Дождались: незаконные железнодорожные турникеты поставят и в Химках

 

Наша газета неоднократно писала о проблемах пригородного сообщения на Октябрьской железной дороге. Это напрямую затрагивает интересы жителей округа, других муниципальных районов, да и самой столицы. Виталий Григорьев привел такие цифры: «В целом Московско-Тверской дирекцией в 2008 году было обслужено 40,727 млн пассажиров, а за два месяца этого года – 5,804 млн. На участке Москва – Крюково в 2008 году проехало 36,535 млн пассажиров. Более половины из них отправились в путь с Ленинградского вокзала». Колоссальные цифры, и если на минуту представить, что этот поток пассажиров пересядет на автомобили, транспортного коллапса не избежать. По этому сохранение пригородных перевозок, увеличение интенсивности их движения и создание удобного графика – важнейшая социальная задача. Как мы уже отмечали, политика РЖД – оставление себе прибыльных грузовых перевозок и передача субъектам Федерации убыточных пассажирских – несправедлива и может привести к негативным социальным последствиям. Железнодорожники, «согласно Федеральному закону № 184 ФЗ, в случае отказа субъекта РФ регулировать тариф и компенсировать затраты, понесенные дорогой в результате государственного регулирования тарифа на пригородные перевозки, могут самостоятельно установить тариф либо вообще отказаться от этого вида услуг, или сократить количество маршрутов». Таким образом, важнейшая отрасль народного хозяйства зависит от воли монополиста. Результатом такого подхода стали повсеместное повышение тарифов, сокращение числа поездов пригородного сообщения, остановочных пунктов и увеличение интервала движения.

Журналисты обратили внимание на то, что стоимость абонемента составляет 70% от стоимости разовых билетов. Посмотрите, что происходит по утрам на Петровско-Разумовской. «Зайцы» прыгают с платформы, идут по путям, лезут во все щели и перелезают двухметровые заборы с заостренными наконечниками. Не хочу думать, что все безбилетники жмоты или ищут выгоду. Люди просто вынуждены ездить без билета. На Ленинградском вокзале в узкий котлован в час пик такое количество пассажиров идет к турникетам, что порой страшно становится. Железнодорожники сказали, что эти сооружения соответствуют нормам пожарной безопасности и требованиям ГО ЧС, однако я в этом сомневаюсь. Сооружение этих сложных инженерных и «оборонительных» фортификаций стоит немалых денег и, естественно, повышает себестоимость перевозок и тарифов. А на платформах и на станциях негде укрыться от зимней стужи и непогоды.

Попробуйте в двадцатиградусный мороз на платформе Подрезково или Планерная, продуваемых всеми ветрами,  или даже в Химках, дождаться поезда. Роспотребнадзор и МЧС молчат. А зря. У РЖД тоже есть свои аргументы. Действительно, подорожали подвижной состав, электроэнергия и материалы для ремонта путей, что напрямую влияет на тарифы. С будущего года цены на электроэнергию могут увеличиться, – тогда очередного роста тарифов не избежать. Многое зависит и от компенсаций убытков субъектом Федерации. В условиях финансового кризиса трудно найти средства на данные цели. «В 2008 году потери ОЖД от пригородных перевозок в Московской области составили 446,2 млн рублей, в Москве – более 490 млн рублей, компенсация из бюджетов этих регионов не производилась», – сказал Виталий Григорьев.

Нас ждал сюрприз. Мы проехали на модернизированной дрезине по нашей дороге. На платформе Левобережная петербургских начальников окружили пассажиры. Они передали им свои предложения по улучшению работы пригородного сообщения. Я попросил железнодорожников, чтобы они на всех платформах сделали остановку для всех электричек. Большие интервалы во времени привели к тому, что с платформы Фирсановка до станции Сходня пришлось назначить дополнительный автобус. А население в микрорайонах округа растет… Планов у железнодорожников громадье.

На всех платформах Октябрьской дороги будут открыты билетные кассы. В Крюково и на станции Химки в ближайшие годы планируется установка турникетов. Это высокозатратная и малоэффективная мера, но железнодорожники хотят приучить народ к дисциплине.

Первопричина же безбилетного проезда, по моему мнению, кроется в дороговизне. Одна зона по нынешним тарифам стоит 14 рублей. Из Химок до Москвы билет обходится в 42 рубля, а до Клина – 98 рублей. Согласитесь, немалые деньги. В разговоре два журналиста признались, что приехали на встречу «зайцами». В условиях роста безработицы и сокращения уровня зарплаты мобильность трудовых ресурсов должна быть повышена, а расходы на дорогу сокращены. Увы, при нынешнем подходе это вряд ли произойдет.

С пуском скоростного поезда «Сапсан» положение может еще больше осложниться. На успокоение сетей (технологический термин – В.Г.) после прохода этого поезда потребуется немало времени. С другой стороны, поезда на короткие и средние расстояния не намного уступают самолетам по времени. Если учитывать дорогу до аэропорта и обратно в город в пункт назначения, время на прохождение регистрации и другие процедуры, то разница между самолетом и поездом составит не более трех-четырех часов, – альтернатива для тех, кто боится летать.

Повторю, что самый главный вопрос пассажирских перевозок на железной дороге для граждан – тарифы. Хотя также надо уделить большое внимание комфорту и культуре поведения самих пассажиров. Вандализм, варварское отношение к поездам, замусоривание вагонов и территорий, прилегающих к железной дороге, давно стали головной болью для транспортников. Физически и морально устарели многие подвижные составы. Конструкция электричек не менялась со дня их появления. Сейчас целые электропоезда зачастую возят всего лишь несколько десятков пассажиров (особенно в середине дня). Многие вопросы пригородных перевозок реально не исследованы, нет маркетинговых данных и анализа.

В конце встречи журналисты поблагодарили организаторов. Обе стороны выразили желание продолжить такую практику и в дальнейшем активнее сотрудничать друг с другом. Приглашаем наших читателей высказать свое мнение о проблемах пригородного сообщения.

Также сообщаем телефон «горячей линии» ОАО «РЖД» – 8-800-200-67-67.

Телефоны «горячей линии» Московско-Тверской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении:

(495) 545-44-84 (круглосуточно) и (495) 545-44-32 (с 9 до 17 часов).

 

Владимир Григолая

Газета "Химкинские новости", №11(1831), 27 марта 2009 года