Как нас обманывает Московское метро

Сегодня я хочу поговорить о нашем Московском метро. Я 2 года занимаюсь арендой коммерческой недвижимости. И могу заявить с уверенностью, что проезд в Московском метро можно снизить в 2 раза до 14 рублей, без ущерба для бюджета. И это только за счет «Подсобно-вспомогательная, коммерческая и прочая деятельность», которая согласно официальному отчету составляет 3,6% от общих доходов в 2009 году. 

Я не буду касаться Гаева, его доходов от «изобретательской» деятельности и 112 миллионов рублей, об этом много говорилось. Поверьте это копейки, вершина айсберга. (Когда я сдавал декларации в налоговую инспекцию, я использовал сходный прием, делал арифметическую (небольшую) ошибку в реестре расходов - инспектор ее находил, радовался, выписывал мелкий штраф и был очень доволен, может даже премию получал, но зато не лез дальше... А там мягко скажем бардак).

Не буду касаться темы проверки Счетной палатой, только несколько цитат: «Счетная палата представила окончательные итоги проверки деятельности прежней московской администрации в области транспорта. По сравнению с предварительными результатами общая сумма нарушений уменьшилась с 230 млрд руб. до 215,9 млрд руб. Однако выросло число фактов нецелевого использования бюджетных средств и должностных злоупотреблений, которое в финансовом выражении составило 10,8 млрд руб.»,  «...Кроме того, Контрольно-счетная палата Москвы намерена дополнительно проверить тарифы метро. По словам представителей Счетной палаты, за последние три года доходы Московского метрополитена выросли на 39%, в то время как объем перевозок упал на 200 млн человек. Строительство одной из станций метро - Кожуховской - было произведено с превышением сметы в 220%, что сделало ее самой дорогой станцией столичной подземки. Всего по Люблинско-Дмитровской линии метро смета была превышена почти на 20% - более чем на 300 млн руб. В среднем по метрополитену перерасход средств еще выше - 32%. По информации «Маркера», Счетная палата готовит обращение в Генеральную прокуратуру и МВД с просьбой провести контрольные мероприятия по итогам проверки...»

Здесь, в основном нарушения по статье финансирования ежегодных капиталовложений в новое строительство, что осуществляется за счет субсидий Московского бюджета и немного Федерального. Поэтому Счетная палата РФ и Контрольно-счетная палата Москвы больше там и копают. Это о завышении строительных смет на 32%.

Я хочу поговорить о статье «Подсобно-вспомогательная, коммерческая и прочая деятельность» - что это? А это доходы от аренды, рекламы и прочей деятельности. И сколько же получает Московский метрополитен от этой деятельности?

Согласно годовому отчету  http://www.mosmetro.ru/documents/10260/2009.pdf или лучше прочитать статью Григория Гриценко «Финансовые тайны московского метрополитена» от 10 февраля 2011

 http://www.polit.ru/author/2011/02/10/metro.html

«...В открытых источниках не сообщается, какая прибыль (или убыток) получена в том или ином хозяйственном году и каков объем затрат на содержание и эксплуатацию подземного города..ормально руководство метрополитена имеет на это право, так как московское метро, так же как и метро в других городах России, является государственным унитарным предприятием (ГУП), и поэтому, в отличие от акционерных обществ, не обязано публиковать результаты своей финансово-хозяйственной деятельности... Финансовые результаты деятельности метрополитена скрываются от широкой общественности ничуть не хуже военных секретов. Поэтому нам не остается ничего иного, как попытаться вычислить их на основе той скудной информации, которая содержится в годовых отчетах московского метро...»

Я не буду приводить полную статью здесь Г.Гриценко на основе информации из годовых отчетов рассчитывает доходы и расходы Московского метрополитена за 2008, 2009, 2010 года. Один минус он берет за основу 2008 год предкризисный. И на его основе делает анализ. Результат по 2009 и 2010 году будет с поправкой на кризис. Если мы сильно ошиблись, надеюсь нас поправит Московский метрополитен. Таким образом, выручка от продажи билетов в 2010 году составила 41 млрд. руб., в 2009 году - 34 млрд. руб., и в 2008 году - 26 млрдуб.

Структура доходов Метро, на официальном сайте, к примеру за 2009 год такова.

 Доходы от перевозки пассажиров                                                                 62,9%

Субсидии на реализацию мер социальной поддержки

отдельных категорий граждан по оплате проезда                                        33,5%

Доходы от подсобно-вспомогательной

коммерческой и прочей деятельности                                                           3,6%

 В суммовом выражении это будет выглядить так в миллиардах руб. за 2009 год.

Доходы от перевозки пассажиров                                                                  34

Субсидии на реализацию мер социальной поддержки

отдельных категорий граждан по оплате проезда                                        18

Доходы от подсобно-вспомогательной

коммерческой и прочей деятельности                                                           2

 Получается что Московский метрополитен за рекламу, аренду и прочую деятельность заработал в 2008 году - 2 млрдуб., в 2009 году - 2 млрд.руб., в 2010 году - 3 млрд.руб.

