Езда без билета

Максим Каммерер

Повышение цен на проезд в общественном транспорте каждый раз вызывает всплеск народной фантазии, направленный на хотя бы частичное облегчение ситуации и экономию собственных средств. В 90-х люди старались всеми правдами и неправдами обзаводиться разнообразными документами, по которым можно было бы проехать бесплатно. Однако правительственный “ход конем” в виде отмены льгот радикально изменил ситуацию – теперь никакие “ксивы” права на бесплатный проезд не дают. Задача у контролеров существенно облегчилась, поскольку наличие проездного билета проверяется в любом случае, и запросто задурить им голову камуфляжем или красной корочкой уже не получается. Значит ли это, что нам ничего не остается делать, кроме как покорно оплачивать проезд в неуютных, грязных, поломанных вагонах по неоправданно завышенным тарифам? Думается, что нет.

Прежде всего, остановлюсь на одном весьма печальном обстоятельстве – как это ни парадоксально, но контролер на транспорте может действовать даже гораздо более безнаказанно, чем сотрудник милиции. Потому что последний согласно п.93 Устава патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности (утвержден Приказом МВД России от 18.01.1993 г. N 17), ОБЯЗАН по первому требованию должностных лиц и граждан назвать свою фамилию, место работы и предъявить свое служебное удостоверение для ознакомления, не выпуская его из рук. Согласно ему же, сотрудник милиции в любых условиях должен быть вежливым и тактичным с гражданами, обращаться к ним на “Вы”, свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, а также не допускать споров и действий, оскорбляющих честь и достоинство граждан. Понятно, что в реальности ситуация совсем иная, но сотрудник, не выполняющий указанные требования, тем самым нарушает закон и может быть даже привлечен за это к ответственности.

Ничего подобного в отношении “транспортных рэкетиров” не предусмотрено. Бригада “волков” может вас материть последними словами, хватать за шиворот, выталкивать из вагона, а вы даже не имеете права выяснить их фамилии, потому что согласно правилам проезда в пригородных поездах не можете требовать у контролеров НИКАКИХ документов, кроме наряда. Не удивительно, что в таких условиях все чаще приходится слышать даже об избиениях контролерами безбилетных пассажиров.

Однако нет предела совершенству – по некоторым данным, в московской думе уже сейчас высказываются предложения дать контролерам право штрафовать граждан не только за безбилетный проезд, но также за… ПРЕРЕКАНИЯ с ними и невыполнение их требований!

В идеале, конечно, таких “держиморд” нужно самих высаживать из поезда на свежий воздух, как уже иногда бывало в некоторых рабочих поселках. Однако далеко не всегда обстоятельства позволяют это осуществить. Поэтому если вы едете без билета в одиночку и не горите желанием платить штраф, лучше всего просто постараться избежать встречи с контролем.

Как это сделать? Прежде всего, вы должны заметить наряд раньше, чем он заметит вас. Первым признаком приближающегося “шмона” является внезапно возникший поток пассажиров, проходящих через ваш вагон в соседний – собственно, отсюда и пошло выражение “зайцы бегут”. Для большей уверенности можно спросить кого-нибудь из них, действительно ли в поезде находятся контролеры, и в каком вагоне они сейчас (кстати, если вы сами уходите таким образом от наряда, не лишним будет, по возможности, предупредить об опасности других пассажиров). После этого вы встаете, идете в тамбур и на первой же остановке перебегаете по перрону в тот вагон, который “волки” уже прошли. Практика показывает, что бригада, пройдя весь состав, уже не проходит его повторно, а выходит и ждет следующего поезда. Появление же второго наряда в уже проверенной электричке – событие маловероятное, и возможное только при очень дальних поездках, например, в Черусти или Можайск.

Кстати, из вышесказанного следует, что оптимальным приспособлением для перевозки вещей является рюкзак – бежать и ходить с ним гораздо удобнее, чем с сумками.

