Этот поезд во
гневе
Путешествуя между Москвой и
Петербургом со скоростью 200 км/ч, столичные жители разжигают классовую
ненависть среди тех, кто живет вдоль железной дороги
Воскресным утром жители города
Бологое просыпаются от предупреждения о приближении высокоскоростных поездов
«Сапсан». Один несется в Петербург, другой мчится в Москву. Это похоже на игру
«Угадай мелодию». Объявление о поезде, который следует в Северную столицу,
начинается с пяти нот из песни «Слушай, Ленинград», а
в обратном направлении - с песни «Подмосковные вечера». Рассказывают, что в
ясную погоду музыку слышно за несколько километров.
Это самая незначительная
претензия, которая звучит в адрес железной дороги. Тем, кто живет между двумя
столицами, запущенный в декабре прошлого года «Сапсан» создал кучу проблем. Им
теперь не на чем ездить - отменен единственный удобный
и дешевый поезд «Юность». Отменяют электрички. Где-то закрыли переходы, а новые
мосты не строят.
Амбициозный
проект возбудил классовую вражду. Им недовольны все: от бабушки в поселке Спирово, которая вынуждена лезть с велосипедом через забор,
до губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина, которому приходится вести
переговоры с железнодорожниками. Свой протест жители выражают тем, что
забрасывают «Сапсан» чем попало. «Когда мимо пролетает роскошная жизнь, в
которую ты никогда не попадешь, это вызывает отторжение», - делает выводы
губернатор Зеленин. Чтобы сбить волну гнева, Зеленин распорядился провести с
жителями профилактические беседы. А жители боятся, что с этой недели станет еще
хуже - с 5 апреля общее количество ежедневных рейсов между столицами
увеличилось с шести до десяти.
«ЮНОСТЬ» НЕ ВЕРНУТЬ
Еще в 70-е годы все, кто жил
вдоль Октябрьской железной дороги, считали себя счастливчиками, вспоминает замглавы Лихославльского района
Тверской области Сергей Алексеев. Шутка ли, можно было на электричке в Москву
за колбасой ездить. Теперь все наоборот - выгодное в прошлом месторасположение
приносит одни неприятности.
На столе чиновника администрации
Бологовского района Александра Беликова лежит бумага,
подписанная главой департамента транспорта Тверской области Цереном
Цереновым. В ней сказано, что вдоль Октябрьской железной дороги с декабря
наблюдается рост социальной напряженности. При этом чиновники в Бологом
говорят, что им-то еще повезло, если сравнивать с другими райцентрами.
Во-первых, под запуск «Сапсана» построили шикарный пешеходный мост,
напоминающий творения Нормана Фостера.
Во-вторых, на их узловой станции останавливаются многие пассажирские поезда. Но
все равно они не смогут заменить утраченную «Юность».
Поезд «Юность» - сквозной мотив
жалоб, которые звучат вдоль Октябрьской дороги. Он ходил днем и останавливался
во всех райцентрах, выполняя функцию межрегионального сообщения: садишься
где-нибудь в новгородской Угловке
и доезжаешь до тверского Лихославля. Билет от
Бологого до Москвы на «Юности» стоил около 300 рублей. В декабре место «Юности»
в расписании занял «Сапсан». «Но он ее не заменит», - сочувствует жителям
губернатор Зеленин. Дневной «Сапсан» останавливается только в Твери, Вышнем
Волочке, Бологом и Окуловке.
«Остались билеты до Москвы
только за 3600 рублей - это бизнес-класс», - бесстрастно говорит кассирша молодому человеку на вокзале в Бологом. Для многих
местных жителей это ползарплаты. Можно, правда, уехать через три часа поездом
Петербург–Кисловодск, но он не ежедневный и к тому же не останавливается ни в
Вышнем Волочке, ни в следующем райцентре Спирово.
Железная дорога как будто не учитывала это. «Леность соответствующих
сотрудников. Можно было бы заранее все просчитать и, поменяв график, оставить
“Юность”», - считает губернатор Зеленин.
«Юность» отменили без
предупреждения - в кассе просто перестали продавать на нее билеты. «А ведь
когда планировалось введение “Сапсанов”, никто не говорил, что будут отменяться
поезда», - жалуется мэр Бологого Игорь Гаврилов. Мэрия дрожит, когда поезда
проходят мимо ее стен. «Мы хотя бы разъяснительную работу провели. Люди бы
легче это перенесли», - продолжает районный чиновник Беликов. В прошлый вторник
возле районной администрации прошел пикет в защиту конституционных прав
граждан. Его устраивал секретарь райкома КПРФ Дмитрий Фисенко.
Он, правда, считает, что РЖД не нарочно разжигает классовую вражду, расчищая
дорогу роскошному «Сапсану» за счет дешевых поездов и электричек.
