КОЛЛАПС ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
70% трамваев и троллейбусов остановлены в Нижнем Новгороде. Полностью ликвидировано
трамвайное сообщение в Дзержинске
Своеобразные «подарки с барского
плеча» получили к Новому 2016 году жители Нижегородской области. С 17 декабря
продажные власти г. Дзержинска полностью прекратили
трамвайное движение в городе.
Показать полностью.. Городской думой решено списать на металлолом все рельсы и
вагоны, с 1933 года работавшие на шести городских маршрутах, штат сотрудников
распустить. При этом чиновники ссылались на 100-процентную изношенность
подвижного состава и инфраструктуры и присутствие в городе частных
перевозчиков.
Не прошло и двух недель, как уже
28 декабря в областном центре, городе-миллионнике
Нижнем Новгороде 70 процентов трамваев и троллейбусов не вышли на привычные
маршруты. Полностью встали трамваи депо №3 Автозаводского района и частично -
других парков, работавшие на маршрутах №№ 3, 5, 6, 7, 8, 19, 21, 22 и 28.
Маршрут №417 был сокращен. Также прекращено движение троллейбусов №№ 2, 3, 4,
5, 8, 11, 12, 13, 14, 16, 22 и 31. Несколькими годами ранее в городе уже было
прекращено движение трамваев по маршрутам №10, 11, 26 и некоторым другим,
разобраны трамвайные пути по ул. Советской и Канавинскому
мосту, но тогда это было сделано с предупреждением жителей, теперь же всё
произошло неожиданно для всех. В десятиградусный мороз жители, которые не
получали никаких уведомлений о предстоящем прекращении движения привычного
городского транспорта, напрасно по часу стояли на остановках. Изрядно
промёрзнув, обладатели проездных билетов, ставших бессмысленными бумажками,
вынуждены были добираться до дома и по делам пешком либо на маршрутных такси,
повторно оплачивая свой проезд.
Тем временем журналисты сообщили
ещё одну новую неприятную новость: вскоре за наземным электротранспортом в
Нижнем Новгороде могут встать и автобусы. В этот же день 28 декабря поставщик
топлива для государственных автотранспортных предприятий заявил, что из-за
накопившихся долгов прекращает заправлять автобусы. Поскольку заправка по
старой схеме стала невозможной, бензин транспортники временно закупают за
наличные - ежедневную выручку - у других поставщиков. Очевидно, что эта мера
продиктована стремлением властей сохранить видимость того, что ситуация «под
контролем». Совершенно ясно, что на топливо не могут идти все средства,
полученные от ежедневной выручки: нужно платить зарплату сотрудникам и
регулярно поддерживать в пригодном состоянии автобусы, которые регулярно
выходят из строя.
Проблемы, вызванные транспортным
коллапсом, затрагивает сотни тысяч нижегородцев. Они связаны с множеством
других проблем, вызванных системой в сфере ЖКХ (жителей заставляют платить новые
огромные поборы «за капремонт»), образования (продолжается «оптимизация», то
есть закрытие школ и детских садов), медицины (в минувшем году больницы уже
прекращали приём пациентов, ссылаясь на то, что бюджетные деньги закончились) и
т.д. Но мало ещё кто выступает с протестом, немногочисленные общественные
активисты сталкиваются с преследованиями со стороны правоохранительных органов.
Проблемы жителей не сильно
тревожат представителей власти: среди депутатов полно крупных собственников и
банкиров, чей бизнес успешно процветает. Уголовные дела против коррупционеров
возбуждаются, но фамилии тех, кто отстранён от должности, можно пересчитать по
пальцам. С трудом можно найти свежий пример того, чтобы какой-либо чиновник
высокого ранга оказался за решёткой. Так, например, фигурант нескольких
уголовных дел О.В. Сорокин сменил пост главы города на депутатское кресло.
Отстранённый от должности в связи с уголовным преследованием бывший министр
поддержки и развития малого предпринимательства Нижегородской области Д.И. Лабуза в 2015 году получил не тюремный срок в 7 лет, а
новую «хлебную» должность заместителя генерального директора водоканала.
Похожая ситуация наблюдается и в транспортной отрасли, где в последние годы
творится кадровая чехарда. А страдает народ. К сожалению, по-другому при
капитализме и не может быть, ведь общественная собственность распродана,
электросети и топливо находятся в одних частных руках, городская власть в
других, инструменты влияния – у тех, кто стоит на службе у капитала.
Возвращаясь непосредственно к
общественному транспорту, стоит отметить, что если не воровать в огромных
масштабах, то всё может выглядеть совершенно по-другому. И удачные примеры есть
даже в нашей современной действительности. В последние годы тарифы на проезд в
государственном и муниципальном общественном транспорте росли запредельно. Уже
не один год жители платят по 20 рублей за каждую поездку в трамваях,
троллейбусах и автобусах, в то время как даже некоторые частные перевозчики,
например, член КПРФ предприниматель Каргин, сохраняют тариф по городу на 5
рублей меньше установленного властями — на уровне 15 рублей за поездку. Работа
его маршрутного такси №71 поставлена отлично: в течение нескольких лет автобусы
подаются с завидной регулярностью как в течение дня,
так и в ночное время, действуют льготы и проездные билеты. Но, к сожалению,
подобные примеры представляют собой исключение из правил и, разумеется,
вызывает активное противодействие крупных монополистов и властей. Порядок в
городском хозяйстве диктует интерес скорой и большой наживы. В час пик старые
автобусы и маршрутки переполнены, люди платят сверх меры за низкокачественный
сервис, потому что у большинства населения нет другого пути, чтобы добраться на
работу и домой. После 21 часа по городу трудно передвигаться, т.к. общественный
транспорт уходит в парк, а после 23:30 доступными остаются только частные
извозчики и такси. Эта картина позволяет сделать вывод, что официально
установленные цены на общественный транспорт завышены как минимум на четверть,
созданная в советское время система городского транспорта разваливается, а
прикормленные властями монополисты не учитывают интересы и потребности горожан,
в погоне за прибылями никак не насытятся. И продолжают испытывать терпение
народа.
