Автобусные перевозки оказались выгодным делом.

Нарастает конкуренция на городском транспорте между частными

компаниями - перевозчиками и муниципальными. Частники объединились в

ассоциацию с целью добиться от городских властей того, чтобы

вновь открывающиеся коммерческие маршруты не дублировали существующие

(по крайней мере на треть), а также снижения различных поборов.

В нашем городе становится все больше автобусных маршрутов, по

которым курсируют ПАЗики с трехзначными (начинающимися на четыреста)

номерами рейсов. Все они обслуживаются частными компаниями, которым

обычно принадлежит инициатива по разработке новых маршрутов. При этом

мэрия, как говорят частники, обычно соглашается на те маршруты, где

не работает муниципальный транспорт, а утвердив их, часто отдает

другим. "Нас сталкивают лбами, а нам хотелось бы, чтобы были

нормальные договоренности," - говорит Олег Скулкин, владелец

одноименного ЧП, член ассоциации.

Что касается поборов, то мэрия обязывает частников платить деньги на

содержание остановок и автоматической системы учета рейсов. За учет

частники платят около четырех рублей в час с одного автобуса, плюс

3800 рублей за рацию, которая должна быть установлена в каждом

автобусе для связи с контрольным пунктом (если автобус выбивается из

графика движения больше чем на три минуты, график движения считается

нарушенным, за что власти могут наказать). Перевозчики хотят, чтобы

система контроля стоила дешевле, тем более, что муниципальная

"Городская транспортная компания" отказалась платить за нее,

переложив содержание на частников.

Те, кто не вошел в ассоциацию (это три крупных перевозчика), считают,

что некоторые водители намеренно нарушают график движения, ездят без

раций, и оснований для спора с мэрией нет.

Плоды конкуренции

Между тем конкуренция муниципального и частного транспорта уже дала

свои положительные результаты не только в виде появления новых

маршрутов, но и снижения цен на некоторых из них. Речь идет о

Нововятске и Захарищеве - где стоимость поездки упала до трех и пяти

рублей соответственно. Так, муниципалы возили до Захарищево за 13

рублей, а Леонид Каргапольцев в июне не только снизил цену до пяти

рублей, но и продлил маршрут так, что пенсионеры из Захарищева могут

за пять рублей съездить аж до молокозавода, где рядом и хлебозавод, и

хладокомбинат.

Самый крупный частный перевозчик - компания "Вятка-авто-ас" в июне

предложила пенсионерам и инвалидам бесплатный проезд по 476-му маршруту

(до Нововятска). Сколько на этом потеряет фирма, руководство не

сообщает. На вопрос "ВН" директору "Авто-аса" Сергею Коптеву, для

чего вы берете на себя расходы, которые должны нести федеральные

власти, Сергей Леонидович ответил, что "кто-то должен это делать, раз

государство не может обеспечить своих стариков".

Впрочем, возить бесплатно чиновников и работников правоохранительных

органов частники отказываются, предлагая государству самому

оплачивать их льготы.

Вера ЯКУБОВИЧ

••

Хозяева

Люди, организовавшие самые крупные на сегодня фирмы-автоперевозчики, -

директор "Авто-аса" Сергей Коптев и директор ООО "Линия-Авто" Леонид

Каргапольцев работали в "Автолайне".

С 2001 года число коммерческих перевозчиков возросло до пятнадцати. Среди

них 13 чепистов и два юрлица. Владельцы предприятий - в прошлом сами

водители, бывшие работники милиции, пожарники. Часто чеписты объединяют

нескольких владельцев автобусов, которые одновременно являются и

водителями. Таким образом, создаются предприятия так называемого

"народного капитализма", где владельцы средств производства и

обслуживающие их рабочие - одни и те же лица.

Автобусы

В распоряжении коммерческих автоперевозчиков - 220 машин - это чуть

больше трети от всего парка городского автотранспорта (всего в

Кирове 590-600 автобусов и троллейбусов). Однако количество

перевозимых пассажиров составляет только 10,5% от общего

пассажиропотока.

Самая рапространенная марка - ПАЗ, стоит 430-440 тысяч рублей. ЛИАЗы

есть только у "Вятка-авто-ас" (они стоят 1,8 млн). "Авто-Ас" каждый

месяц покупает по новому автобусу. В настоящее время их уже 83.

Количество машин у других фирм колеблется от 35 до 6. Приобретаются

они чаще всего по лизингу.

Выручка

У муниципалов - 220 рублей в час. "Вятка-авто-ас" зарабатывает в

час в среднем 320 рублей, другие - поменьше. Хотя частники возят в

основном на автобусах гораздо меньшей вместимости - "ПАЗах" и

"Газелях"

(45 и 11 человек соответственно против 110 человек на

муниципальном ЛИАЗе или МАРЗе). Правда, они, за некоторым исключением,

не возят льготников или возят за три рубля.

Зарплата

У водителей в среднем до 7 тысяч летом (зимой - выше). У кондукторов - до

шести. Почти все получают проценты от выручки или прибыли.

Рентабельность

Около 10-15%. Здесь экономят на всем: минимальный штат (в отличие от

муниципалов, где огромное количество ИТР, совмещение профессий),

общие ремонтные цеха.

Годовой оборот

На всех частников - около 200 миллионов рублей без учета лизинговых

операций по покупке автобусов. У муниципалов, по словам начальника

транспортного управления кировской мэрии Валерия Кропачева, с

появлением частников обороты упали.

•• Сначала был "Автолайн"

Так называемый коммерческий транспорт, или извоз граждан,

осуществляемый частными компаниями (не путать с такси), в Кирове

появился в 1996 году. Первым в этом деле стала компания "Автолайн",

предложившая кировчанам ездить по городу в "Газелях". Тогда

автолайновцы дублировали маршруты городских автобусов.

С 1998 года управление по работе городского транспорта предложило

этой компании осваивать новые маршруты. Однако, вскоре "Автолайн"

стал утверждать, что они не приносят доходов, и вернулся на старые.

В конце концов городские власти отказались продлевать договор с этой

компанией, и в настоящее время "автолайновцы" работают без договора.

Больше двух лет назад у "Автолайна" сменился собственник: Николай

Ганжела, представляющий теперь интересы "Росспиртпрома", продал

компанию Константину Огибалову.

(газета Вятский наблюдатель”)