Московские власти не начали обещанного демонтажа турникетов в
общественном транспорте
Внедрение в Москве европейского
порядка оплаты за городской транспорт — с единым тарифом за пользование
метрополитеном, автобусом, троллейбусом, трамваем и городскими электричками и
отменой надоевших турникетов в наземном транспорте — в этом году не состоится,
хотя и было запланировано на 2011 год. Причины, которые мешают необходимой для
москвичей реформе, — организационного, бюрократического характера, рассказали
«МН» источники в мэрии и транспортных предприятиях. Для чиновников и
перевозчиков эти затруднения неожиданностью не стали.
Осенью 2010 года департамент
транспорта и связи города (ДТиС) в лице его
тогдашнего руководителя Василия Кичеджи заявил, что в
течение 2011 года начнется демонтаж турникетов автоматизированной системы
контроля проезда (АСКП) с автобусов, троллейбусов и трамваев «Мосгортранса». Это подавалось как часть кампании по борьбе
с пробками — загрузка пассажиров через единственную переднюю
дверь намного увеличивает время стоянки, когда пассажирский транспорт (особенно
трамваи) блокирует проезжую часть. Тогда же было объявлено, что одновременно с
ликвидацией АСКП мэрия изменит схему оплаты проезда. Для продажи билетов
планировалось создать специальную госкомпанию, а перевозчиков ДТиС предлагал перевести на фиксированное финансирование по
горзаказу.
«В общем
никто всерьез не верил, что мы сможем объединить тарифные системы уже в 2011
году, — рассказал «МН» осведомленный источник в департаменте транспорта и связи
правительства города. — Мы честно работаем, но привести нашу тарифную систему в
современный вид, подобно крупнейшим европейским городам, — это адская работа,
тут одним годом никак не обойтись». Снять турникеты АСКП, по словам чиновника,
ничего не стоит, это можно было бы сделать быстро. Но перестроить систему
оплаты проезда — при том что у метрополитена в столице
свое билетное хозяйство, у «Мосгортранса» свое, а
нужно предусмотреть место и для частных перевозчиков — в сжатые сроки просто
невозможно. В лучшем случае первые шаги в этом направлении будут сделаны в 2013
году, а возможно, на реформу потребуется еще больше времени.
В Московском метрополитене и «Мосгортрансе» пока только готовятся к «экспансии» своей
билетной системы до уровня общегородской. «Если сравнить мощность нашей системы
продажи билетов и ее точность с той, что работает на наземном транспорте, то
очевидно: строить общегородскую сеть нужно именно на основе метрополитеновской»,
— уверен сотрудник подземки. В «Мосгортрансе»
считают, что в принятой транспортной стратегии роль общегородского билетного
оператора выделена компании, которая в результате реформы отпочкуется от
наземного транспортного монополиста.
Разделение «Мосгортранса»,
судя по всему, и стало самым затруднительным моментом всей реформы. Согласно
стратегии, разработанной в 2010 году, унитарному предприятию предстоит
демонополизация: будет выделена городская компания, содержащая транспортную
инфраструктуру, а также уже упомянутый билетный оператор. В основной же своей
функции «Мосгортранс» должен быть лишь одним из
операторов на рынке, став, в частности, акционерной компанией. Между тем пока
предприятие лишь укрупняется: в 2011 году оператор продолжил теснить частных
перевозчиков на рынке маршрутных такси, а в ближайший год планируется экспансия
компании на территорию «новой Москвы».
«Отказ от турникетов означает,
что придется организовывать контроль на остановочных пунктах, а это сложно и
дорого», — рассказал «МН» ведущий научный сотрудник ЦНИИПИ градостроительства
Александр Стрельников. Эксперт усомнился, что в
Москве в ближайшие годы возможно организовать
свободный проход пассажиров, как в европейских столицах, — резко возрастет
число безбилетников. Кроме того, придется договариваться еще и с
железнодорожниками — в транспортную стратегию входит интеграция электричек в
систему городских перевозок.
источник - http://mn.ru/moscow_transportation/20120209/311221787.html