В сложившихся условиях, когда 70
процентов городского электротранспорта встало, власти вместе с поставщиками
топлива судорожно ищут выход из ситуации, грозящей социальным взрывом, и
стремятся сохранить остатки репутации. Чиновники заявляют, что «проблемы
решаются» и, по официальным сообщениям, обговаривают график дальнейших платежей
энергетикам. Но стоит посмотреть на записи со спешно созванной
пресс-конференции главы департамента транспорта, как становится очень грустно.
Уж больно его оправдания похожи на детский лепет. Становится
очевидно, что он не только не может решить возникших проблем, он снимает с себя
ответственность. В частности, он заявил: «Энергокомпания
дала нам время с 12.00 до 14.00, чтобы мы убрали транспортные единицы с дорог
города. Сейчас об этой ситуации мы доложили руководству администрации Нижнего
Новгорода и губернатору Нижегородской области. Мы создаем новый график
платежей... Хочу заверить жителей города, что ограничение электроэнергии на
тяговые подстанции МП "Нижегородэлектротранс"
- это временная мера в условиях тяжелой экономической ситуации». При этом
власти и прикормленные ими журналисты лицемерно заявляют, что жителям не
придётся ходить пешком, ведь в городе пока продолжают работать некоторые
троллейбусы, трамваи и автобусы, а также частные перевозчики и маршрутные
такси.
Стоит отметить, что о «сказку» о
«тяжёлой экономической ситуации» власти рассказывают народу уже более 25 лет,
начиная с перестройки. Но это не мешает продолжать обогащаться кучке
миллионеров и представителям власти. И разрешить эту ситуацию может,
соответственно, не «оплата долгов», а только решительный разрыв с той
преступно-воровской системой, которая утвердилась у нас в результате
приватизации и грабительских реформ.
Казалось бы, в данной конкретной
ситуации всё довольно просто, и можно найти крайних: власти не перевели деньги
на счёт поставщиков электроэнергии и топлива, а те в свою очередь решили
отыграться на жителях. Стоит заплатить долг, и всё будет по-старому. Но нет. Не
будет. Не найдут крайних. Никого не посадят. И даже, вероятно, не отстранят от
должности. И развал транспортной системы не остановит никто. Никто, кроме нас –
жителей и активных граждан.
Защитники трамваев — обычно из
числа экологов — зачастую обращают внимание на такой момент: трамваи пережили все проблемы последних 70 лет, в том числе Великую
Отечественную войну, но почему-то не могут сохраниться в нынешних условиях. Для
понимания этого «странного» обстоятельства не помешает вспомнить опыт
построения и функционирования советской системы. В СССР многих нынешних проблем
не было в принципе — благодаря общенародной собственности и особой системе
управления, в центре которой стояли Советы рабочих депутатов, власть
принадлежала трудовому народу. Именно поэтому даже в самые трудные годы
строились новые дома, заводы, линии общественного транспорта и многое другое,
сохранялась система социальной защиты населения, а проезд на трамвае стоил 3
копейки.
Истинная причина транспортного
коллапса – в утвердившемся в России грабительском монополистическом капитализме
и коррупции, которая процветает пышным цветом. Несмотря на заявления и обещания
властей, опираясь на опыт Дзержинска и ряда других
городов, где трамвайное движение развалено полностью, нельзя исключать полного
прекращения движения отдельных видов муниципального общественного транспорта и
в Нижнем Новгороде. Трамвайные хозяйства уже прекратили своё существование в
Архангельске, Астрахани, Воронеже, Грозном, Иваново, Рязани и других городах,
общая протяжённость трамвайной сети страны сократилась на 8 %. Численность
парка уменьшилась более чем на треть, при этом 75 % вагонов эксплуатируются
более 15 лет. Эти данные убедительно показывают: пора положить конец иллюзиям,
что власти, наконец, возьмутся за свои прямые обязанности и
будут действовать эффективно — не в своих интересах, а в интересах народа, и
будут должным образом вести работу городского транспортного хозяйства. Это
сможет сделать только сознательный, организованный трудовой народ.
Конечно, это не простая задача —
вводить общественный контроль за деятельностью
властей, а в перспективе — утверждать общественную собственность на предприятия
и инфраструктуру в отраслях энергетики, топлива, транспорта, связи и других. Но
нужно решительно действовать, иначе не дождёшься перемен к лучшему. Надо начать
с себя: занять активную гражданскую позицию и заявить о ней. Только так,
наращивая своё влияние на решение хозяйственных проблем, удастся решить
проблемы городского общественного транспорта и многие другие.
Антон Т.,
Нижний Новгород