Про железнодорожных контролёров

 

Сейчас я расскажу историю, после которой принципиально не плачу за проезд в электричке. В марте 2007 года я ездил в город Климовск Московской области, чтобы подать уведомление на проведение там митинга. И в порядке исключения решил честно оплатить проезд туда и обратно – был в то время только что из больницы после операции, т.е. не в том состоянии, чтобы бегать от контролеров. Ну так вот, мало того, что именно в тот раз по закону подлости ни туда ни обратно контролеров не было, но еще и по дороге туда поезд где-то застрял и прибыл на место на час позже, когда администрация уже закрылась. Так логичен вопрос – а за какой такой сервис мы должны платить РЖД? За постоянные изменения расписаний? За многочасовые «перерывы» в дневное время? За переполненные вагоны в час пик? За незаконные турникеты?

Общественный транспорт в России сегодня фактически уничтожен. Автобусы-троллейбусы-трамваи в Москве оборудованы турникетами (что сводит на нет их существование), а в остальных городах заменены маршрутками «без льгот», которые по карману не каждому. Метро существует не везде. До сих пор пригородные электрички остаются для немалой части населения доступным городским и междугородним транспортом. И вот эту доступность власти и хотят уничтожить. Одно из средств уничтожения этой доступности – это железнодорожные контролёры.

Что делать, когда они вошли в вагон, где вы едете?

До некоторых пор стандартным решением вопроса было – откупиться от контролеров. До 2001-2002 гг достаточно было 10 рублей, затем в течение какого-то времени брали 20. Однако сегодня запросы их выросли непомерно. Например, на электричке «Москва-Петушки» стандартная такса на лапу контролеру составляет 50 рублей. Что, в принципе, выгодно тем, кто ездит далеко – билет от Москвы до Павловского Посада до последнего повышения стоил 96 рублей, а на автобусе или маршрутке – не меньше 100). Если предлагать контролерам меньше – то делают оскорблённое лицо и требуют платить полную стоимость. Квитанцию при этом либо вообще не дают, либо выдают на меньшую сумму. Нет, мы, конечно, понимаем, что у контролёров тоже есть семьи и дети и они тоже хотят кушать – но, пожалуйста, не за наш счёт! Если недовольны своим денежным содержанием – то пусть вступают в боевой профсоюз РПЛБЖ и борются за повышение зарплаты.

Правда, вступлению в боевой профсоюз РПЛБЖ контролёрам может помешать одно обстоятельство. Дело в том, что железнодорожные контролёры… не являются работниками железной дороги! Для контроля проезда МЖД привлекает сторонние конторы. На Ярославском и Курско-Горьковском направлениях, например, это ООО «Транссервис». На станции Петушки «перронный контроль» осуществляет ООО «Магистраль-сервис». Везде этот «сервис» очень навязчивый. В тех же Петушках, например, этот «перронный контроль» проверяет билеты не только у тех, кто заходит на платформу (что было бы логично), но и у тех, кто просто находится на платформе. Как будто он уже едет! А вот на Рижском направлении проверку билетов осуществляет ЧОП «Кутузов». Именно ЧОП!

Поскольку платить теперь накладно, то большинство пассажиров спасаются от контролеров другим способом. Кто хоть раз ездил на электричках, тот знает. Путем перебежки по платформе в тот вагон, откуда контролёры уже ушли. Теперь все к этому относится спокойно: увидел контролёра – спокойно совершаешь пробежку и едешь дальше. Машинисты в большинстве случаев относятся с пониманием и не закрывают двери до тех пор, пока все не успеют войти. Во-первых, жива память о том, как пару лет назад машиниста сделали крайним за то, что пассажира насмерть зажало закрывающимися дверями. Во-вторых, сознательные машинисты поддерживают протестные действия  пассажиров. Бывают, конечно, и исключения. Есть, например, один вредный машинист на Савёловском направлении. Это, наверно, тот самый, который хвастался, что ему «товарищ Старостенко персональный оклад платит».