Если же у Вас много вещей, или вещи слишком громоздки (например, лыжи), или вам просто “в лом” бегать от наряда – тогда, конечно, придется платить. На многих линиях контролеры весьма охотно берут некую “мзду”, по последним данным (2004 – 05), ее размер составляет около 20 рублей с человека. Если же вас едет несколько человек, то вполне можно собрать и “по десятке с носа”. Как правило, это получается гораздо выгоднее, чем оплачивать полную стоимость проезда. К тому же проезд вы оплатите в любом случае, а “мзду” – только, если попадетесь на контроль.

Предвидя в этом месте возражения, сводящиеся к тому, что таким поведением мы якобы будем способствовать распространению коррупции, отвечу, что, во-первых, режим и без того коррумпирован сверх всяких мыслимых мер, а во-вторых, борьба с явлением, объективно этот режим расшатывающим, не входит в область наших интересов.

Как пройти через турникет? Если вы выезжаете куда-либо на выходные – берите самый дешевый билет в пределах одной зоны. Только билет должен быть “туда-обратно”, чтобы потом можно было еще и выйти. Еще лучше - брать билет до ближайшей станции, у которой есть метро (до "Выхино", "Петровско-Разумовской", "Тимирязевской" и т.п., и на обратном пути выходить по этому билету на этой станции. Практика показывает, что в этом случае вы платите 13 рублей (по ситуации на осень 2005), полная же оплата проезда в оба конца может составлять 100 и более – экономия очевидна, даже если на пути придется еще и контролерам “мзду” дать.

Наконец, известное русское правило гласит, что если где-то есть забор, то почти наверняка в нем должна быть дырка. Которая в данном случае может являться обходным путем попадания на станцию, если вы опять-таки не обременены многочисленными или тяжелыми вещами. Нужно только учитывать возможное наличие перронного дежурного и опасность ходьбы по железнодорожным путям, если дырка находится на некотором удалении от перрона. Кстати, за хождение по путям вы тоже можете быть подвергнуты штрафу – прецеденты уже были.

Следует помнить и следующие моменты:

    1. Наряд в электричке (в отличие от контролеров в автобусах!) не будет выходить вслед за вами из поезда и “продолжать разборку”, угрожая сдать милиции и т.д. Однако на крупных станциях (особенно, если между вами уже возник конфликт) это правило может и не сработать.
    2. Контроль может вызывать наряд милиции, сопровождающий поезд, но, как правило, делает это только при открытом обострении конфликтной ситуации. Поскольку наряд, скорее всего, будет идти из головного или хвостового вагона, то у вас еще будет время на то, чтобы экстренно покинуть поезд на ближайшей остановке.
    3. Высадить "зайца" из поезда контролер имеет право только на тех станциях, на которых есть здание вокзала.
    4. Контролер – женщина часто бывает гораздо более агрессивной, чем контролер – мужчина. В этом случае особо остерегайтесь провокаций с ее стороны – при любом “силовом контакте” в глазах окружающих вы всегда будете выглядеть виновным.
    5. Перронный контроль более опасен, чем контроль на маршруте. Во-первых, у него больше возможности взаимодействия с милицией, поскольку на всех крупных станциях есть свои отделения. Во-вторых, к перронному контролю часто привлекают головорезов из всяческих ЧОП, которые любят поиздеваться над человеком просто для удовольствия.
    6. Чем дальше идет электричка – тем больше вероятность нарваться на контроль. На александровских или тверских поездах она почти стопроцентная. И наоборот – практически не проверяются электрички, пункт назначения которых находится недалеко от Москвы (Лобня и т.д.), и большинство остановок на маршруте которых уже оборудовано турникетами.
    7. После того, как большинство остановочных пунктов рядом с Москвой оборудовали турникетами, контроль, как правило, осуществляется на “средних” перегонах. К примеру, на Ярославской дороге встретить контроль до Мытищ очень и очень маловероятно, а вот между Пушкино и Софрино он ходит чаще всего.

Ну и, наконец, при поездке на большие расстояния, (по крайней мере, в пределах Европейской России) при наличии некоторых навыков вы почти всегда можете с большим успехом бесплатно передвигаться автостопом. Что во многих случаях удобнее, а часто – и быстрее, чем езда на “перекладных” электричках.