливать эти электрички (при саботаже со стороны сохраняющегося на этапе двоевластия шубохранителя Якунина или его преемников).

Несколько лет назад РЖД распространяло такую табличку о том, куда идут деньги, собранные с пассажиров на оплату проезда. Агитка, конечно, лживая, но подсказывающая пути, как уменьшить плату за проезд. Часть расходов можно сократить - например, уничтожение турникетов сократит 14% по статье «содержание платформ», есть большие резервы также для «оптимизации» численности чрезмерно расплодившихся контролёров (против такой оптимизации вряд ли кто-то будет возражать). Ну и главное - из всех перечисленных статей живые деньги (которые надо взимать с пассажиров в качестве платы за проезд) нужны только на те 8%, которые идут по статье «оплата труда». Причём, судя по публикуемым совершенно фантастическим цифрам «средних зарплат железнодорожников», эти «средние зарплаты» представляют собой среднее между зарплатой простых машинистов и доходами шубохранителя Якунина. Следовательно, и эту статью затрат можно сократить как минимум вдвое без ущерба для трудящихся железной дороги. А все прочие статьи расходов - начиная от подачи электроэнергии в контактную сеть, заканчивая приобретением нового подвижного состава - при нормальной плановой экономике должны осуществляться в натуральных показателях.

Поэтому необходимым условием для сохранения и развития пригородного пассажирского транспорта при кардинальном снижении платы за проезд являются Советская власть и плановая экономика.