Московское метро
впервые со времен войны потеряло часть пассажиров
2009.05.16
Московский метрополитен, который
15 мая отметил свой 74-й день рождения, впервые за послевоенные годы столкнулся
с системным снижением пассажиропотока, сообщил РИА «Новости» начальник
столичной подземки Дмитрий Гаев.
По его словам, за первый квартал
этого года пассажиропоток снизился на 7% по сравнению с первым кварталом
прошлого года. «Впервые в метрополитене за послевоенную историю такое снижение
числа поездок. Ни 91-й, ни 98-й годы не приводили к такому системному снижению
числа пассажиров. Это впервые», - сказал Гаев в среду журналистам.
Он отметил, что в апреле-мае
метрополитен ежедневно теряет 500-600 тыс. поездок. «Потери доходов за первые
четыре месяца составили один миллиард рублей от того, что
мы планировали», - сказал начальник столичной подземки.
По его словам, за 2008 год
прибыль метрополитена составила около 1,5 млрд
рублей, выручка - около 30 млрд рублей. «За прошлый
год плановые показатели полностью выполнены. Выручка выросла на 1% от плана. В
прошлом году мы планировали прибыль 4 миллиарда рублей, а получили миллиард с небольшим», - сказал Гаев.
Начальник метрополитена отметил,
что из-за снижения прибыли метро сокращает свои инвестиционные программы,
направленные на реконструкцию и модернизацию подземки.
«Мы пересматриваем свои
инвестиционные программы. Сократили их на 3 миллиарда рублей. Мы планировали 9
миллиардов рублей от перевозок вложить в реконструкцию и модернизацию», -
сказал Гаев.
Как тут не вспомнить поговорку «жадность фраера сгубила». Безусловно
Московский метрополитен является одним из лучших в мире, но это не заслуга его
нынешнего руководства, а прямое паразитирование на советском наследстве -
московское метро советского периода точно было лучшим в мире.
Однако сказать, что современное
метро улучшилось по сравнению с советским периодом - значит слукавить. Чего
стоят только очереди за проездными карточками или толпы, собирающиеся перед
пропускными терминалами с их бессмысленными створками. При этом следует учесть,
что нагрузка на столичную подземку значительно выросла с ростом потока
автомобилей - перемещение наземным транспортом по Москве давно превратилось в
пытку, автобусы и троллейбусы, переполненные в советское время, ходят
полупустые - вернее не ходят, а ползут или стоят.
Качество проезда на метро
ухудшилось, а вот цена выросла непропорционально. Сегодня разовый проезд уже 22
рубля, а в советское время был 5 копеек. Неужели полновесный российский рубль
по покупательной способности уступает «деревянному», «совковому» в 440 раз?
Но ведь есть Киевский
метрополитен, на вид - точная копия московского.
Только проезд там стоит 2 гривны - сейчас по курсу это примерно 25 центов, то
есть в 3 раза дешевле, чем проезд в таком же метровагоне
по Москве. И это - после резкого подорожания тарифа аж
в 4 раза - еще в прошлом году проезд в киевской подземке стоил вообще 50
копеек.
Не значит ли это, что цены на
метро в Москве просто «задуты»?
Давайте посмотрим - проезд в
метро по Москве примерно стоит столько же, сколько в каком-нибудь европейском
городе. Но разве москвичи со средними и низкими доходами (а богатые в метро не
ездят) получают столько же, сколько и европейцы? Нет, конечно. Так что если
сопоставить цену на метро со средней зарплатой, то это соотношение в Москве
будет самым высоким в Европе.
Собственно, до самого кризиса
москвичи и гости столицы были вынуждены терпеть, в общем-то, беспредел
монополиста. Но и тут есть предел - у наиболее бедных категорий граждан уже
нечем платить господину Гаеву за проезд. Пешком
ходят. К тому же сократилось число гастарбайтеров в
Москве - а это были постоянные пассажиры, у части москвичей не стало работы, не
стало денег, но ведь если нет работы, то и ездить некуда.
А теперь перейдем к
хрестоматийному примеру - больше 20 лет
назад в Лондоне с городским транспортом была примерно та же проблема. Но
пришедший в то время молодой председатель городского совета Кен Ливингстон
принял решение снизить сильно «задутые» тарифы на проезд. И лондонцы стали
больше ездить, а рентабельность транспорта выросла
чуть ли не вдвое.
Интересно, а в Москве эта схема
не будет действовать?
Явно в столице цены на проезд в
метро «задуты» раза в два, а то и в три. Напомню, что всего несколько лет назад
были отменены практически все льготы - под предлогом того, что не-льготные категории пассажиров слишком много платят. И
что? Теперь платят все, но за это время цене на проезд поднималась еще
несколько раз. Может, хватит?
Метро пока еще принадлежит
городу - всему городу, а не Гаеву, не Лужкову и так
далее. Спросите у горожан, какую цену на метро они считают справедливой. Думаю,
ответ будет вполне рациональным.
Анатолий Баранов