ОРУЖИЕ ПРОЛЕТАРИАТА
Не только перестала ходить
«Юность». Хуже стало и с электричками. Некоторые отменили, у других сократили
число остановок, а еще они стали опаздывать. Но самое главное - электрички
теперь подолгу простаивают на станциях, пропуская «Сапсан».
К примеру, сын вице-мэра Вышнего
Волочка Сергей Никитин каждый вечер возвращается домой из Твери. Сначала его
электричка встает на станции Калашниково. Пропуская
«Сапсан», она стоит 45 минут. С этого понедельника ее будет нагонять еще один
«Сапсан» - и еще полчаса придется стоять в Осеченке.
В итоге поездка займет почти три с половиной часа, а раньше было два с
половиной. «Подтвердили лишний раз, что им наплевать, как мы здесь живем.
Ничего они не мониторили, - вздыхает вице-мэр. - Как
решили, так и запустили, а могли бы учесть интересы периферии».
Его семья живет даже не в самом
Вышнем Волочке, а чуть дальше, рядом с платформой Леонтьево.
Именно там в «Сапсан» был брошен первый камень.
Вернее, кусок льда. Это случилось 12 января. Злоумышленника поймали. Он не стал
скрывать, что это была месть: мол, высокоскоростной поезд сбил его с ног
воздушной волной, а он, обиженный, не поленился подождать следующего и атаковал
его.
Леонтьево
стало центром партизанского движения. Еще одно нападение около соседней
платформы произошло в конце января. По этому поводу губернатор уже созвал совет
безопасности. Глава департамента транспорта Церенов говорит о трех или даже
пяти задокументированных случаях агрессии против
поезда. На мстителей обратил внимание и глава РЖД Владимир Якунин. Не уточняя,
где именно это произошло, он рассказывал, что на пути «Сапсана» местные жители
возвели гигантскую снежную бабу. Зеленин смеется:
ничего подобного от милиции он не слышал. А Церенов говорит, что разослал по
районам бумагу: нужно объяснить населению, что нельзя стоять на пути у
прогресса.
Губернатор, конечно, не против
скоростных поездов, но железнодорожниками недоволен. Взяли и отменили дневную
электричку - школьники не могут вовремя вернуться в свои деревни, мерзнут на
платформах. Дома они могли бы кидаться камнями разве что в кур, а тут могут и в
«Сапсан» - на это намекают жители. «Если руководство РЖД конструктивно
подходит, то некоторые должностные лица просто врут в
лицо. Например, говорят, что электрички не отменялись. И это мне, губернатору,
который все может проверить», - сердится Зеленин. Ему кажется, что даже в
неотмененных электричках зреет недовольство. «Красивая, роскошная жизнь -
мимо», - снова повторяет Зеленин, описывая чувства пассажиров грязных и
холодных электричек.
В Вышнем Волочке еще раньше, чем
в Бологом, на местном радио прозвучала реклама митинга КПРФ. Но там «Сапсаном»
возмущена «Единая Россия». Предприятия стоят. Ездить на работу стало неудобно.
Была же еще утренняя скоростная электричка до Москвы -
тоже убрали из-за «Сапсана», говорит вице-мэр Никитин, теперь в сторону Москвы
можно сесть только глухой ночью. «Все в угоду этому поезду», - сердится глава
городской думы член «Единой России» Борис Фокин. «Революционная ситуация
возникает, - подхватывает советник депутата Владимир Соловьев. - Целый регион
посадили на транспортный голодный паек». Он напоминает, что когда-то жители
Вышнего Волочка перекрывали автотрассу Москва–Петербург. Вице-мэр поправляет:
все-таки сейчас это не так болезненно. Просто обидно.
ТОЛЬКО ШИПЕНИЕ
Еще больше не повезло более
удаленным от Москвы райцентрам - Спирову и Лихославлю.
После отмены «Юности» оттуда можно уехать только на перекладных. Однако в
Спирове эту потерю затмила другая напасть - закрыли наземный переход. Железная
дорога разрезает Спирово на две части: три тысячи
жителей - слева, три тысячи - справа. Это случилось еще при царе, рассказывает
глава Спировского района Виктор Юдин. Он берет пальто
и идет на улицу Советскую, разделенную железной дорогой пополам, - показывать
нам, как стало плохо жить при «Сапсане». Мы подходим к калитке, которую с
запуском высокоскоростного поезда просто заварили. На глазах у главы района
через ограду перелезают люди. «Бабушки с велосипедами лезут - друг друга
подсаживают, велосипеды перекидывают», - смеется Юдин. «Дождутся, мы их рельсы
разберем на хер», - отвечает
одна из бабушек.
