ДЕНЬГИ РЕШАЮТ ВСЁ

Предыдущие материалы о ситуации вокруг депо имени Апакова: Акция в защиту депо 25 мая
Отписки властей

Остановка: станция метро "Шаболовская". Осторожно! Двери закрываются, следующая остановка "Фабрика Ударница".

Каждый раз, проезжая по Улице Шаболовка на трамваях, мы слышим подобные объявления в вагоне, но похоже, совсем скоро это войдет в историю как и все трамвайное движение на данной улице. Дело в том, что столичный мэр в буквальном смысле продал Трамвайное депо имени Апакова на Шаболовке, вместе с разворотным кругом у Калужской площади ООО "Инвестиционной строительной компании "Столица-Групп" за 8,14 миллионов долларов. Об этом факте гласит распоряжение Правительства Москвы № 607-РП "Об освобождении территории по адресу: ул. Шаболовка, вл. 7-9 от производственных функций", которое подписал Юрий Лужков 7 апреля 2004 года, в день 105-летия Московского трамвая. Интересен и тот факт, что подписаннное распоряжение даже не было опубликовано на официальном сервере столичного правительства, по всей видимости принималось в режиме большой секретности, как распоряжение для внутреннего пользования, а подобные документы поступают лишь в несколько инстанций и не публикуются на официальном сервере Мэрии. Из этого следует, что Правительство Москвы не хотело афишировать свое решение о ликвидации трамвайного депо, дабы не вызвать громкого резонанса у общественности, но этого не получилось. Напомним, что первое сообщение о закрытии депо сообщил Транспортный сервер Москвы.

По все видимости, теперь на месте депо, которое должно быть ликвидировано до 1 октября текущего года, будут возведены очередные жилые небоскребы, которыми уже застраивается столица, и улица Шаболовка в частности. Цена квартир в небоскребиках достигает порядка $2600 - 2800 за 1 кв. м.

Решением о сносе старейшего трамвайного депо уже сложно кого-то удивить, ведь все к сожалению привыкли, что в Москве сносятся Памятники архитектуры. Здания постройки дореволюционного периода превращаются в современные торговые и офисные помещения. Складывается такое впечатление, что скоро и саму Красную площадь превратят в коммерческое частное заведение, а в Мавзолее будет торговый центр с 3-х уровневым подземным паркингом. После сноса гостиниц "Интурист", "Москва", Центрального военного универмага, 5 троллейбусного парка на Фрунзенской, и многих других исторических объектов, очередь дошла и до старейшего трамвайного депо Москвы.

Углубимся немного в историю и вспомним, что же представляет из себя объект, который так страстно хотят снести.

Трамвайный парк на Шаболовке был открыт 4 августа 1909 года, здание депо было спроектировано известным архитектором Шуховым, первоначально парк назывался – Замоскворецким трамвайным парком, а нынешнее название депо получило в 1923 году в честь бывшего водителя парка, активного деятеля революции Петра Лукича Апакова. Необходимо отметить, что Апаковское депо во многом определяла судьбу не только Московского трамвая, но и всего советского. Ведь именно в трамвайном депо имени Апакова, впервые в СССР, стали эксплуатироваться Чехословацкие вагоны "Татра Т-2". Также, в этом депо проходили испытания вагоны Рижского производства – РВЗ, Усть-Катавские вагоны КТМ-5, которые хоть и не прижились в Москве, но зато в других городах страны, стали самой массовой серией среди всех моделей трамваев. В советский период депо было лучшим среди всех электротранспортных предприятий страны, да и сейчас по-прежнему держит ведущие позиции.

В настоящий момент депо обслуживает 10 маршрутов в районах центра, юга, юга-запада Москвы. На балансе депо находятся 180 трамвайных вагонов, часть которых после закрытия предприятия, будут распределены по четырем другим трамвайным депо Москвы, а часть отправится на металлолом.

В распоряжении Правительства Москвы говорится, что ООО "Столица-Групп" должна будет за свой счет модернизировать три депо: депо имени Баумана, Октябрьское и депо имени Русакова, куда переместятся трамваи из депо имени Апакова. Все существующие маршруты депо имени Апакова, будут распределены по вышеназванным трем трамвайным депо. А вот четвертое московское депо – Краснопресненское, расположенное в Строгино, не сможет принять ни одного Апаковского маршрута, так как его маршрутная сеть отделена от остальной трамвайной сети Москвы.

Таким образом становится ясно, что закрытие трамвайного депо имени Апакова серьезно повлияет на работу всего московского трамвая, ведь на всех маршрутах будут увеличены интервалы движения, выпуск вагонов на маршруты сократится. Кроме того, теперь для обслуживания района Чертаново, трамваям предстоит совершать очень длинные «нулевые рейсы» (в депо и из депо) из Октябрьского депо, которое располагается возле бывшего Птичьего рынка в Калитниках. В результате чего ухудшится не только состояние трамвайных путей, теперь любая преграда на путях может сорвать выпуск вагонов на маршруты. Ведь теперь вагонам, выезжая на маршруты, предстоит проезжать места, где почти каждый день возникают громадные пробки: Абельмановская застава, Павелецкий вокзал, Дубининская улица. Да и в результате поломок вагонов, резерв из Октябрьского трамвайного депо сможет придти достаточно не скоро. Кроме того, заменить трамвай другими видами транспорта на многих маршрутах депо технически невозможно из-за узости некоторых улиц. Так что, единственным правильным решением, было бы перевести трамвайное депо имени Апакова на новое место, как это было сделано, например с Краснопресненским. Тогда из-за строительства транспортной развязки Третьего транспортного кольца на Беговой, депо, располагавшееся на улице 1905 года, было перенесено на новую, построенную территорию в Строгине.

Но похоже, решение о сносе Апаковского депо было принято в духе нынешнего времени, когда в гонке за деньгами, столичные чиновники сносят здание, не найдя им замену. Кстати, даже ГУП "Мосгортранс" не пытался и не пытается предпринять какие-либо меры по сохранению депо. Стоит напомнить, что депо на Шаболовке хотели закрыть уже давно. Сначала были планы в далеком 1980 году, потом в 1999, ну и наконец - осенью 2003 года, когда уже называлась дата закрытия депо: 1 апреля 2004 года, тогда правда, силами москвичей и неформальной организации "Москвичи за трамвай" перед выборами мэра Москвы удалось отстоять депо. И даже в начале этого года, Правительство Москвы выпустило постановление о реконструкции здания депо, казалось, что во всяком случае, в 2004 году депо уже ничего не угрожает. Но деньги как и всегда оказались превыше всего, и теперь после всех мэрских выборов вряд ли найдется аргумент, чтобы спасти депо. А слова Владимира Ресина о сохранении трамвайного маршрута № 23 на Ленинградском проспекте выглядит теперь лишь как временное отступление. После закрытия депо очередь у Московского Правительства дойдет и до этого места.

А неформальный комитет "Москвичи за трамвай" и в очередной раз не сможет отстоять трамвай, ведь своими громкими PR -акциями им только по силам временно снять вопрос о разрушении трамвайной сети Москвы, но никак не спасти столичный трамвай. И похоже, что трамвайное депо имени Апакова станет лишь промежуточным объектом, предназначенным под снос. После депо очередь дойдет и до здания - соседа - фабрики "Ударница". А мы уже, лет через двадцать, не будем удивляться, услышав сообщения в прессе: "Сегодня в Москве был закрыт последний трамвайный маршрут", "Рядом с Красной площадью построен новый жилой комплекс".

Щетинин Андрей