Их нравы, или турникетизация по-индонезийски

 

РБК со ссылкой на Reuters пишет, что в Индонезии пассажиров, не заплативших за билет и проехавших на крыше поезда (а это вполне реальный способ передвижения, учитывая постоянную давку в поездах), будут обрызгивать цветной краской. Благодаря этому полицейские смогут арестовать «зайцев», узнав их в толпе. «Мы будем отнимать у них паспорта, а вместо них выдавать билет», - пригрозил представитель компании Ахмат Суджади.

Из-за плохо развитой сети общественного транспорта среди работающих в столице жителей пригородов езда на крыше очень распространена. Дешевый, но опасный способ передвижения порой заканчивается плачевно. Только за последние два года с крыш поездов сорвались и погибли 53 человека. Теперь пассажиров-камикадзе будут мазать краской и отлавливать.

В России пока до такой экзотики не дошло. У нас «всего лишь» обносят станции огромными заборами, ставят турникеты, а в некоторых регионах, где такое переоборудование провести проблематично, нанимают частную охрану, которая в момент прибытия электрички оцепляет платформу и проверяет у выходящих билеты. Всё просто и демократично.

Эти примеры хорошо иллюстрируют разницу между интересами рынка и интересами людей. Поставить турникеты, мордоворотов или полицай-маляров, разумеется, оказывается «эффективней» (т.е. дешевле), чем обеспечить бесперебойное функционирование общественного транспорта и решить проблемы, связанные с недостаточным его развитием. Удобство пассажира, а то и его жизнь с точки зрения рынка оказываются мелочью, которая никак не отражается в бухгалтерском балансе, а потому и вызывает беспокойства. Несчастные случаи на транспорте из-за его неустроенности или по халатности чиновников регулярно происходят не только в таикх странах как Индия или Индонезия, но и у нас. Очевидно, это будет продолжаться до сих пор, пока главным приоритетом вместо извлечения прибыли не станет удобство и забота о человеке. При капитализме это невозможно.

источник - http://rksmb.ru/get.php?2309