Ежедневно через забор перелезают
рабочие завода, на котором делают бутылки для пива «Балтика», а также все, кому
надо на почту, в больницу или администрацию. По словам Юдина, это примерно
полторы тысячи переходов в день. «Мы предлагали вариант - сделать наземный
переход с сигнализацией и светофором. Говорят, нельзя по новому регламенту», -
вспоминает глава района. Хотя в Вышнем Волочке наземный переход трогать не
стали. Там дежурят двое железнодорожников преклонного возраста. «Появился,
появился», - замечают они на горизонте «Сапсан». Несколько секунд спустя он уже
просвистел мимо.
«Идет совершенно бесшумно.
Только шипение. Как ураган пронесся», - описывает свои впечатления глава Спировского района. Рядовые железнодорожники говорят, что,
когда «Сапсан» летит со скоростью 200 км/ч, нельзя приближаться ближе чем на пять метров. А ширина платформы - четыре
шестьдесят, философски уточняют они. И вспоминают, как на вокзале в Твери женщину
отбросило потоком от пролетавшего «Сапсана». Он, конечно, предупреждающе гудит,
но только времени после этого гудка остается очень мало.
Народ будоражат слухи о массовых
жертвах «Сапсана». В Лихославле чиновницы судачат, что накануне в городе хоронили парня, которого
засосало под поезд. Похожее настроение и в других райцентрах. «В городе ходят
слухи, что чуть ли не каждый рейс - погибший человек», - драматизирует Соловьев
из Вышнего Волочка. «Конечно, люди боятся этого поезда», - рассуждает замглавы района Алексеев. У них в Лихославле
поезду даже придумали обидное прозвище - «Белая смерть». Хотя и губернатор
Зеленин, и все местные руководители уверяют, что об убийственной статистике по
«Сапсану» им ничего не известно. Да и тот парень, которого хоронили в Лихославле, говорят, оставил предсмертную записку.
НАПЛЕВАЛИ НА МАЛЕНЬКИХ
Глава Спировского
района Юдин рассказывает, что долго переписывался с РЖД и просил построить на
месте закрытого перехода новый мост. Из Москвы отвечали: во-первых, еще не
утверждена инвестиционная программа на 2011–2012 годы, а во-вторых, деньги
лучше брать не из бюджета РЖД, а на условиях софинансирования.
«Денег нет, и вообще говорят, решайте проблемы сами. Вот где обида и боль. В
очередной раз наплевали на маленьких», - переживает Юдин. Зеленин говорит, что
добиться строительства нового моста будет трудно - в Спирове один уже есть. Тем
более что до сих пор на всю Октябрьскую дорогу в планах РЖД было заложено по
два моста в год (в этом - четыре). «Это крохи», - считает губернатор.
Руководство Октябрьской железной дороги не стало комментировать Newsweek эту тему.
В Твери есть своя проблемная
«Юность» - так называется микрорайон, вокруг которого железная дорога делает
петлю и образует гиблое место. Шоссе проходит над
рельсами по так называемому Горбатому мосту. В этом месте жители переходят пути
- народная тропа ведет в больницу и техникум. Но опоры моста закрывают обзор, и
потенциальным жертвам заметить приближающийся «Сапсан» просто невозможно. На
этом переходе и раньше гибли люди. Сейчас на рельсах дежурят двое
железнодорожников с овчаркой. Рядом на дереве желтая табличка с расписанием
«Сапсана». Но люди идут сплошным потоком, даже не глядя на расписание. «Сынок,
нет для нас никакой дороги. Сколько народа перерезало, уж и не сосчитать. А
идти-то надо», - охает пожилая сотрудница больницы Лидия Федоровна. Учащиеся
техникума поясняют, что по мосту переходить они не будут, потому что машины
сразу забрызгают грязью, да и далеко.
Губернатор Зеленин еще
рассказывает о дачном пригороде Твери, где пожарные или скорые могут стоять на
переезде по сорок минут, потому что таковы требования безопасности «Сапсана».
«Это вообще никуда не годится», - сердится он. Тем более если, как обещал
Якунин, запустят по восемь «Сапсанов» в каждую сторону. Церенов уточняет, что
построить подземный или надземный проезд можно только года через три, ведь все
расходы должны пройти по инвестиционной программе. «Надо объяснить людям:
потерпите года три. Тогда будет некоторое успокоение», - полагает чиновник.
На прошлой неделе депутаты в Лихославле бурно обсуждали уже следующую тему -
строительство новой скоростной автомагистрали. В городе боятся, что строители
забудут сделать ответвление в их сторону. Директор местного дорожного
предприятия Задо Джндоян
даже предлагал написать на всякий случай письмо в Кремль - чтобы точно не
забыли. В соседнем Бологом на эту тему уже прошли общественные слушания. А в
Твери чиновник из мэрии, узнав о новом страхе райцентров, мрачно шутит: «Что,
боятся, что забудут развилку сделать? Тогда обязательно забудут».
источник - http://www.runewsweek.ru/society/33524/
В продолжение темы:
Поверженный «Сокол», или как правительство РФ работает против России