Езда без билета
Максим Каммерер
Повышение цен на проезд в общественном транспорте каждый раз вызывает всплеск народной фантазии, направленный на хотя бы частичное облегчение ситуации и экономию собственных средств. В 90-х люди старались всеми правдами и неправдами обзаводиться разнообразными документами, по которым можно было бы проехать бесплатно. Однако правительственный “ход конем” в виде отмены льгот радикально изменил ситуацию – теперь никакие “ксивы” права на бесплатный проезд не дают. Задача у контролеров существенно облегчилась, поскольку наличие проездного билета проверяется в любом случае, и запросто задурить им голову камуфляжем или красной корочкой уже не получается. Значит ли это, что нам ничего не остается делать, кроме как покорно оплачивать проезд в неуютных, грязных, поломанных вагонах по неоправданно завышенным тарифам? Думается, что нет.
Прежде всего, остановлюсь на одном весьма печальном обстоятельстве – как это ни парадоксально, но контролер на транспорте может действовать даже гораздо более безнаказанно, чем сотрудник милиции. Потому что последний согласно п.93 Устава патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности (утвержден Приказом МВД России от 18.01.1993 г.
N 17), ОБЯЗАН по первому требованию должностных лиц и граждан назвать свою фамилию, место работы и предъявить свое служебное удостоверение для ознакомления, не выпуская его из рук. Согласно ему же, сотрудник милиции в любых условиях должен быть вежливым и тактичным с гражданами, обращаться к ним на “Вы”, свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, а также не допускать споров и действий, оскорбляющих честь и достоинство граждан. Понятно, что в реальности ситуация совсем иная, но сотрудник, не выполняющий указанные требования, тем самым нарушает закон и может быть даже привлечен за это к ответственности.Ничего подобного в отношении “транспортных рэкетиров” не предусмотрено. Бригада “волков” может вас материть последними словами, хватать за шиворот, выталкивать из вагона, а вы даже не имеете права выяснить их фамилии, потому что согласно правилам проезда в пригородных поездах не можете требовать у контролеров НИКАКИХ документов, кроме наряда. Не удивительно, что в таких условиях все чаще приходится слышать даже об избиениях контролерами безбилетных пассажиров.
Однако нет предела совершенству – по некоторым данным, в московской думе уже сейчас высказываются предложения дать контролерам право штрафовать граждан не только за безбилетный проезд, но также за… ПРЕРЕКАНИЯ с ними и невыполнение их требований!
В идеале, конечно, таких “держиморд” нужно самих высаживать из поезда на свежий воздух, как уже иногда бывало в некоторых рабочих поселках. Однако далеко не всегда обстоятельства позволяют это осуществить. Поэтому если вы едете без билета в одиночку и не горите желанием платить штраф, лучше всего просто постараться избежать встречи с контролем.
Как это сделать? Прежде всего, вы должны заметить наряд раньше, чем он заметит вас. Первым признаком приближающегося “шмона” является внезапно возникший поток пассажиров, проходящих через ваш вагон в соседний – собственно, отсюда и пошло выражение “зайцы бегут”. Для большей уверенности можно спросить кого-нибудь из них, действительно ли в поезде находятся контролеры, и в каком вагоне они сейчас (кстати, если вы сами уходите таким образом от наряда, не лишним будет, по возможности, предупредить об опасности других пассажиров). После этого вы встаете, идете в тамбур и на первой же остановке перебегаете по перрону в тот вагон, который “волки” уже прошли. Практика показывает, что бригада, пройдя весь состав, уже не проходит его повторно, а выходит и ждет следующего поезда. Появление же второго наряда в уже проверенной электричке – событие маловероятное, и возможное только при очень дальних поездках, например, в Черусти или Можайск.
Кстати, из вышесказанного следует, что оптимальным приспособлением для перевозки вещей является рюкзак – бежать и ходить с ним гораздо удобнее, чем с сумками.
Если же у Вас много вещей, или вещи слишком громоздки (например, лыжи), или вам просто “в лом” бегать от наряда – тогда, конечно, придется платить. На многих линиях контролеры весьма охотно берут некую “мзду”, по последним данным (2004 – 05), ее размер составляет около 20 рублей с человека. Если же вас едет несколько человек, то вполне можно собрать и “по десятке с носа”. Как правило, это получается гораздо выгоднее, чем оплачивать полную стоимость проезда. К тому же проезд вы оплатите в любом случае, а “мзду” – только, если попадетесь на контроль.
Предвидя в этом месте возражения, сводящиеся к тому, что таким поведением мы якобы будем способствовать распространению коррупции, отвечу, что, во-первых, режим и без того коррумпирован сверх всяких мыслимых мер, а во-вторых, борьба с явлением, объективно этот режим расшатывающим, не входит в область наших интересов.
Как пройти через турникет? Если вы выезжаете куда-либо на выходные – берите самый дешевый билет в пределах одной зоны. Только билет должен быть “туда-обратно”, чтобы потом можно было еще и выйти. Еще лучше - брать билет до ближайшей станции, у которой есть метро (до "Выхино", "Петровско-Разумовской", "Тимирязевской" и т.п., и на обратном пути выходить по этому билету на этой станции. Практика показывает, что в этом случае вы платите 13 рублей (по ситуации на осень 2005), полная же оплата проезда в оба конца может составлять 100 и более – экономия очевидна, даже если на пути придется еще и контролерам “мзду” дать.
Наконец, известное русское правило гласит, что если где-то есть забор, то почти наверняка в нем должна быть дырка. Которая в данном случае может являться обходным путем попадания на станцию, если вы опять-таки не обременены многочисленными или тяжелыми вещами. Нужно только учитывать возможное наличие перронного дежурного и опасность ходьбы по железнодорожным путям, если дырка находится на некотором удалении от перрона. Кстати, за хождение по путям вы тоже можете быть подвергнуты штрафу – прецеденты уже были.
Следует помнить и следующие моменты:
Ну и, наконец, при поездке на большие расстояния, (по крайней мере, в пределах Европейской России) при наличии некоторых навыков вы почти всегда можете с большим успехом бесплатно передвигаться автостопом. Что во многих случаях удобнее, а часто – и быстрее, чем езда на “перекладных” электричках.