Общественный транспорт Ижевска снова «трясёт»

 

Удобный, быстрый и дешёвый (а в идеале - бесплатный) общественный транспорт - мечта любого горожанина. Увы, с этим, как и со многим другим, в Ижевске большие проблемы. Постоянные давки в часы пик, изношенные (ещё советского производства) машины на линии, плохо оборудованные остановочные комплексы на окраинах города, неудобное транспортное сообщение удалённых микрорайонов с центром и постоянно растущая плата за проезд - таковы лишь некоторые претензии горожан к транспортникам. За последние годы проблемы на городской транспорт валятся одна за другой, и конца этому не видно.

Так, в феврале на предприятии «ИжГЭТ», обеспечивающем работу трамвайно-троллейбусного парка города, были произведены массовые сокращения и отправки работников в частично-оплачиваемые отпуска. Озвученная причина - катастрофический долг предприятия перед поставщиками электроэнергии и запчастей, достигший зимой 2011 г. 200 миллионов рублей. В отпуска было отправлено большинство слесарей-ремонтников трамвайных депо. Ещё несколько десятков рабочих заставили написать заявление об увольнении «по соглашению сторон» (на деле - по распоряжению начальства). Владельцев предприятия не заботит не только судьба выброшенных на улицу работников, но и бесперебойная работа общественного транспорта, которую они обеспечивали. Ведь без должного технического обслуживания число трамваев, выходящих ежедневно на линию, будет постепенно сокращаться из-за постоянных поломок. Ремонтировать же их будет просто некому. В результате, ижевский трамвай, входящий в десятку лучших трамваев России и являющийся одним из символов города, оказался на грани исчезновения.

С неудобствами столкнулись не только работники, но и пассажиры электротранспорта. 10 марта «в связи с недоукомплектованностью водителями» (по неофициальной версии - из-за нерентабельности) был закрыт троллейбусный маршрут №5. Таким образом, маршрут, который с большой помпой открыли в августе 2010 г. и под который специально протянули 3,5 км контактной сети, проработал чуть более полугода. Не остановили хозяев «ИжГЭТ» и значительные траты на строительство нового маршрута, которые окончательно добили бюджет предприятия. Управленцев-бездарей не волнуют ни рабочие, ни пассажиры.

Другой головной болью горожан является постоянно растущая, как на дрожжах, плата за проезд. Последнее повышение проезда в общественном транспорте (до 13 рублей) произошло 4 июня и взвинтило помимо прочего и стоимость проездных билетов. Для представителей власти эта мера неизбежная, ведь существенно выросли обязательные страховые и другие социальные платежи предприятий, подорожали горюче-смазочные материалы и т. д. Но тогда почему вместе с повышением стоимости на бензин и прочим правительство не спешит повышать заработную плату?

А чиновники тем временем не скрывают своих аппетитов. Как сказал Андрей Гальцин, председатель постоянной комиссии Государственного Совета Удмуртской Республики по экономической политике, промышленности и инвестициям, рентабельным мог бы быть ИПОПАТ при цене проезда в 14 рублей, «Удмуртавтотранс» при цене в 15 рублей, ИжГЭТ - 16 рублей за одну поездку.

Но и 14 рублей это ещё далеко не предел. Стимулом для собственников общественного транспорта служит пример соседних регионов. Так, поездка в трамвае или автобусе в Казани стоит 18 рублей, в Уфе - 17 рублей, в Самаре - 14.

Последние события показывают, что республиканские власти решили постепенно снять с себя ответственность за состояние городского транспорта и распродать его в частные руки. Первым из предприятий, кого постигла эта участь, стало объединение ИПОПАТ, которое обеспечивает работу городских автобусов. 28 июля на торгах частникам был продан второй блокирующий пакет акций ОАО «ИПОПАТ» (первый был продан в сентябре 2010 г.). Распродажа более 50% акций предприятия сделала его приватизацию свершившимся фактом.

Ясно, что для рядовых пассажиров это означает не что иное, как новый виток повышения платы за проезд, появление новых поборов и проблем, ведь единственная цель собственников-капиталистов - извлечение прибыли. А значит, Ижевский автопарк теперь будет служить именно этой цели, а не обеспечению качественной перевозки горожан. За примерами далеко ходить не нужно - список предприятий Удмуртии, доведённых «эффективными собственниками» до развала и банкротства пополняется регулярно. Следующий в очереди на приватизацию - городской электротранспорт.

Впрочем, и существующие собственники больше думают об оптимизации расходов, чем об удобстве пассажиров. Несколько дней назад, 1 сентября все студенческие и школьные бумажные проездные билеты были отменены, а вместо них были введены «электронные транспортные карты». Основной причиной этой «реформы» транспортники назвали необходимость «учёта пассажиропотока» и «правильного распределения выручки от продажи проездных». И действительно, в отличие от обычных «бумажных» проездных билетов (которые достаточно было просто показать кондуктору при входе или контролёру при проверке), электронную карту после посадки в транспорт необходимо приложить к специальному терминалу, после чего кондуктор распечатает билет и вручит его пассажиру.

Казалось бы, какая мелочь? Однако если пассажир с такой картой при посадке забыл или не успел распечатать билетик у кондуктора, то при проверке контролёром он будет считаться безбилетным. И это несмотря на то, что карта (подобно старым проездным) не имеет ограничений на число поездок. Такой абсурдный механизм «учёта пассажиропотока» почти наверняка будет приводить к многочисленным конфликтным ситуациям, но транспортников это не волнует. Не волнует их и то, что школьникам и студентам в сентябре придётся не только заплатить сумму, необходимую на оплату безлимитного проезда, но и выложить дополнительные 45 рублей на покупку транспортной карты.

Сегодня совершенно ясно, что общественный транспорт Ижевска не справляется должным образом с возложенными на него функциями. Отсюда и многочисленные попытки властей избавиться от проблемной инфраструктуры и продать её коммерсантам. Но также и ясно, что от приватизации социально значимого транспорта рядовые пассажиры только проиграют и окончательно превратятся в дойную корову для капиталистов. Только активный протест трудящихся может остановить усиливающуюся коммерциализацию городского транспорта.

Как показала практика, проблемы общественного транспорта будут существовать, пока существует капитализм. Их решением не занимались, и не будут заниматься ни частники, ни буржуазное правительство Удмуртии. Только взятие власти трудящимися поставит общественный транспорт на реальную службу горожанам и решит проблемы, накопившиеся за 20 лет капиталистических реформ.

 

КИЛЬДИБЕКОВ Руслан

источник - http://www.rksmb.ru/get.php?4770