Если в военном деле постоянно соперничают между собой снаряд и броня, то и на железной дороге обе стороны изобретают новые хитрости. В ответ на тактику пробежек контролёры изобретают новые и новые технологии. Вот, например, на ленинградском направлении контролёры ходят двумя бригадами (численность которых достигает аж 8 человек – по 4 на вагон!). Одна бригада ходит по четным вагонам, другая по нечетным. Смысл затеи в том, что так вам придется бежать по платформе не через один вагон, а через два, и тут вы рискуете не успеть. Секрет успеха – оказаться между этими двумя бригадами. Одна, допустим, в первом вагоне, другая – во втором. Вы заходите в ту часть второго вагона, которую вторая бригада уже проверила. Первая бригада, закончив свой вагон, пройдет мимо вас сразу в третий. На том же Ленинградском направлении однажды эти две бригады шли из головы и хвоста поезда навстречу друг другу. Ну это уже беспредел.

А на Павелецком направлении, например, ходят бригады контролеров из 4 человек. Двое из них проверяют билеты, а двое других бегают по вагонам за теми, кто перебежал по платформе в уже пройденный ими вагон. Но эта хитрость срабатывает только 1 раз: после второй пробежки зайцы понимают, что бегать надо быстрее.

Или еще интересная зарисовка с Горьковского направления.  Переполненный вагон. Большинство «зайцев» спокойно перебежали (при этом, правда, лишившись сидячих мест, если не догадались их занять), а особо наглых, кто остался, контролер увещевает: встаньте с места, вон человек заплатил за проезд, почему он должен стаоять! То есть власть уже не возражает даже против большого количества зайцев, понимая, что с этим бороться бесполезно, поэтому предлагает делить пассажиров на платежеспособных белых людей и неплатежеспособное быдло. Пусть и те и другие ездят, но с разным уровнем комфорта.

Иногда со стороны поборников обязательной оплаты проезда можно услышать такой ханжеский аргумент: мол, от контролеров бегают (через турникеты прыгают) не какие-то бомжи, а вполне на вид платежеспособные люди, прилично одетые, разговаривающие по мобильным телефонам – значит, на мобильник у них деньги есть, а на оплату проезда – нет?

Да. Даже если я, например, при ежедневных поездках на электричках буду  брать билет только до первой зоны для прохода через турникет (и обратно – для выхода) – то в ценах 2008 года это будет 38 рублей в день. На мобильник я обычно трачу меньше. Казалось бы, 38 рублей вдень – это мелочь? Но в месяц-то получается 1140! Казалось бы, тоже немного? Ага, отдай 1100 за ежемесячную транспортную карту в метро, еще 1100 – за проездной только в рамках первой зоны, еще несколько подобных обязательных платежей из каждой зарплаты. А жить на что?

Ханжа, прочитав выше упоминание про проездной на метро, скажет: ага, так за метро-то ты всё-таки платишь, так почему же не платишь за электрички? Ну, во-первых, была бы возможность не платить за метро – не платил бы. 22 рубля – это тоже беспредел в натуре. Однако теперь, когда везде видеокамеры, это сложнее. Правда, за эти 22 рубля можно (по крайней мере пока!) ездить по всему метро и не надо платить за выход. Но главное – в метро я по крайней мере знаю, за что плачу. Входя в метро, я могу быть с 99%-ной вероятностью уверен, что вовремя доеду до нужного места. А вот на электричках мне этого никто не может гарантировать. Мало того, что ежедневно меняется расписание (особо изощренная форма изменения расписания – когда нужный тебе поезд не опаздывает, а уходит раньше срока, и ты узнаёшь об этом, только когда поезд уже ушел). Мало того, что совершенно официально с 10-00 до 13-00 ты никуда не сможешь уехать, потому что в этом интервале времени все поезда «только по выходным». Даже если ты заблаговременно изучил все изменения в расписании на сегодняшний день – нужный тебе поезд может запросто не прийти или задержаться, причем ни в каких расписаниях и изменениях это будет не отражено. Так за что же тут, извините, платить?

Еще во времена забастовки РПЛБЖ в апреле 2008 года машинисты высказывали такую идею: потребовать от государства выделить крупные средства на приведение пригородного железнодорожного хозяйства в нормальный вид. Чтобы на поездах было по крайней мере не страшно ездить и чтобы по ним можно было часы сверять, как при Кагановиче. И пока это сделано не будет – до тех пор вообще отменить плату за проезд. И это было бы разумно. Так и надо сделать после революции.

А когда электрички будут приведены в нормальный вид – то что же – опять восстанавливать плату за проезд? Ну… посмотрим. Пока эта долгая задача будет решаться – может, к тому времени уже коммунизм наступит.