Согласно ИА "Альянс Медиа" по материалам Outdoor.Ru читаем: " ...   Доходы Московского метрополитена от размещения рекламы можно увеличить минимум на 10-20%, заявил председатель Контрольно-счетной палаты (КСП) Москвы Виктор Двуреченских. По его словам, сейчас ООО «Олимп», семь лет назад получившее право эксклюзивно размещать рекламу в метро, отчисляет городу 680 млн руб. в год, или одну треть своей выручки. Доходы можно увеличить, для этого необходимо изменить схему размещения рекламы в подземке и сдавать подрядчикам не сами стены, как это происходит сейчас, а рекламные конструкции, объяснил Виктор Двуреченских.

Деятельность «Олимпа» вызвала у аудиторов и другие вопросы: КСП обнаружила в метро 431 незаконно установленную крупногабаритную рекламную конструкцию.

Чиновник правительства Москвы заявил, что реформа наружной рекламы в метрополитене непременно пройдет: в мэрии сейчас внимательно изучают выводы КСП Москвы. Вопрос появления под землей нескольких операторов вместо одного прорабатывается, добавил он. Договор комитета по рекламе правительства Москвы и ГУП «Московский метрополитен» с «Олимпом» истекает в июне 2011 г.

«Олимп» в 2002 г. учредили крупные рекламные компании - «Метрореклама», «Максима», «ТВ-проект» и «Альмакор», выигравшие конкурс правительства Москвы на размещение рекламы на разных линиях метрополитена и решившие объединиться. В 2003 г. мэрия продлила договор еще на год, а в 2004 г. - до 2011 г. Это не понравилось ФАС, которая в 2006 г. возбудила дело о нарушении правительством Москвы закона «О конкуренции» и предписала отменить постановление. Правительство Москвы успешно оспорило это решение в суде, и «Олимп» продолжил работу. На метрополитен, по оценке компании «ЭСПАР-Аналитик», приходится около 15% объема наружной рекламы Москвы, который в 2010 г. составил 16 млрд руб. (выручка «Олимпа» в 2009 г., по данным «СПАРК-Интерфакс», - 1,8 млрд руб.).» Я не знаю какая сумма входит в данную статью от рекламы, но возьмем 700 млн.руб. Что на вскидку занижено на несколько миллиардов, а не на 10-20%, как они считают.

 Что у нас остается на доходы от аренды 2008 - 1,3 , 2009 - 1,3 , 2010 - 2. Вот от этих цифр мы и будем исходить.

 Теперь смотрим сколько стоит аренда киоска в переходе метро. Несколько примеров по информации из сайтов Slando.ru, cian.ru

  1. Аренда торгового павильона в переходе метро Пражская, 5 кв.м. (150 000 руб.)

http://nedvizhimost.slando.ru/moskva/arenda-torgovogo-pavilona-v-perehode-metro-prazhskaya_P_34047956.html?nrk=RU-MOS&search_terms=%D0%B2%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B5%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE

  1. Сдам павильон 5м2 в пеш. переходе, мовослободская (120 000 руб.)
  2. Сдаю павильон 5 кв.м. под ТОРГОВЛЮ, ЦВЕТЫ  на Пушкинской пл., у м. Пушкинская- 120 000 рублей.

И свободных мест не бывает, в чем Вы всегда можете убедится сами входя в метро. От таких сумм аренды - завышенные в несколько раз товары в переходах метро.

 Ну и так далее, цены варьируются от 70 000 рублей до 500 000 рублей за аренду киоска в месяц. Безумные суммы.
Берем дальше для примера станцию метро Лубянка. Считаем, на ней находятся 40 маленьких киосков от 4 до 8 кв.м. и 18 больших до 20 кв.м. Станция Лубянка это центр, но проходимость там средняя. Возьмем сумму аренды за маленькие - 80000 рублей, за большие - 160000 рублей/ в месяц. И получим, что станция дает с аренды в месяц 6080000,0 рублей в месяц. Плюс еще есть на каждой станции банкомат, терминалы оплаты, киоск фотоуслуги, газетные автоматы, билетный киоск - добавим еще 500000 рублей. А еще есть земли на поверхности, и большие павильоны встроенные в выходы станций метро ( как на мходненская, м.Текстильщики и т.д.). И получим итог по станции от 5 до 10 млнуб. Огромные деньги.
Смотрим количество станций по г. Москве - 182 станции.
Умножаем на сумму дохода со станции в среднем 5 млнуб. ( есть станции почти без арендных мест), получаем 925 млн.руб. в месяц, 11,1 млрд.руб в год.

11 000 000 000 рублей в год

Доход только от одной аренды занижен почти в 10 раз.

Это 33 % процента сборов от продажи билетов.

Кто же получает эти сверхдоходы? Вопросы организации работы киосков в переходах станций метро находятся в ведении ООО «ДЕГАМА» (г. Москва ул. Вятская 64,стр.1. Генеральный директор Валейчик С.В., тел.797-89-00).

Такая небольшая фирма с миллиардными оборотами.
Давайте перепроверим. На каждом киоске висит разрешение с номером от ООО»Дегама». Возьмем их количество 10000 х 100 тысяч = 10 млрдуб. и плюс надземные, газетные, банкоматы - и придем примерно к той же цифре. Мы изыскали дополнительно 9 - 10 млрублей по статье, которая составляет 2-3% ( мы не учитывали рекламу) в структуре доходов.

 

Михайлов Геннадий 16.05.2011

Источник - http://forum-msk.org/material/economic/6294973.html